Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:56:20
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФРАСТРУКТУРНЫХ ПРОЕКТОВ НА ПРИНЦИПАХ ГЧП (МЧП) В АГРОКОМПЛЕКСЕ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Погорелов Илья Зиновьевич

Кандидат экономических наук, доцент

Сибирский институт бизнеса, управления и психологии,

г. Красноярск,  Россия

E-mail: Pogor53@mail.ru

В Российской Федерации в настоящее время наблюдается и прогнозируется сохранение на среднесрочную перспективу дефициты бюджетов регионов и муниципальных образований. Это, на наш взгляд, должно актуализировать использование механизма ГЧП (МЧП) при реализации инфраструктурных проектов в регионах и муниципальных образованиях.

В ходе работы Круглого стола по проблемам развития ГЧП в Красноярском крае, организованном Администрацией г. Красноярска, ЦС ТППП и СИБУП, прошедшем 13 сентября 2016 года в г. Красноярске, его участники отметили, что недостаточное развитие регионального законодательства Красноярского края, регулирующего создание ГЧП и реализацию ГЧП-проектов на его территории, а также отсутствие нормативного регулирования создания МЧП и реализацию МЧП-проектов на территории г. Красноярска, и в иных муниципальных образованиях Красноярского края, не позволяет в должной мере реализовать имеющийся в крае потенциал ГЧП (МЧП).

В подтверждение актуальности выявленных в ходе круглого стола проблем в январе 2017 года министр транспорта Красноярского края С. Еремин полагает, что в настоящее время на законодательном уровне необходимо пересматривать механизмы реализации государственно-частного партнерства, учитывая то, что, во-первых, сегодня под государственно-частное партнерство подходят только объекты строительства и реконструкции, а во-вторых, важно пересмотреть поддержку государства с учетом территориальных особенностей региона. 

В связи с тем, что федеральный закон о ГЧП вступил в силу только с 1 января 2016 и уполномоченные органы, а ответственные за ГЧП (МЧП) были назначены в регионах и МО в середине 2016 года, встает вопрос о готовности потенциальных участников партнерств к работе в новых экономических условиях.

На наш взгляд, для координации действий лиц, заинтересованных во внедрении этого механизма, целесообразно создание дорожной карты по его внедрению на территории края и специального координационного органа, создаваемого на общественных основах. В качестве прообраза такого органа предлагаем рассмотреть комитет по ГЧП, созданный осенью 2016 года при Центрально-Сибирской ТПП, в состав которого вошли предприниматели, банкиры, представители Администрации г. Красноярска, научные и практические работники.

В качестве первоочередных мер, которые могли бы войти в создаваемую дорожную карту, на наш взгляд, следует рассмотреть создание новой редакции, утратившего силу Закона об особенностях ГЧП на территории Красноярского края [1]. В этом документе должна быть приведена с федеральным законодательством терминологическая база, определены приоритеты края в использовании этого механизма на его территории. Целесообразно конкретизировать условия взаимодействия участников партнерств, созданных на условиях 224-ФЗ [2] с представителями экспертного сообщества и институтами гражданского общества Красноярского края. Можно, например, пойти по пути, использованному правительством Саратовской области, где в июне 2016года был принято развернутое постановление «О реализации отдельных положений Федерального закона "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на территории Самарской области»

На наш взгляд, заслуживает внимание рассмотрение предложения по созданию в крае не одного, а нескольких нормативных актов, в которых бы нашли отражение отраслевые особенности реализации инвестиционных проектов по созданию (реконструкции) объектов инфраструктуры. Очевидно, что в одном акте сложно отразить специфику реализации таких проектов в сфере ОПК и АПК. Как вариант, можно рассмотреть создание в дополнение краевого закона серии методических пособий, в которых бы был проведен анализ лучших практик реализации ГЧП (МЧП)-проектов в тех или иных отраслях, используемых при этом инструментов и механизмов управления (распределения) рисков.

Сами методические пособия могли бы обобщить материалы обсуждений насущных проблем и наилучших практик в области в ходе регулярно проводимых круглых столов и специальной научно-практической конференции в г.Красноярске.

Предлагаемый координационный орган призван, на наш взгляд, стать дискуссионной площадкой на которой будут анализироваться практики реализации ГЧП (МЧП)-проектов, обсуждаться имеющиеся проблемы и возможные пути их решения.

Другим важным направлением является организация на базе одного из красноярских ВУЗов обучения специалистов различных организаций особенностям создания партнерств и отбора ГЧП (МЧП) проектов. На наш взгляд, организующую роль в этом направлении может выполнить ТППП в лице Ц-С ТППП, специалисты СБ РФ, ВЭБ, Россельхозбанка. За образец, на наш взгляд, можно взять образовательную программу РЭЦ, в рамках которой в настоящее время проводится обучение предпринимателей, а также тренеров из числа представителей региональных администраций. На следующем этапе, на наш взгляд, целесообразно проведение обучение работником муниципальных организаций.

В дальнейшем, возможно совместное участие с РЭЦ и Российским фондом промышленности в программе «Инвестиционный лифт» для экспортеров- предприятий МСП.

Расчеты, проведенные на основе экономико-статистической модели, предложенной Крутовой И.Н. в своей докторской диссертации в 2010 году, позволили выявить разрыв между развитием проектного финансирования нефтегазовой отрасли и перерабатывающей промышленности, а также сельского хозяйства длиной в один технологический уклад. Для преодоления выявленного технологического разрыва необходимы инвестирование в развитие современной технологической базы АПК и переход на новые технологии использования сельскохозяйственного сырья [3].

На наш взгляд, это необходимо учитывать при разработке Стратегических развития края на период до 2030 года

По нашему мнению, проблемы развития предприятий АПК края, в том числе, в логистике, можно успешно решать в рамках механизма ГЧП (МЧП) и метода проектного финансирования. Для этого нужны, прежде всего, политическая воля, наличие правильной стратегии развития и координация деятельности всех заинтересованных сторон.

           Now there is observed and is forecasted the preservation in the medium term of the budget deficits of regions and municipalities in the Russian Federation This, in our opinion, should actualize the use of PPPs (ICP) in the implementation of infrastructure projects in the regions and municipalities.

         During the Round table on the problems of PPP development in the Krasnoyarsk region, organized by the city Administration of Krasnoyarsk, the CA PPTA and it very well, the past 13 of September 2016 in the city of Krasnoyarsk, the participants noted that a lack of development of regional legislation in Krasnoyarsk region, governing the creation of PPPs and implementation of PPP projects on its territory, as well as the lack of normative regulation of establishment and implementation of MCHP MCHP projects in the city Of Krasnoyarsk, and in other municipal formations of Krasnoyarsk Krai, not fully available in the region, the potential of the PPP (MPP).

        In confirmation of the relevance identified during the round table issues in January 2017, the Minister of transport of the Krasnoyarsk territory Sergey Eremin believes that at the present time at the legislative level it is necessary to reconsider the mechanisms of implementation of public-private partnerships, given that, first, today, under a public-private partnership suitable only objects of construction and reconstruction, and secondly, it is important to review state support taking into account territorial features of the region.

           Due to the fact that the Federal PPP law came into force only from 1 January 2016 and authorized bodies and responsible for PPP (MPP) was appointed in the regions and MO in mid-2016, the question arises about the readiness of potential partners to work in new economic conditions.

         In our view, to coordinate stakeholders in the implementation of this mechanism, it is advisable to create a road map for its implementation in the region and a special coordination body created on voluntary basis. As a prototype of such a body proposed to consider the Committee for PPP established in the fall of 2016 in the Central Siberian chamber of Commerce, whose members included businessmen, bankers, representatives of Administration of Krasnoyarsk, scientific and practical workers.

          As priority measures that could be included in the generated road map, in our view, should consider the creation of a new edition of force of the Law on PPP in the territory of the Krasnoyarsk region [1]. This document must be given with Federal legislation and terminological framework, identifies priorities for the region to use this mechanism on its territory. It is advisable to specify the conditions for interaction between the participants of the partnerships created under the terms of law 224-FZ [2] with representatives of the expert community and civil society institutions in Krasnoyarsk region. You can for example go along way used by the government of the Saratov region, where in June 2016goda was adopted a detailed resolution "On the implementation of certain provisions of the Federal law "On public-private partnership, municipal-private partnership in the Russian Federation and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation" on the territory of Samara region"

          In our opinion, deserves the consideration of proposals for the creation of in the region of not one but several regulatory acts, which would be reflected sectoral characteristics of investment projects on creation (reconstruction) of infrastructure. It is obvious that a single act is difficult to reflect the specifics of the implementation of such projects in the defence sector and agribusiness. Alternatively, it is possible to consider the establishment in addition of the regional law series of textbooks, which would be the analysis of best practices of implementation of PPP (MPP) projects in various industries, used the tools and control mechanisms (distribution) risks.

        Yourself manuals could summarize the discussions of pressing issues and best practices during regularly held round tables and special scientific-practical conference in Krasnoyarsk.

       The proposed coordinating body has, in our opinion, become a discussion forum where you will analyze the practice of implementation of PPP (MPP) projects, discussed existing problems and possible ways of their solution.

       Another important area is the organization based on one of Krasnoyarsk Universities training specialists in various organizations, the specifics of establishing partnerships and the selection of the PPP (MPP) projects. In our view, an organizing role in this direction can perform the PPTA in the face of the C-PPTA, the specialists of Sberbank, VEB and Rosselkhozbank. As a model, in our view, it is possible to take the educational program of the REC, which is currently training entrepreneurs and trainers from among the representatives of regional administrations. In the next step, in our view, it is reasonable to conduct training for employee municipal organizations.

        In the future, possible joint participation with the REC and the Russian Fund industry in the "Investment lift" for exporters - SMEs.

       Calculations carried out on the basis of economic and statistical models proposed Krutova I. N. in his doctoral thesis in 2010, revealed a gap between the development project financing the oil and gas industry and processing industry and agriculture with the length of one technological way. To overcome the perceived technology gap required investment in the development of modern technological base of agriculture and the transition to new technologies for the use of agricultural raw materials [3].

In our view, this should be considered when developing a Strategic development region for the period till 2030

In our opinion, problems of development of agricultural enterprises of the region, including logistics, can be successfully addressed within the framework of the PPP (MPP) and the method of project financing. This requires, above all, political will, availability of the right development strategy and coordination of all stakeholders.

 

Библиографический список:

1.     Закон Красноярского края от 1 декабря 2011 г. N 13-6633 "Об участии Красноярского края в государственно-частном партнерстве" (утратил силу)
Система ГАРАНТ:
 http://base.garant.ru/18618910/#ixzz4eYruBAsC

2.     Федеральный закон "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 13.07.2015 N 224-ФЗ (последняя редакция)

3.     Крутова, Ирина Николаевна. Развитие проектного финансирования в АПК: теория, методология, практика : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.10 / Крутова Ирина Николаевна; [Место защиты: Морд. гос. ун-т им. Н.П. Огарева].- Саранск, 2010.- 338 с.: ил. РГБ ОД, 71 11-8/166


Количество просмотров: 1368
теги:
24.03.2018 12:31 | stacyблог автора

Еще публикации: