Погорелова Галина Матвеевна
кандидат юридических наук, доцент,
профессор кафедры гражданского права
Санкт-Петербургского военного института
войск национальной гвардии,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: gala2006@yandex.ru
В современных условиях существенно возрастает значимость автомобильного транспорта в транспортных системах государств – участников СНГ. Развивающиеся рынки товаров и услуг, малого и среднего бизнеса, неоднородность и неравномерность экономического пространства, превращение значительных поселений, городов в крупные интеллектуальные системы и их дальнейшее развитие прочно ассоциируется с необходимостью расширения сфер применения грузового автомобильного транспорта. Это определено его адаптированностью к различным социально-экономическим и дорожным условиям национальных территорий. Повседневное, на сегодняшний день, ставшее массовым, использование личного автотранспорта является одним из главных факторов формирования нового образа жизни, обеспечение связанности территорий и, как следствие, выравнивания их социально-экономического развития. Свидетельство этому темпы наращивания парка личных и коммерческих автомобилей, что лишний раз указывает на значимость и устойчивый характер происходящей автомобилизации государств – участников СНГ, принимающей необратимый характер. Однако, следует учитывать, что в условиях неоднородности экономических пространств в все возрастающего давления внешних факторов (международные кризисы, сжатия или урбанизация пространств, переход на более высокий технологический уклад и др.) автомобилизация, обеспечивая новое качество жизни людей и способствую развитию экономики, сопровождается и негативными последствиями, связанными с ущербом от дорожно-транспортных происшествий, загрязнением окружающей среды, перегрузкой дорог и городских улиц, проблемами развития городской среды, дестабилизацией работы наземного пассажирского общественного транспорта. Вопросами по изучению опыта государственного строительства и местного самоуправления в СНГ занималась Постоянная комиссия МПА СНГ, которой, в качестве аналитических материалов, было использовано законодательство государств – участников Содружества Независимых государств об автомобильном транспорте.
В связи с вышеизложенным постановлением Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств 27 марта 2017 года был принят модельный закон «Об автомобильном транспорте». Основными целями принятия данного закона являются:
- максимальное использование возможностей автомобильного транспорта для повышения качества жизни и мобильности населения, обеспечения связанности национальных территорий, обеспечение их равномерного и ускоренного социально-экономического развития, включая наиболее эффективное движение национальных товаров и услуг;
– снижение издержек, связанных с осуществлением международной автотранспортной деятельности;
регулирование процесса автомобилизации и снижение его негативных последствий, прежде всего, в крупнейших городах;
– повышения технического уровня парка автотранспортных средств;
– повышение безопасности дорожного движения.
Предметом правового регулирования модельного закона являются общественные отношения, возникающие в связи с государственным регулированием автотранспортной деятельности, а также правовые, экономические и организационные условия функционирования автомобильного транспорта в интересах социально-экономического развития национальных территорий, права и обязанности производителей и потребителей автотранспортных работ и (или) услуг в целях создания эффективных условий для обеспечения потребностей экономики и населения в автомобильных перевозках и связанных с ними услугах.
Модельный закон исходит из того, что автомобильный транспорт является составной частью единой транспортной системы государства, которая играет сегодня важную роль в межгосударственных перевозках и контактах и призвана своевременно и качественно обеспечивать потребности государства, физических и юридических лиц в товарах и услугах, реализации общечеловеческих потребностей и стремлению к развитию, способствовать созданию условий для развития экономики государств – участников СНГ.
В целях обеспечения системности и последовательности правового регулирования правоотношений в области автомобильного транспорта в модельном законе отражены базовые положения межгосударственных соглашений государств – участников СНГ в данной сфере.
Помимо модельного закона «Об автомобильном транспорте» деятельность в области автомобильного транспорта регулируется:
– нормами гражданского законодательства о договорных и имущественных отношениях, перевозке, транспортной экспедиции, являющимися правовой основой гражданских отношений в автотранспортной деятельности;
– законодательством об автомобильном транспорте, а также автотранспортными уставами и кодексами;
– законодательством, регулирующим отношения пользователей объектами инфраструктуры автомобильного транспорта;
– законодательством, регулирующим отношения, непосредственно связанные с оказанием услуг в процессе перевозки (о транспортно-экспедиционной деятельности, транспортном страховании, информационном, техническом обслуживании, об услугах в области безопасности);
– законодательством, регулирующим отношения, связанные с перевозкой грузов и пассажиров в прямом и смешанном сообщении (о транспортном коридоре, транспортном операторе, сквозном тарифе, информационно-логистическом центре, перегрузочном терминале и т. п.);
– законодательством, регулирующим вопросы государственного контроля и обеспечения безопасности в области автомобильного транспорта;
– законодательством, регулирующим особые виды автомобильных перевозок (международные перевозки, перевозки опасных и крупногабаритных грузов);
– международными договорами, соглашениями и конвенциями в области автомобильного транспорта [1].
Отношения, связанные с перевозками грузов, пассажиров и багажа для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, регулируются также положениями национального законодательства о защите прав потребителей с учетом особенностей автотранспортной деятельности.
Статьей 43 модельного закона «Об автомобильном транспорте» регулируется соотношение национального законодательства и международных договоров в области автотранспортной деятельности.
Если международным договором, ратифицированным соответствующим государством, установленные иные правила, чем те, которые содержатся в модельном законе «Об автомобильном транспорте», то применяются правила такого международного договора, участником которого является данное государство.
В случае коллизии национального законодательства и законодательства иностранного государства, регулирующего автотранспортную деятельность, действует законодательство того государства, на территории которого осуществляется автотранспортная деятельность, если иное не предусмотрено международным договором [1].
Особенности осуществления автотранспортной деятельности в целях обеспечения обороноспособности, безопасности государства, защиты правопорядка и охраны здоровья граждан могут устанавливаться иными модельными законодательными актами и актами национального законодательства [1]. Например, транспортная логистика в войсках национальной гвардии это мероприятия, с помощью которых осуществляется перевозка личного состава, вооружения, военной, специальной и другой техники, материально-технических средств войск национальной гвардии, а также иных лиц и грузов федеральных органов исполнительной власти в оптимальные сроки из точки А в точку Б по наикратчайшему маршруту с наименьшими затратами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации [2, 208].
Автомобильный транспорт призван своевременно и качественно обеспечивать потребности физических и юридических лиц, государства и местных органов власти в автомобильных перевозках грузов, пассажиров и багажа. Автотранспортные организации во взаимодействии с организациями других видов транспорта способствуют созданию условий для развития экономики и обеспечения единства транспортного пространства на территории государств [1].
Библиографический список:
1. Об автомобильном транспорте // Модельный закон Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств от 27 марта 2017 года.
2. Погорелова Г.М. Транспортная логистика: планирование воздушных перевозок во внутренних войсках // Сборник: Логистика - евразийский мост материалы ХI международной научно-практической конференции. 2016. С. 205-208.