Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:08:44
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ЛОГИСТИКА В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ

Санков Виктор Григорьевич

доктор экономических наук, профессор
Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.,

г. Саратов, Россия

E-mail: sankovvg@mail.ru

Морозов Сергей Алексеевич

кандидат экономических наук, профессор
Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина Ю.А.,

г. Саратов, Россия

E-mail: morozovsa@sstu.ru

В настоящее время свыше миллиона одиноких пожилых обслуживают социальные работники на дому [1]. В обслуживании престарелых и инвалидов на дому, следует выделить проблему технологии самого процесса обслуживания – социальных технологии обслуживания. Условия труда работников соцобслуживания определяются именно технологиями. В списке услуг надомного обслуживания присутствуют услуги регулярно востребованные, и выполняемые вне мест проживания обслуживаемых, и, одновременно являющиеся самыми трудоёмкими [2-4].

Социальные технологии как способ организации и упорядочения целесообразной практической деятельности, как совокупность приемов, направленных на преобразование социального объекта с целью достижения заданного результата, определяют специфические социальные средства. Специфика состоит в алгоритмизировании деятельности. Разработка алгоритмов всегда открывает возможности для многократного использования, для тиражирования упорядоченного комплекса операций, обеспечивающего достижение требуемых результатов [5].

Прагматика социальной технологии, выстраивает в один ряд цель, средство и результат. Координация средств и результатов имеет свои собственные правила и предполагает вариативность и применение сложной методологии, выбора систем критериев и оценок, моделирования, проектирования, рассмотрения социальных версий и сценариев, идентификаторов методов диагностики и т.д.

Услуги по закупке и доставке продуктов данным категориям обслуживаемых на дому из магазинов города; организация услуг по медицинскому обслуживанию в сети медицинских учреждений на территории города с доставкой престарелых и инвалидов надомного социального обслуживания; организация услуг прачечного обслуживания по множеству сетевых узлов; организация посещений культурных мероприятий, и другие виды предоставления коллективных социальных услуг оказываются вне помещений их проживания и успешно могут быть объединены для централизованного выполнения.

Повышение эффективности труда социальных работников с одновременным повышением качества социального обслуживания – это задача научной поддержки организации практики обслуживания населения на дому социальными работниками. Рассмотрим развитие идеи интегрирования процедур социального обслуживания, традиционно автономно оказываемых соцработниками надомного обслуживания услуг, и совершаемых в кластерных границах города. В качестве объекта для конкретизации предлагаемых новаций рассматривается нами некоммерческая организация Коммунальное государственное учреждение «Территориальный центр социального обслуживания пенсионеров и инвалидов отдела занятости и социальных программ», расположенное в городе Уральске Республики Казахстан.

Воспользуемся статистикой затрат времени социальных работников, представленной в журнале «Социальная работа – социальные услуги», №7, февраль 2012 год.

Согласно представленной обобщающей статистике о распределении трудоёмкости соцработников по видам услуг каждого обслуживаемого в течении месяца, трудозатраты на услуги с необходимым привлечением транспортных средств составляют 9,7 часа. От месячного объёма труда социального работника это составляет 43%. При численности линейных соцработников в Организации (в составе 83 человека, обслуживающих 711 престарелых и инвалидов на дому), получим суммарную трудоёмкость работников (на операциях, требующих участия транспорта в технологии их выполнения). Эта трудоёмкость составляет в месяц порядка 6 897 (9,7х711) часов. Что можно представить, как трудозатраты 39 (6897/(8х22)) социальных работников, весь месяц занятых только выполнением данной процедуры социального обслуживания. Выделим из этой трудоёмкости самую трудоёмкую, с точки зрения затрат времени, услугу – «снабжение продуктами и товарами первой необходимости». Затраты времени на неё составили 6,2 часа в расчёте на одного обслуживаемого в месяц. Месячная трудоёмкость её выполнения по Организации 4 408 (6,2х711) часов, что соответствует 25 социальным работникам, полностью занятым этой услугой в течение месяца. (29% от количества надомных соцработников).

Концентрируя организацию выполнения этой процедуры в руках специализирующегося субъекта в масштабе всего города, можно получить высокий «эффект концентрации», или «эффект масштаба производства».

Социальная технология организации и механизма функционирования вновь создаваемой целевой системы, названной нами субъектом, имеет социально-логистическое содержание. В ней упорядочиваются все основные потоки: материальный, информационный, финансовый, трудовой, транспортный; процедуры и операции. Представим логистическую технологию создания этой системы и её функционирования. Контуры логистической системы определяются составом элементов, образующих систему, и связями, придающими системе целостность и единство:

а) в Организации создаётся Центр сбора и обработки информации (ЦСОИУ), планирования и управления функционированием социальной обслуживающей системы;

б) подбираются торговые организации (магазины) (ТО), включаемые в систему и специализирующиеся на отпуске товаров по заявкам обслуживаемых на дому людей;

в) организуется автотранспортное подразделение (АП) для выполнения централизованной доставки товаров из магазинов по адресам заявителей;

г) социальные работники отделения социального обслуживания на дому (СРООД), с закреплёнными за ними обслуживаемыми.

Логистика полного цикла (вариант соцтехнологии) выполнения заявок обслуживаемых стариков и инвалидов представляется последовательностью операций и процедур:

1.      сбор заявок соцработниками со своих подопечных;

2.      оформление общей заявки соцработником на закреплённых граждан;

3.      передача заявок соцработниками в центр обработки и планирования;

4.      группировка заявок по кластерам транспортного обслуживания, и их обслуживающим торговым организациям,

5.      планирование маршрутов для доставки грузов автомобилями;

6.      подготовка списков заявленных товаров по конкретным адресам в соответствии с группами и кластерами, представленными в маршрутных листах автомобилей;

7.      передача систематизированных и обобщённых заявок в магазины;

8.      магазины готовят и формируют «адресные» пакеты товаров, прикрепляют к ним индивидуальные накладные с распечаткой информации о товарах адресату;

9.      сортируют готовые пакеты по маршрутным картам;

10.    водители автомобилей получают маршрутные карты и едут к магазинам для загрузки пакетов, производимой в соответствии с ведомостями их прикрепления к маршрутам;

11.    автомобиль развозит пакеты по адресам в последовательности, предписанной маршрутными картами.

12.    водитель сдачу адресного пакета оформляет у соцработника, курирующего адресата-заявителя;

13.    после завершения работы водители возвращают выполненные маршрутные задания в центр управления.

Планирование развозочных и сборочных маршрутов для автомобилей, осуществляется программным способом, реализующим известные алгоритмы планирования «развозочных и сборочных» маршрутов. Например, «метод стеклоочистителя», описанный Г.А. Гаджинским в работе [6].

Аналогичным образом возможно создание подсистемы организации посещения больными – обслуживаемыми гражданами, медицинских учреждений – поликлиник. Логистическая социальная технология и здесь находит эффективное решение проблемы сокращения затрат времени на организацию посещений медицинских учреждений. Систему, в этом случае, образуют следующие элементы [7]:

а)      медицинские учреждения, обслуживающие престарелых граждан и инвалидов, находящихся на надомном социальном обслуживании (МУ);

б)      сами социально - обслуживаемые надомники (СОН);

в)      соцработники, организующие посещения обслуживаемых пациентов в поликлиниках (СР);

г)      транспортное подразделения специального транспорта (АП);

д)      центр планирования и управления функционирование системы социального обслуживания в медучреждениях (ЦСОИУ).

Между медучреждениями (МУ) и учреждением социального обслуживания (ЦСОИУ) заключается соглашение на согласование графиков приёма социально обслуживаемых пациентов, опекаемых (СОН) социальным учреждением. Полный логистический цикл соцтехнологии предстаёт в динамике следующим образом:

1.      предварительно, за сутки, в медучреждение подаётся общая заявка на посещение врачей, которая обрабатывается в поликлинике или больнице с выдачей расписания приёма врачей-специалистов. Для чего МУ выделяется «окно» в работе нужных кабинетов.

2.      расписание передаётся в центр планирования исполнения заявок ЦСОИУ. Центр осуществляет планирование работы (АП) транспортной поддержки медицинского обслуживания (СОН) - разрабатывает сборочные и развозочные маршруты по данным адресов сбора и развозки «пациентов» (СОН).

3.      после разработки маршрута и графиков сбора стариков и инвалидов, заявленных на медобслуживание, эта информация доводится до соцработников (СР), опекающих (СОН).

4.      на основании данной информации они (СР) готовят своих подопечных (СОН) к доставке собирающими их специальными автомобилями,

5.      специальные автомобили (АП) объезжают по разработанным оптимальным маршрутам заявленных к медобслуживанию пациентов(СОН) и доставляют их в медучреждение(МУ).

6.      после обслуживания в медучреждении по предварительно составленному расписанию, обслуживаемые граждане (СОН) так же по маршруту, но в обратном порядке, доставляются специальными медицинскими автомобилями к местам проживания.

7.      в этот же день, или в день подготовки следующей группы (СОН) нуждающихся в обслуживании, готовится список нуждающихся в медуслугах и передаётся в (ЦСОИУ). Далее всё происходит по описанной схеме.

В данном случае реализована социальная технология, позволяющая централизовать работу по подготовке и согласованию расписаний взаимодействия учреждений. Оптимизируются затраты на работу автотранспорта в связи с движением его по оптимальному маршруту и существенного сокращения времени на ожидании своих «пассажиров» для возвратного рейса.

Так, по проведенным нами расчетам, даже при сокращении затрат времени соцработников только на половину и только в выполнении социальной услуги «снабжение продуктами и товарами первой необходимости», можно говорить об экономии времени, соответствующей занятости 20 соцработников в такой организации социального обслуживания, как г. Уральск. Это составляет 25,7% трудоёмкости работ всего контингента Организации соцработников, обслуживающих на дому.

Таким образом, применение в организации социального обслуживания престарелых, инвалидов и маломобильных групп населения на дому новых социальных технологий логистического содержания существенно позволяет оптимизировать затраты труда, увеличить производительность, эффективность труда соцработников и способствует повышению качества обслуживания указанных групп населения.

 

Библиографический список:

1. Социальное обслуживание инвалидов [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pansionat-osen.ru/poleznye-materialy/cocialnoe-obsluzhivanie-invalidov

2. Какие услуги должны оказывать старикам на дому. СПИСОК+ЦЕНЫ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.aif.ru/money/mymoney/25024

3. Алексеев Ю. Реформа социальных служб: старикам предлагают оплачивать соцуслуги из пенсии. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mywebs.su/blog/polemics/32266/

4. Оказание социальных услуг: условия, формы и нормы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://progavrichenko.ru/socialnaya-zashhita/okazanie-socialnyx-uslug-usloviya-formy-i-normy.html

5. Энциклопедический социологический словарь / под общ. ред. Г. В. Осипова. – М. : ИСПИ РАН, 1995. - 480 с.

6. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник /Гаджинский А.М – 20-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 484 с. 


Количество просмотров: 2715
теги:
24.03.2018 12:42 | stacyблог автора

Еще публикации: