Сейдахметов Алпысбай
к.э.н., профессор, Университет НАРХОЗ,
г. Алматы, Казахстан
E-mail: seid.alpys@yandex.ru
Тышканбаева Мансия Букарина
к.ф.-м.н, доцент
КазНУ им.аль-Фараби,
г.Алматы, Казахстан
E-mail: mansya.bukar@yandex.ru
Возникновение рисковых ситуаций с перемещением материальных потоков усложняет управление логистического процесса. Следует отметить, что в теоретическом и методологическом аспекте вопросы риск- менеджмента разработаны достаточно на высоком уровне. Однако, практические вопросы по систематизации причин по выявлению, идентификации, оценки процессов по управлению рисков в логистике все еще не получила должного внимания.
Основные проблемы управления логистическими рисками можно сгруппировать по следующим направлениям:
- формование представлений о риске конкретных логистических операций;
- определение уровня допустимого риска;
- разработка методов анализа, оценки и способы управления рисками.
- принятие решении о способах ликвидации последствии рисков.
Решение проблем логистики требует коренных преобразований не только в области управления логистическими системами (в том числе управление цепями поставок), но изменение мышление менеджеров и специалистов, занимающихся управлением материалопроводящей среды любого уровня.
Основная цель управления рисками в логистических системах - снижение последствии рисков, которые влекут за собой материальные, финансовые и временные потери. Поэтому, правильная оценка видов и уровня рисков и определение конкретных действий для защиты, а также уменьшения риска могут быть детализированы только при комплексном изучении и анализе ситуаций риска.
Анализ рисковой ситуации показывает, что мы часто сталкиваемся следующими взаимосвязанными явлениями: наличие неопределенности, анализ возможных альтернатив развития и выбор механизмов оптимальной оценки вероятности осуществления вариантов решений. Определение видов и уровня риска имеет характер случайных процессов. Поэтому количественные оценки риска могут быть получены при использовании аппарата теории вероятности. В данной ситуации риска, специалисту кроме идентификации причин его возникновения и расчета абсолютных величин потерь (или прибыли), необходимо учесть: вероятность успеха (потерь), вероятность отклонений от выбранной цели, возможность благоприятных или негативных последствий предпринимаемых действий. Для снижения значимости негативных последствий рисков обычно создается система «управления риском», которая включает ряд видов деятельности. В логистических системах, в целом управление рисками должен иметь целостный характер.
В логистической системе выделяют следующие основные группы рисков [1,2]:
- коммерческий риск - срывы поставок, неготовность груза в срок, нарушение сроков, невыполнение финансовых обязательств сторон в ЛС;
- риск утраты имущества из-за стихийных бедствий, неблагоприятных условий транспортировки;
- риск утраты имущества по причине забастовок, массовых волнений, военных действий;
- риски, обусловленные нарушениями техники безопасности и пожарной безопасности;
- риски хищений;
- риски экологические (происшествие с товаром либо несоответствие упаковки свойствам товара, которое может нанести ущерб окружающей среде).
- технический риск - отказ и поломка транспортных средств и, как следствие, возможные задержки доставки груза и повышение вероятности иных рисков.
- риски, причиной которых является низкая квалификация контрагентов в ЛС: халатность, утрата документов, их задержка и т.п.
- риск гражданской ответственности от нанесения ущерба третьим лицам.
Основными причинами возникновения логистических рисков являются:
- неопределенность,
- случайность,
- противодействие.
Следовательно, управление этими факторами риска означает, что с ними необходимо считаться, предвидеть, планировать и - если возможно - снижать, предотвращать, избегать.
Неопределенность рассматривается как совокупность обстоятельств, которые можно предвидеть заранее, но трудно определить, ее влияние на показатели эффективности логистической деятельности. Случайность включает обстоятельства, которые могут возникнуть независимо от общей ситуации и во многих случаях возникают под воздействием факторов внешней среды. Противодействие — намеренное сопротивление участников логистической системы в процессе выполнения логистической операций.
Следует отметить, что причины неопределенности разнообразны и многочисленны: от субъективных — человеческая деятельность, до объективных — стихийные бедствия, отказы техники, нарушение технологии, политическая и экономическая ситуация и др. Исследования с целью выявления и идентификации рисков, связанных с транспортировкой, показывают, что 75% всех возникающих рисков вызваны человеческими ошибками: недостаточной подготовкой, усталостью, индивидуальными психо-эмоциональными качествами, нарушениями правил и требований технологической дисциплины или при выполнении определенных логистических операций/функций.
Анализ риска в такой сложной системе как логистическая, как и в других системах должна начинаться с идентификации риска.
Идентификация риска означает выявление источников риска, их видов и возможного ущерба. Этот вопрос достаточно проработан и в теории, и на практике, имеются разнообразные классификации, использование которых значительно облегчает идентификацию риска в логистике и соответственно проведение работы по планированию мероприятий по управлению риском. Как известно, логистические риски, связаны с выполнением соответствующих функций: производства, хранения, маркировки и упаковки, консолидации и разукрупнения, транспортировки различными видами транспорта, документирования, расчетов, распределения и т.д. В процессе организации логистики встречаются следующие риски:
- риски, связанные непосредственно с транспортировкой груза на конкретном перевозочном средстве, включая пожары, дорожно-транспортные происшествия, угон или пропажу транспортного средства, взрывы, повреждения при погрузке, укладке, выгрузке, приеме товара; утрату или повреждение тары, упаковки, утрату или неправильное оформление документов, халатность персонала и т.д.;
- риски, воздействующие на грузы извне: ДТП, климат, запреты властей, неплатежеспособность или банкротство субподрядчиков, ошибки в оформлении процедур платежей, задержка в пути, утрата или повреждение груза при хранении, складировании и других операциях на складах и при подготовке к транспортировке, высокая концентрация груза, низкий уровень квалификации работников;
- риски, воздействующие на внешние объекты из-за происшествий с грузом: жертвы аварий, несчастный случай, ожидание выполнения операций, повреждение собственности подрядчика, повреждение чужого имущества, таможенные риски и т.д.;
- прочие риски, затраты на спасение и аварию, ликвидацию последствий, затраты на сюрвейера или юриста и другие затраты.
Известно, что риск определяется величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном выражении, если ущерб поддается измерению в денежной форме. Наряду с этим риск в относительном выражении определяется величиной возможных потерь, отнесенной к любой базе: имущество предприятия; общие затраты ресурсов; ожидаемый доход (прибыль).
Риски различают и по другим признакам:
- наличие потерь: потенциальная возможность потери дополнительной прибыли или объема продаж — условный риск;
- чистый риск - риск, связанный с опасностью потери денег;
- среда возникновения: внешний риск возникает в результате взаимодействия предприятия с рыночными контрагентами; внутренний риск возникает внутри предприятия, вследствие особенностей организации производства, системы учета и контроля, принятия решений, подбора персонала [3].
Способность управлять рисками, т.е. снижать, компенсировать и предотвращать потери, определяется после выявления характера риска и получения его качественных и количественных оценок. При оценке рисков применяются различные подходы.
Выделяют следующие подходы по определению риска:
- на основе логических рассуждений, эмпирически — путем экстраполяции прошлых ситуаций и прогнозирования их на будущее;
- на основе анализа статистических данных, т.е. определения величины потерь с установлением частоты ее появления;
- экспертно — на основе анализа и оценок и информации полученной от экспертов;
- расчетно-аналитически — путем построения кривой распределения вероятностей потерь.
На практике выбор методов оценки риска связано с конкретными обстоятельствами и необходимостью более точной оценки ущербов (прибыли) от невыполнения договоров, сделок и других операций.
Механизм управления рисками можно представить в виде рисунка 1 [4].
Рис.1. Процесс принятия риск- решений от потенциального воздействия риска на логистическую систему и его вероятности возникновения
Необходимо отметить, что при анализе воздействия риска, возникающих с перемещением материального потока в логистической системе необходимо опираться как на теорию вероятности так и на процесс принятия решений. Следовательно, решение данных задач требует, как эвристических знаний функционирования материалопроводящей среды, так и теоретических основ риск- менеджмента.
Библиографический список:
1. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов /Под ред. Сергеева В.И. – М.: Инфра-М, 2004.
2. Т.Т. Ценина, Е.В. Ценина. Управление рисками: учеб. пособие / – СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013. – 227 с.
4. Michael Siebrandt. Professionelles Risikomanagement in der Logistik: Praxishandbuch mit Arbeitshilfen und Beispielen. DVV Media Group/Deutscher Verkehrs-Verlag, 2010.