Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 8:44:02
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ

Сейдахметов Алпысбай

к.э.н., профессор, Университет НАРХОЗ,

г. Алматы, Казахстан

E-mailseid.alpys@yandex.ru

Тышканбаева Мансия Букарина 

к.ф.-м.н,  доцент

КазНУ им.аль-Фараби,

г.Алматы, Казахстан

E-mailmansya.bukar@yandex.ru

Возникнове­ние рисковых ситуаций с перемещением материальных потоков усложняет управление логистического процесса.  Следует отметить, что в теоретическом и методологическом аспекте вопросы риск- менеджмента разработаны достаточно на высоком уровне. Однако, практические вопросы по систематизации причин по выявлению, идентифи­кации, оценки процессов по управлению рисков в логистике все еще не получила должного внимания.

Основные проблемы управления логистическими рисками можно сгруппировать по следующим направлениям:

-       формование представлений о риске конкретных логистических операций;

-       определение уровня допустимого риска;

-       разработка методов анализа, оценки и способы управления рисками.

-       принятие решении о способах ликвидации последствии рисков.

Решение проблем логистики требует коренных преобразований не только в обла­сти управления логистическими системами (в том числе управление цепями поставок), но изменение мыш­ление менеджеров и специалистов, занимающихся управлением материалопроводящей среды любого уровня. 

Основная цель управления рисками в логистических системах - снижение последствии рисков, которые влекут за собой материальные, финансовые и временные потери. Поэтому, правильная оценка видов и уровня рисков и определение конкретных действий для защиты, а также уменьшения риска могут быть детализированы только при комплексном изучении и анализе си­туаций риска.

Анализ рисковой ситуации показывает, что мы часто сталкиваемся следующими взаимо­связанными явлениями: наличие неопределенности, анализ возможных альтер­натив развития и выбор механизмов оптимальной оценки вероятности осуществления вариантов решений. Определение видов и уровня риска имеет характер случайных процессов. Поэтому количественные оценки риска могут быть получены при использовании аппарата теории вероятности. В данной ситуации риска, специалисту кроме идентификации причин его возникновения и расчета абсолютных величин потерь (или прибыли), необ­ходимо учесть: вероятность успеха (потерь), вероятность отклонений от выб­ранной цели, возможность благоприятных или негативных последствий предпринимаемых действий. Для снижения значимости негативных последствий рисков обычно созда­ется система «управления риском», которая включает ряд видов деятельно­сти. В логистических системах, в целом управление рисками должен иметь целостный характер.

В логистической системе выделяют следующие основные группы рисков [1,2]:

-       коммерческий риск - срывы поставок, неготовность груза в срок, нарушение сроков, невыполнение финансовых обязательств сторон в ЛС;

-       риск утраты имущества из-за стихийных бедствий, неблагоприятных условий транспортировки;

-       риск утраты имущества по причине забастовок, массовых волнений, военных действий;

-       риски, обусловленные нарушениями техники безопасности и пожарной безопасности;

-       риски хищений;

-       риски экологические (происшествие с товаром либо несоответствие упаковки свойствам товара, которое может нанести ущерб окружающей среде).

-       технический риск - отказ и поломка транспортных средств и, как следствие, возможные задержки доставки груза и повышение вероятности иных рисков.

-       риски, причиной которых является низкая квалификация контрагентов в ЛС: халатность, утрата документов, их задержка и т.п.

-       риск гражданской ответственности от нанесения ущерба третьим лицам.

Основными причинами возникновения логистических рисков являются:

-       неопределенность,

-       случайность,

-       противодействие.

Следовательно, управление этими факторами риска означает, что с ними необходимо считаться, предвидеть, планировать и - если возможно - снижать, предотвращать, избегать.

Неопределенность рассматривается как совокупность обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но трудно определить, ее влияние на показатели эффективности логистической деятельности. Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и во многих случаях возникают под воздействием факторов внешней среды. Противодействие — намеренное сопротивление участников логистической системы в процессе выполнения логистической операций.

Следует отметить, что причины неопределенности разнообразны и многочисленны: от субъективных — человеческая деятельность, до объективных — стихийные бедствия, отказы техники, нарушение технологии, политическая и экономическая ситуация и др. Исследования с целью выявления и идентификации рисков, связанных с транспортировкой, показывают, что 75% всех возникающих рисков вызваны человеческими ошибками: недостаточной подготовкой, усталостью, индивидуальными психо-эмоциональными качествами, нарушениями правил и требований технологической дисциплины или при выполнении определенных логистических операций/функций.

Анализ риска в такой сложной системе как логистическая, как и в других системах должна начинаться с идентификации риска.

Идентификация риска означает выявление источников риска, их видов и возможного ущерба. Этот вопрос достаточно проработан и в теории, и на практике, имеются разнообразные классификации, использование которых значительно облегчает идентификацию риска в логистике и соответственно проведение работы по планированию мероприятий по управлению риском. Как известно, логистические риски, связаны с выполнением соответствующих функций: производства, хранения, маркировки и упаковки, консолидации и разукрупнения, транспортировки различными видами транспорта, документирования, расчетов, распределения и т.д. В процессе организации логистики встречаются следующие риски:

-       риски, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном перевозочном средстве, включая пожары, дорожно-транспортные происшествия, угон или пропажу транспортного средства, взрывы, повреждения при погрузке, укладке, выгрузке, приеме товара; утрату или повреждение тары, упаковки, утрату или неправильное оформление документов, халатность персонала и т.д.;

-       риски, воздействующие на грузы извне: ДТП, климат, запреты властей, неплатежеспособность или банкротство субподрядчиков, ошибки в оформлении процедур платежей, задержка в пути, утрата или повреждение груза при хранении, складировании и других операциях на складах и при подготовке к транспортировке, высокая концентрация груза, низкий уровень квалификации работников;

-       риски, воздействующие на внешние объекты из-за происшествий с грузом: жертвы аварий, несчастный случай, ожидание выполнения операций, повреждение собственности подрядчика, повреждение чужого имущества, таможенные риски и т.д.;

-       прочие риски, затраты на спасение и аварию, ликвидацию последствий, затраты на сюрвейера или юриста и другие затраты.

Известно, что риск определяется величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном выражении, если ущерб поддается измерению в денежной форме. Наряду с этим риск в относительном выражении определяется величиной возможных потерь, отнесенной к любой базе: имущество предприятия; общие затраты ресурсов; ожидаемый доход (прибыль).

Риски различают и по другим признакам:

-       наличие потерь: потенциальная возможность потери дополнительной прибыли или объема продаж — условный риск;

-       чистый риск - риск, связанный с опасностью потери денег;

-       среда возникновения: внешний риск возникает в результате взаимодействия предприятия с рыночными контрагентами; внутренний риск возникает внутри предприятия, вследствие особенностей организации производства, системы учета и контроля, принятия решений, подбора персонала [3].

Способность управлять рисками, т.е. снижать, компенсировать и предотвращать потери, определяется после выявления характера риска и получения его качественных и количественных оценок. При оценке рисков применяются различные подходы.

Выделяют следующие подходы по определению риска:

-       на основе логических рассуждений, эмпирически — путем экстраполяции прошлых ситуаций и прогнозирования их на будущее;

-       на основе анализа статистических данных, т.е. определения величины потерь с установлением частоты ее появления;

-       экспертно — на основе анализа и оценок и информации полученной от экспертов;

-       расчетно-аналитически — путем построения кривой распределения вероятностей потерь.

На практике выбор методов оценки риска связано с конкретными обстоятельствами и необходимостью более точной оценки ущербов (прибыли) от невыполнения договоров, сделок и других операций.

Механизм управления рисками можно представить в виде рисунка 1 [4].

 b87df0634dc880a39af9bb2246e3e156.jpg

Рис.1. Процесс принятия риск- решений от потенциального воздействия риска на логистическую систему и его вероятности возникновения

Необходимо отметить, что при анализе воздействия риска, возникающих с перемещением материального потока в логистической системе необходимо опираться как на теорию вероятности так и на процесс принятия решений. Следовательно, решение данных задач требует, как эвристических знаний функционирования материалопроводящей среды, так и теоретических основ риск- менеджмента.

 

Библиографический список:

1.     Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов /Под ред. Сергеева В.И. – М.: Инфра-М, 2004.

2.     Т.Т. Ценина, Е.В. Ценина. Управление рисками: учеб.  пособие / – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 227 с.

3.     http://www.risk24.ru/

4.     Michael Siebrandt. Professionelles Risikomanagement in der Logistik: Praxishandbuch mit Arbeitshilfen und Beispielen. DVV Media Group/Deutscher Verkehrs-Verlag, 2010.


Количество просмотров: 3325
теги:
24.03.2018 12:46 | stacyблог автора

Еще публикации: