Новицкая Влада Денисовна
аспирант,
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vlada.novitskaya@yandex.ru
Научный руководитель – Щербаков Владимир Васильевич
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики и УЦП
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: comilog@yandex.ru
В практике применения логистики отмечается выраженная тенденция перехода от конкуренции отдельных компаний на рынке к конкуренции между холдингами, альянсами или объединениями партнеров, входящих в интегрированную цепь поставок. Для рынка высокотехнологичных товаров данная тенденция наиболее актуальна. Процессы разработки, производства и сбыта высокотехнологичных продуктов, характеризующихся высокой степенью инновационности, требуют большого объема инвестиций, с одной стороны, а с другой – сопряжены с существенными рисками. Среди наиболее значимых рисков можно выделить неопределенность спроса и достаточно небольшой жизненный цикл высокотехнологичного продукта, обусловленный высоким темпом изменения технологий в современной глобальной экономике. Таким образом, вопрос интеграции предприятий с целью эффективного управления рисками и затратами для высокотехнологичного сектора наиболее актуален.
Для независимых компаний, функционирующих на рынках высокотехнологичной продукции, где сформировались интегрированные цепи поставок, можно выделить следующие стратегические альтернативы эффективной деятельности [1]:
1. Войти в одну из цепей поставок путем заключения партнерских соглашений с ее участниками.
2. Самостоятельно выстроить цепь поставок, организовав собственные подразделения в соответствии с ключевыми звеньями цепи и логистические потоки между ними.
Однако стоит отметить, что в современных условиях на рынках высокотехнологичных продуктов достаточно редко встречаются компании, которые полностью самостоятельно выстроили цепь поставок – от разработки до конечного потребителя. Это можно объяснить необходимостью гораздо большего объема инвестиций и рисков, как отмечено ранее, по сравнению с альтернативной стратегией интеграции в существующую на рынке цепь поставок.
Одним из подходов к схематическому представлению цепей поставок является субъектный подход, который производит декомпозицию цепей поставок в соответствии с ее участниками. Вторым распространенным в различной зарубежной и отечественной литературе подходом является процессный подход.
В частности, одна из наиболее популярных в экономической литературе SCOR-модель (Supply-Chain Operations Reference) относится к классу процессно-ориентированных моделей. В рамках SCOR - методологии осуществляются следующие ключевые бизнес-процессы [6]: планирование, снабжение, производство, доставка, возврат. Цель применения SCOR-моделирования - эффективный анализ, планирование и проектирование цепей поставок путем применения современных управленческих концепций - реинжиниринга бизнес-процессов, бенчмаркинга и использования наилучшей практики.
Однако необходимо отметить, что такие процессы как исследования, разработка новых продуктов или технологий, распределение и сбыт, послепродажное обслуживание не включены в классическую SCOR- модель. Для этих процессов есть дополнительные модели DCOR и CCOR, впервые представленные Советом по цепям поставок в 2005 и 2006 годах, соответственно [6].
DCOR-модель (Design Chain Operations Reference) включает следующие бизнес-процессы: исследование (research), проектирование (design), интеграция (integrate) и совершенствование (amend), объединенных функцией планирование (plan); и выделяет три типа процессов: планирование (planning), исполнение (execution) и обеспечение (enable).
CCOR-модель (Customer Chain Operations Reference) является моделью по цепям потребителей, описывает следующие процессы: установление связи (relate), продажа (sell), установление цены (price) и оказание поддержки (assist).
Три модели, описанные выше являются инструментом бизнес-планирования и вместе составляют IBRF-модель (Integrated Business Reference Framework) – рекомендуемую интегрированную бизнес-структуру. С внедрением этой структуры появится возможность совместить в полной цепи создания ценности продукта цепь проектирования, цепь поставок и цепь потребления.
Необходимо отметить, что в литературе встречается понятие «инновационные логистические цепи». Так, некоторые авторы в своих работах [1] используют его для описания цепей поставок соответствующего отраслевого сегмента: проведение НИОКР, производство, продвижение и сбыт высокотехнологичной продукции.
Согласно авторской позиции целесообразно выделять следующие базовые процессы в цепях поставок продуктов высокотехнологичных производств (Рисунок 1):
Рис.1. Цепи поставок в высокотехнологичных отраслях:
процессный подход
1) Проведение научных исследований для дальнейшей разработки высокотехнологичной продукции;
2) Разработка высокотехнологичной продукции;
3) Производство высокотехнологичной продукции;
4) Распределение и сбыт высокотехнологичной продукции;
5) Послепродажное обслуживание потребителей высокотехнологичной продукции.
Каждый базовый бизнес-процесс может являться основной деятельностью компании на рынках высокотехнологичной продукции, где она обладает ключевым фактором успеха (КФУ), а остальные процессы могут быть отданы на аутсорсинг, т.е. компания заключает партнерские соглашения и интегрируется в существующую на рынке цепь поставок. Однако, как было отмечено ранее, данные бизнес-процессы могут быть частично или полностью объединены в рамках одной компании.
Объемы аутсорсинга НИОКР демонстрируют устойчивый рост: с 80-х годов XX века они превысили отметку 10% к началу XXI века и составляли более 15% в 2010 году [4]. В зарубежной практике примеров достаточно много. Так, например, Porsche Panamera был полностью смоделирован в немецком суперкомпьютерном центре в Штутгарте, который специализируется на предоставлении услуг промышленным компаниям. Компания Porsche в результате совместной работы сэкономила несколько сотен миллионов евро на разработке. В России система аутсорсинга в данном секторе экономики начала развиваться достаточно недавно. Один из примеров – НПО «Сатурн» при разработке двигателя за счет аутсорсинга в области моделирования смогло сократить количество натурных испытаний (100 млн. руб. на каждый образец) и общий срок разработки [4].
Каждый представленный процесс может быть разбит на этапы. Наибольший интерес представляют процессы проведение исследований и разработка, а также послепродажное обслуживание, т.к. они и определяют специфические особенности высокотехнологичной продукции, по сравнению с «традиционной».
Проведение научных исследований может включать в себя следующие основные этапы: изучение тенденций спроса; определение целевого рынка; рыночная оценка и оценка ожиданий потенциальных потребителей и др.
Этап разработки товара можно декомпозировать следующим образом:
- разработка концепции, включающая: видение, цель разработки, спецификации и особенности, планируемую себестоимость;
- разработка продукта, включающая согласование на соответствие нормам и согласование дизайн-проекта;
- экспериментальное производство;
- тестирование и оценка.
Послепродажное обслуживание, по мнению автора, подразделяется на следующие основные блоки или бизнес-процессы:
- информационная поддержка потребителя высокотехнологичной продукции;
- организация возвратных потоков высокотехнологичных товаров (реверсивная логистика).
Информационная поддержка потребителей высокотехнологичной продукции включена в концепцию современного облуживания. Oracle и Forbes Insights определяют «современное обслуживание клиентов как выход за пределы стандартизированного обслуживания по разным каналам с целью обеспечения персонализированных взаимодействий с клиентами в каждой точке соприкосновения» [5].
Реверсивная логистика (логистика возвратных потоков) характеризует конечную стадию жизненного цикла материального высокотехнологичного товара. Потребитель рассматривает политику возвратов компании в качестве одного из критериев решения о покупке, т.е. данная политика определяет конкурентоспособность компании. Для высокотехнологичных товаров реверсивная логистика заключается в следующем: возврат поставщику; восстановление или ремонт; повторная обработка или повторное использование в качестве сырья; утилизация или уничтожение; пожертвование (с целью благотворительности).
Таким образом, на стыке отдельных звеньев цепи поставок высокотехнологичной продукции формируются отдельные внутриотраслевые рынки: рынок результатов научно-исследовательских работ, рынок результатов опытно-конструкторских работ, рынок компонентов, рынок оборудования для проектирования и производства и другие.
В заключение видится необходимым подчеркнуть, что эффект от построения партнерских отношений и интеграции в цепи поставок выражен не только на микрологистическом уровне – минимизация рисков и издержек высокотехнологичных компаний, но также и на уровне государства – развитие инновационной экономики и поддержка малого бизнеса ввиду возможности для него встроиться в технологическую цепочку с меньшими затратами и рисками.
Библиографический список:
1. Демченко А.И. Логистическая цепь как детерминанта повышения инновационного потенциала ее участников в условиях перехода к высокотехнологичному укладу // Инновационная деятельность. 2016. №2 (37). - С. 23-29.
2. Новицкая В.Д. Маркетинговая логистика в продвижении наукоемкой продукции // Логистика - евразийский мост: материалы ХI международной научно-практической конференции. – Красноярск: Изд-во Красноярский государственный аграрный университет, 2016. - С. 189-193.
3. Щербаков В.В. и др. Логистика и управление цепями поставок: 1-е изд. - Сер. 58 Бакалавр. Академический курс / под ред. В.В. Щербакова. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 582 с.
4. Лучше делить прибыль на двоих, чем убытки на одного / Ведомости: [сайт] URL: https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2015/09/14/608536-luchshe-delit-pribil-na-dvoih (дата обращения: 17.04.2017).
5. Компании планируют инвестировать в современные методы обслуживания клиентов / Cnews: [сайт] URL: http://www.cnews.ru/news/line/v_2015_g.kompanii_planiruyut_investirovat (дата обращения: 17.04.2017).
6. John Nyere The Design-Chain Operations Reference-Model. URL: http://logist.ru/sites/default/files/users/user708/files/the_design_chain_operations_reference_model.pdf (дата обращения: 17.04.2017).