Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:30:00
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК В ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ

Новицкая Влада Денисовна

аспирант,

 Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vlada.novitskaya@yandex.ru

Научный руководитель Щербаков Владимир Васильевич

д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики и УЦП

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: comilog@yandex.ru

В практике применения логистики отмечается выраженная тенденция перехода от конкуренции отдельных компаний на рынке к конкуренции между холдингами, альянсами или объединениями партнеров, входящих в интегрированную цепь поставок. Для рынка высокотехнологичных товаров данная тенденция наиболее актуальна. Процессы разработки, производства и сбыта высокотехнологичных продуктов, характеризующихся высокой степенью инновационности, требуют большого объема инвестиций, с одной стороны, а с другой – сопряжены с существенными рисками. Среди наиболее значимых рисков можно выделить неопределенность спроса и достаточно небольшой жизненный цикл высокотехнологичного продукта, обусловленный высоким темпом изменения технологий в современной глобальной экономике. Таким образом, вопрос интеграции предприятий с целью эффективного управления рисками и затратами для высокотехнологичного сектора наиболее актуален.

Для независимых компаний, функционирующих на рынках высокотехнологичной продукции, где сформировались интегрированные цепи поставок, можно выделить следующие стратегические альтернативы эффективной деятельности [1]:

1. Войти в одну из цепей поставок путем заключения партнерских соглашений с ее участниками.

2. Самостоятельно выстроить цепь поставок, организовав собственные подразделения в соответствии с ключевыми звеньями цепи и логистические потоки между ними.  

Однако стоит отметить, что в современных условиях на рынках высокотехнологичных продуктов достаточно редко встречаются компании, которые полностью самостоятельно выстроили цепь поставок – от разработки до конечного потребителя. Это можно объяснить необходимостью гораздо большего объема инвестиций и рисков, как отмечено ранее, по сравнению с альтернативной стратегией интеграции в существующую на рынке цепь поставок.

Одним из подходов к схематическому представлению цепей поставок является субъектный подход, который производит декомпозицию цепей поставок в соответствии с ее  участниками. Вторым распространенным в различной зарубежной и отечественной литературе подходом является процессный подход.

В частности, одна из наиболее популярных в экономической литературе SCOR-модель (Supply-Chain Operations Reference) относится к классу процессно-ориентированных моделей. В рамках SCOR - методологии осуществляются следующие ключевые бизнес-процессы [6]: планирование, снабжение, производство, доставка, возврат. Цель применения SCOR-моделирования - эффективный анализ, планирование и проектирование цепей поставок путем применения  современных управленческих концепций - реинжиниринга бизнес-процессов, бенчмаркинга и использования наилучшей практики. 

Однако необходимо отметить, что такие процессы как исследования, разработка новых продуктов или технологий, распределение и сбыт, послепродажное обслуживание не включены в классическую SCOR- модель. Для этих процессов есть дополнительные модели DCOR и CCOR, впервые представленные Советом по цепям поставок в 2005 и 2006 годах, соответственно [6].

DCOR-модель (Design Chain Operations Reference) включает следующие бизнес-процессы: исследование (research), проектирование (design), интеграция (integrate) и совершенствование (amend), объединенных функцией планирование (plan); и выделяет три типа процессов: планирование (planning), исполнение (execution)  и обеспечение (enable).

CCOR-модель (Customer Chain Operations Reference) является моделью по цепям потребителей, описывает следующие процессы: установление связи (relate), продажа (sell), установление цены (price) и оказание поддержки (assist).

Три модели, описанные выше являются инструментом бизнес-планирования и вместе составляют IBRF-модель (Integrated Business Reference Framework)  – рекомендуемую интегрированную бизнес-структуру. С внедрением этой структуры появится возможность совместить в полной цепи создания ценности продукта цепь проектирования, цепь поставок и цепь потребления.

Необходимо отметить, что в литературе встречается понятие «инновационные логистические цепи». Так, некоторые авторы в своих работах [1] используют его для описания цепей поставок соответствующего отраслевого сегмента: проведение НИОКР, производство, продвижение и сбыт высокотехнологичной продукции.

Согласно авторской позиции целесообразно выделять следующие базовые процессы в цепях поставок продуктов высокотехнологичных производств (Рисунок 1):

72de95437a1efb3be95ee912120b571c.jpg

Рис.1. Цепи поставок в высокотехнологичных отраслях:

процессный подход

 

1) Проведение научных исследований для дальнейшей разработки высокотехнологичной продукции;

2) Разработка высокотехнологичной продукции;

3) Производство высокотехнологичной продукции;

4) Распределение и сбыт высокотехнологичной продукции;

5) Послепродажное обслуживание потребителей высокотехнологичной продукции.

Каждый базовый бизнес-процесс может являться основной деятельностью компании на рынках высокотехнологичной продукции, где она обладает ключевым фактором успеха (КФУ), а остальные процессы могут быть отданы на аутсорсинг, т.е. компания заключает партнерские соглашения и интегрируется в существующую на рынке цепь поставок. Однако, как было отмечено ранее, данные бизнес-процессы могут быть частично или полностью объединены в рамках одной компании.

Объемы аутсорсинга НИОКР демонстрируют устойчивый рост: с 80-х годов XX века они превысили отметку 10% к началу XXI века и составляли более 15% в 2010 году [4]. В зарубежной практике примеров достаточно много. Так, например, Porsche Panamera был полностью смоделирован в немецком суперкомпьютерном центре в Штутгарте, который специализируется на предоставлении услуг промышленным компаниям. Компания Porsche в результате совместной работы сэкономила несколько сотен миллионов евро на разработке. В России система аутсорсинга в данном секторе экономики начала развиваться достаточно недавно. Один из примеров – НПО «Сатурн» при разработке двигателя за счет аутсорсинга в области моделирования смогло сократить количество натурных испытаний (100  млн. руб. на каждый образец) и общий срок разработки [4].

Каждый представленный процесс может быть разбит на этапы. Наибольший интерес представляют процессы проведение исследований и разработка, а также послепродажное обслуживание, т.к. они и определяют специфические особенности высокотехнологичной продукции, по сравнению с «традиционной».

Проведение научных исследований может включать в себя следующие основные этапы: изучение тенденций спроса; определение целевого рынка; рыночная оценка и оценка ожиданий потенциальных потребителей и др.

Этап разработки товара можно декомпозировать следующим образом:

- разработка концепции, включающая: видение, цель разработки, спецификации и особенности, планируемую себестоимость;

- разработка продукта, включающая согласование на соответствие нормам и согласование дизайн-проекта;

- экспериментальное производство;

- тестирование и оценка.

Послепродажное обслуживание, по мнению автора, подразделяется на следующие основные блоки или бизнес-процессы:

- информационная поддержка потребителя высокотехнологичной продукции;

- организация возвратных потоков высокотехнологичных товаров (реверсивная логистика).

Информационная поддержка потребителей высокотехнологичной продукции включена в концепцию современного облуживания. Oracle и Forbes Insights определяют «современное обслуживание клиентов как выход за пределы стандартизированного обслуживания по разным каналам с целью обеспечения персонализированных взаимодействий с клиентами в каждой точке соприкосновения» [5].

Реверсивная логистика (логистика возвратных потоков) характеризует конечную стадию жизненного цикла материального высокотехнологичного товара. Потребитель рассматривает политику возвратов компании в качестве одного из критериев решения о покупке, т.е. данная политика определяет конкурентоспособность компании. Для высокотехнологичных товаров реверсивная логистика заключается в следующем: возврат поставщику; восстановление или ремонт; повторная обработка или повторное использование в качестве сырья; утилизация или уничтожение; пожертвование (с целью благотворительности).

Таким образом, на стыке отдельных звеньев цепи поставок высокотехнологичной продукции формируются отдельные внутриотраслевые рынки: рынок результатов научно-исследовательских работ, рынок результатов опытно-конструкторских работ, рынок компонентов, рынок оборудования для проектирования и производства и другие.

В заключение видится необходимым подчеркнуть, что эффект от построения партнерских отношений и интеграции в цепи поставок выражен не только  на микрологистическом уровне – минимизация рисков и издержек высокотехнологичных компаний, но также и на уровне государства – развитие инновационной экономики и поддержка малого бизнеса ввиду возможности для него встроиться в технологическую цепочку с меньшими затратами и рисками.

 

Библиографический список:

1. Демченко А.И. Логистическая цепь как детерминанта повышения инновационного потенциала ее участников в условиях перехода к высокотехнологичному укладу // Инновационная деятельность.  2016. №2 (37). - С. 23-29.

2. Новицкая В.Д. Маркетинговая логистика в продвижении наукоемкой продукции //  Логистика - евразийский мост: материалы ХI международной научно-практической конференции. – Красноярск: Изд-во Красноярский государственный аграрный университет, 2016. - С. 189-193.

3. Щербаков В.В. и др. Логистика и управление цепями поставок: 1-е изд. - Сер. 58 Бакалавр. Академический курс / под ред. В.В. Щербакова. - М.: Изд-во Юрайт, 2016. - 582 с. 

4. Лучше делить прибыль на двоих, чем убытки на одного / Ведомости: [сайт] URL: https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2015/09/14/608536-luchshe-delit-pribil-na-dvoih (дата обращения: 17.04.2017).

5. Компании планируют инвестировать в современные методы обслуживания клиентов / Cnews: [сайт] URL: http://www.cnews.ru/news/line/v_2015_g.kompanii_planiruyut_investirovat (дата обращения: 17.04.2017).

6. John Nyere The Design-Chain Operations Reference-Model. URL: http://logist.ru/sites/default/files/users/user708/files/the_design_chain_operations_reference_model.pdf (дата обращения: 17.04.2017).


Количество просмотров: 1451
теги:
24.03.2018 12:24 | stacyблог автора

Еще публикации: