Некрасов Алексей Германович
д.э.н., профессор,
Московский автомобильно-дорожный
государственный технический университет (МАДИ),
г. Москва, Россия
E-mail:tehnologistic@ mail.ru
Российская экономика в настоящее время переживает непростой период, и требует выхода из сложившейся экономической ситуации. Одним из путей, как показывает мировой опыт, является построение инновационных логистических систем на основе системных методов управления. Одним из них является развитие системной интеграции – логистического инжиниринга. Это позволит обеспечить возможности наращивания производительности труда не менее чем на 4-5 %, что необходимо для решения долгосрочных задач развития бизнеса.
Одновременно предстоит осуществить масштабные проекты по трансформации экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития. Среди проектов следует выделить повсеместное распространение инноваций, ускоренное развитие науки, технологий и высокотехнологических производств; повышение эффективности отраслей экономики, снижения энергоемкости производства и увеличения производительности труда, а также модернизацию базовых промышленных производств, качественное обновление транспортной и энергетической инфраструктуры.
Процессы интеграции направлены на повышение уровня функционирования логистических процессов, что сказывается на улучшении качества обслуживания потребителей, снижении общих затрат и системных рисков. Применение принципов логистического инжиниринга является одним из важнейших условий для повышения эффективности деятельности интегрированных цепей поставок [1], [5].
В интегрированной логистической системе все стратегические и тактические решения по поводу размещения инфраструктурной сети, складирования, упаковки, грузопереработки, транспортировки, управления запасами тесно взаимосвязаны и именно эта взаимосвязь составляет основу системной интеграции. Способность управлять интегрированным процессом столь же важна, как и способность создания инновационного товара.
Путь к системной интеграции может проходить через методологию, которую называют инжиниринг (формирование, построение, проектирование) или реинжиниринг (развитие, реорганизация, перестройка, если речь идет об уже действующих системах) логистических процессов [4].
В современной более широкой системной трактовке объектами инжиниринга выступают сложные организационно-технические объекты (СОТО)/системы, искусственно создаваемые человеком. Логистический инжиниринг – это деятельность на основе системных принципов по обеспечению функционирования искусственно создаваемых объектов и систем промышленных, транспортных, торговых и информационных систем, охватывающих все этапы жизненного цикла логистических систем. Цикл инжиниринга соответствует этапам (структуре) жизненного цикла «исследование – разработка – эксплуатация/поддержка – утилизация» с учетом отраслевой специфики.
При осуществлении логистического инжиниринга важно иметь детальный план с описанием ресурсов, которые можно выделить для организации и обеспечения организационных процессов. Этот план должен содержать формулировку политики и предусматривать такое распределение мощностей, финансов, людских ресурсов, оборудования и пр., которое способно обеспечить достижение целей с наименьшими издержками.
Различные виды транспорта, производственные системы и системы распределения недостаточно интегрированы между собой, что приводит к снижению эффективности, качества и надежности транспортных услуг, что особенно болезненно сказывается на функционировании промышленных цепей поставок. На автомобильном транспорте по итогам 2015 г. ожидается сокращение объема коммерческих перевозок автотранспортом на 20%, грузооборота – на 10%, падение стоимостных и физических показателей в сегменте международных перевозок на 25-30% и резкое обострение конкуренции на рынке международных и внутренних перевозок.
По данным Росстата, на протяжении последних
четырех лет грузооборот на автомобильном транспорте практически не менялся,
несмотря на положительную динамику внешней торговли. Однако за этими
стабильными данными кроется весьма неприятное обстоятельство: на протяжении
того же периода наблюдалось ежегодное снижение объемов перевезенных грузов.
Если в 2012 году было перевезено 8,5 млн. тонн, то в 2015 году менее 7,5 млн
тонн (рис 1, рис.2.)
Рис.1. Динамика грузооборота автомобильного транспорта
Сегодня автомобильные грузоперевозчики, на которых приходится основная часть погрузки, теряют свою долю рынка, при этом сегменты морских и железнодорожных перевозок увеличиваются. Несмотря на то, что автомобильные перевозки гораздо удобнее с точки зрения логистики и сроков доставки, экономические факторы и административные барьеры привели к тому, что грузопоток стал все больше смещаться на железную дорогу.
Одним из методов повышения эффективности
организации и управления транспортно-логистическими системами (ТЛС) является
логистический инжиниринг, расширенная версия которого охватывает все этапы
жизненного цикла (табл.1).
Рис.2. Динамика объема автомобильных перевозок в 2015 году
Таблица 1 - Связь между стадиями ЖЦ и видами деятельности
Наименование стадии |
Вид деятельности W, предусматривающий определение того, что делать |
Вид деятельности Н, предусматривающий определение того, как делать |
Вид деятельности D, предусматривающий выполнение |
Стадия планирования и создания |
Разработка целей. Определение стратегии. Определение потребностей в процессах ТЛС. |
Разработка требований. Определение концепции. Проектирование услуг ТЛС. Планирование технологии. Планирование обеспечения услуг. |
Определение частей (компонентов). Предоставление услуг. Испытание. Поставка услуг. |
Стадия эксплуатации деятельности |
Определение потребностей в обеспечении. Определение использования. |
Определение требований к эксплуатации ТЛС. Определение требований к логистической поддержке. |
Эксплуатация системы. Логистическая поддержка процессов. |
Стадия рециклинга и утилизации. |
Определение потребностей в рециклинге. |
Определение требований к рециклингу. |
Рециклинг услуг. Снятие с эксплуатации. |
В данной таблице приведены основные этапы жизненного цикла и виды деятельности, применительно к предприятию, проектам, процессам и проектам, являющимся элементами ТЛС.
Внедрение новых технологий, строительство и эксплуатация сложных логистических систем, как правило сопровождается моделированием на всех этапах жизненного цикла объекта, что соответствует лучшим практикам в области логистического инжиниринга. Поэтому постановка проблемы дальнейшего развития логистического инжиниринга направлена на интеграцию процессов и создания структурной основы для систем цифровой логистики.
Библиографический список:
1.Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок/Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001.- 640 с.
2. Карташев А.В., Некрасов А.Г., Атаев К.И. Интегрированные системы поставок предметов снабжения наукоемкой продукции: монография. М.:Техполиграфцентр, 2013. – 254 с.
3. Карташев А.В., Некрасов А.Г., Атаев К.И. Управление жизненным циклом сложной наукоемкой продукции в интегрированных сетях поставок: монография. М.: PrintUp, 2016. -324 с.
4. Кравченко В.Ф., Кравченко Е.Ф., Забелин П.В. Организационный инжиниринг: учебное пособие. М.: «Изд-во ПРИОР», 1999. – 256 с.
5. Миротин Л.Б., Некрасов А.Г. Логистика интегрированных цепочек поставок: учебник. М.: Экзамен, 2003. – 256 с.