Пименова Марина Владимировна
доцент кафедры Логистики,
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М. Ф. Решетнева,
г. Красноярск, Россия
Е-mail: pimenovamarina@yandex.ru
Инновационное развитие национальной экономики на современном этапе требует формирования и использования современных инструментов стимулирования инноваций. Одной из основных причин недостаточного уровня инновационного развития выступает низкий спрос на инновации. Правительства разных стран, в том числе стран-лидеров, активно применяют подход к политике инновационного развития, основанный на модели/политике стимулирования спроса на инновации DDI (demand driven innovation policy) [1]. Данная политика ориентирована на создание и стимулирование спроса конечными потребителями инновационных технологий и продукции, в первую очередь, со стороны крупных предприятий, в том числе, с государственным участием [2].
В мировой практике важным драйвером развития спроса на инновации является государственный спрос, который выражается, прежде всего, в форме государственных закупок. Как инструмент государственного регулирования государственные закупки играют важную роль в создании экономических предпосылок формирования спроса на инновации. Государственные закупки оказывают существенное влияние на формирование потребности в инновациях, вызывая ответную реакцию производителей. Наличие устойчивого спроса на инновационные товары, в свою очередь, стимулирует использование современных технологий и развитие инновационных производств в различных отраслях отечественной экономики.
Государственные компании и бюджетные организации, стимулируемые устанавливаемыми правительственными органами правилами, генерируют спрос на требуемый инновационный продукт без привязки к конкретному производителю. В краткосрочной перспективе это вызывает конкуренцию среди потенциальных поставщиков продукции, а в долгосрочной – влияет на инвестиции, технологии, объем и параметры спроса на инновационную продукцию со стороны коммерческих заказчиков. Являясь одним из ключевых потребителей товаров, работ и услуг в экономике государство в разных странах приобретает до 35% всей производимой продукции. В России в 2015 г. объем закупок по Федеральным законам 223-ФЗ и 44-ФЗ в совокупности достиг 29,4 трлн. руб., что составил более трети ВВП страны [3]. Потенциал госзакупок при создании спроса на инновации достаточно велик, тем не менее по оценкам «The Global Competitiveness Report 2015 – 2016» по объему государственных закупок высокотехнологичной продукции Россия занимает лишь 67 место среди 140 стран [4].
Действующее законодательство стимулирует закупку инновационной продукции. Важным принципом построения контрактной системы является принцип стимулирования инноваций, заключающийся в том, что при планировании и осуществлении закупок заказчики должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции [5]. Постановлением №1442 установлены квоты на закупку инновационной и высокотехнологичной продукции. Годовой объем обязательной закупки инновационной продукции определяется в размере 10% совокупного объема договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки инновационной и высокотехнологичной продукции за год, предшествующий отчетному, при этом заказчики вправе осуществлять данные закупки и в большем объеме [6].
Министерством экономического развития РФ составлен и перечень государственных компаний, для которых закупка инновационной и высокотехнологичной продукции является обязательной [7]. Этот перечень постоянно уточняется и дополняется.
Проведение инновационных госзакупок должно основываться на том, что требования к инновационности товаров и услуг включаются во все стадии процесса государственных закупок, вызывая необходимость учитывать не только традиционные критерии цены и качества, но и показатели инновационности товаров и услуг и формирование системы, при которой предпочтение отдается государственным закупкам продукции с инновационными параметрами.
Базовое определение понятия инновации сформулировано в Федеральном законе 127-ФЗ: «Инновации – введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях» [8].
Отнесение товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции происходит по соответствующим критериям, которые устанавливают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности [9]. Эти критерии позволяют заказчикам соблюдать свои обязанности по планированию, созданию перечней и закупкам такой продукции.
В качестве критериев установлены, например, новые потребительские свойства, научно-техническая новизна, высокотехнологичность, соответствие приоритетным направлениям науки, технологий и техники, внедрение, экономический эффект реализации, наукоемкость, наличие защиты патентных прав, использование только нового или модернизированного технологического оборудования и др. Некоторые органы исполнительной власти выдвигают требование соблюдения всей совокупности критериев.
В соответствии с установленными критериями заказчики формируют перечень инновационной продукции, удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной и высокотехнологичной продукции.
Закупка инновационной продукции предполагает оценку технических решений, значительно отличающихся друг о друга. При этом заказчик может обладать не достаточной информацией о закупаемой продукции. Специфика инновационной продукции требует проведения закупочных процедур в несколько этапов. Многоэтапные процедуры имеют низкую популярность из-за ограничения сроков закупки. При проведении двухэтапного конкурса на первом этапе поданные предложения обсуждаются заказчиком с участниками для конкретизации параметров закупаемой продукции, а также уточнения сроков поставки. Затем участники подают второе предложение. Только после этого заказчик может сделать вывод о соответствии предлагаемой продукция его потребностям.
Предварительный квалификационный отбор проводится для выявления участников закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком (деловая репутация, опыт исполнения подобных контрактов, наличие необходимых технических ресурсов, квалификации персонала, систем контроля качества и т.д.). Предквалификация предшествует процедуре закупки и не налагает на заказчика обязанностей по заключению договоров с участниками, подавшими заявки на участие в данном отборе.
Использование системы государственных закупок в качестве инструмента политики стимулирования спроса на инновации связано с множеством проблем. Масштаб инновационных закупок ограничивают сложившаяся практика ориентации на закупки товаров, работ и услуг по наименьшей цене, высокий уровень фрагментации государственного спроса (часто между разными уровнями власти).
Отсутствие однозначных, исчерпывающих и понятных заказчикам и поставщикам критериев отнесения продукции и услуг к инновационным или высокотехнологичным затрудняет процесс определения товаров, включаемых в квоту. Особое внимание необходимо уделять экспертизе конкурсных заявок участников в части определения инновационности закупаемой продукции.
При осуществлении закупки инновационной продукции заказчик часто устанавливает требования к закупаемой продукции в условиях ограниченного бюджета. При оценке предлагаемой поставщиками инновационной продукции важное значение имеет оценка стоимости владения, включающая эксплуатационные затраты на всех этапах жизненного цикла продукта, включая затраты на утилизацию. Необходимо учитывать и такие параметры как сроки и объем гарантийных обязательств поставщика, стоимость ремонта и запасных частей, а также возможные дополнительные выгоды и риски закупки.
Неправильное целеполагание при закупке приводит к тому, что в требованиях к закупаемой инновационной продукции указывается что нужно поставить, а не какую задачу нужно решить с помощью данного продукта.
Во многих ситуациях точная идентификация потребностей заказчика требует серьезных исследований рынка, а иногда она возможна лишь непосредственно в процессе закупки.
Для обеспечения надлежащего качества закупки инновационной продукции актуальна и адекватна оценка квалификации и соответствия специфике заказа экспертов, оценивающих заявки на конкурс по закупке инновационной продукции, в связи с этим, необходимо законодательно установить правила экспертной оценки и требования к экспертам.
Рост объемов государственных закупок инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг является фактором роста совокупного спроса на них и, фактически, задает инновационный вектор развития всей социально-экономической системы страны. Поэтому, в целях формирования и стимулирования спроса на инновации необходимо непрерывное совершенствование механизма госзакупок в целях создания условий для того, чтобы предприятия государственного сектора предпочитали закупать именно инновационные продукцию.
Библиографический список:
1. Микаэл Горский. Модели инновационного развития: SSI и DDI [Электронный ресурс]. URL: http://polit.ru (дата обращения: 22.03.2017).
2. Борисевич И. С., Пименова М. В. Государственные закупки как инструмент стимулирования инноваций // Логистические системы в глобальной экономике. – 2014. – № 4. – С. 66-72.
3. Тяжелы на подъем: Госкомпаниям не хватает производственного бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.corpmsp.ru (дата обращения: 22.03.2017).
4. The Global Competitiveness Report 2015–2016 [Электронный ресурс]. URL: 2016http://reports.weforum.org (дата обращения: 22.03.2017).
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2017).
6. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2015 г. N 1442 "О закупках инновационной продукции, высокотехнологичной продукции отдельными видами юридических лиц и внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации" [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.03.2017).
7. Распоряжение Правительства РФ от 21 марта 2016 г. N 475-р "О перечне конкретных юридических лиц, которые обязаны осуществить закупку инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов малого и среднего предпринимательства (с изменениями и дополнениями)". [Электронный ресурс]. URL: http:// www.pravo.gov.ru (дата обращения: 22.03.2017).
8. Федеральный закон от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2017).
9. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 22.03.2017).