Муханова Гульмира Самудиновна
Доцент, к.т.н., ассоциированный профессор
Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И.Сатпаева,
г. Алматы, Казахстан
E-mail: gulmirasamudin@gmail.com
В Казахстане выбран курс на новую индустриализацию, развитие производства и уход от сырьевой зависимости. В Правительстве регулярно принимаются различные программы, направленные на модернизацию существующих, создание и поддержку новых предприятий. И во всех программных документах важное место занимает логистика и транспорт, что говорит о той важной роль логистики в индустриально-инновационном развитии РК. Согласно исследованиям Международного валютного фонда, затраты на логистику составляют на уровне предприятий — от 4% до более чем 30% доходов, у европейских предприятий этот показатель колеблется в пределах от 9% до 11% . В процессе глобализации производства и торговли логистика занимает важное место. В связи с этим возрастает значение логистики на каждом предприятии, потому что большую часть его затрат нередко составляют, к примеру, транспортные расходы. Если предприятие ради сокращения производственных затрат ищет более дешёвые ресурсы за рубежом, то в этом случае существенно возрастает доля логистических затрат.
Использование логистических концепций и систем позволяет предприятиям сократить все виды запасов продукции в производстве, снабжении и сбыте, ускорить оборачиваемость оборотного капитала, снизить себестоимость производства, обеспечить полное удовлетворение потребителей в качестве товаров и сервиса. Потенциал логистики позволяет повысить организационно-экономическую устойчивость предприятия на рынке.
Логистика охватывает весь спектр деятельности предприятия: планирование, реализацию, контроль затрат, перемещение и хранение материалов предприятия. На стадиях развития производства логистика сокращает затраты и выпускает продукцию в установленные сроки. К логистическим действиям на предприятии можно отнести: обслуживание клиентов, транспортировку, управление запасами, управление информационным потоком.
Логистика является частью процесса цепи поставок, где эффективное планирование, осуществление и контроль над подзаданиями включает передвижение и хранение продукции, а также направление связанных с этим услуг и потоков информации от точки поставки до конечного пользователя с целью выполнения требований клиента.
Проблемы, связанные с логистикой в сфере производства простираются от непрерываемых процессов производства (нефтяная промышленность, стекольная промышленность и др.) до малых предприятий индивидуального производства. Как правило, при решении конкретных проблем, связанных с логистикой, нужно исходить из конкретной производственной деятельности.
При решении вопросов, связанных с логистикой, можно выделить четыре возможных подхода:
1) Логистика как оперативная деятельность - транспортировка, складская деятельность, оборудование, обслуживание клиентов, маркетинг, бухгалтерский учет и обмен информацией.
2) Логистика как деятельность, связанная с управлением предприятия предоставляет все возможности для успешного совместного управления и обеспечивает гибкость в условиях конкуренции.
3) Логистика как способ мышления предоставляет возможность рассматривать различные логистические процессы в совокупности, имеющее взаимные причинно-следственные связи.
4) Логистика как область науки исследует различные методы, используя функционирование логистических процессов и связанных с ними явлений.
Логистика является в первую очередь стратегическим управлением, при помощи которого можно улучшить стратегическое положения предприятия и поднять его конкурентоспособность. Логистика является образом мышления, который включает все сферы деятельности и уровни предприятия, а также образом действий, который поддерживает независимые подразделения. Когда в предприятии открывается отдел, в котором реализуется вся деятельность, связанная с логистикой, то этот отдел должен рассматриваться как занимающийся координацией действий, связанных с логистикой.
Обязательной составляющей организационной структуры успешного предприятия является отдел логистики. В логистическую службу предприятия входят следующие функции: оперативно-календарное планирование выпуска готовой продукции; оперативное управление технологическими процессами производства; планирование поставок материальных ресурсов; контроль качества продукции; поддержание стандартов качества продукции и сервиса. Предприятие может организовать свою деятельность, связанную с логистикой, следующим образом:
Предприятие создает свой собственный отдел, который организует действия, связанные с логистикой.
Предприятие покупает отдельные логистические услуги у компаний, предоставляющего логистические услуги (транспорт).
Предприятие покупает логистические услуги, используя долгосрочные контракты. В этом случае рождаются стратегические кластеры, стороны, связанные с доставками (отправитель и получатель товара) договариваются в использовании общей фирмы, предоставляющей логистические услуги, т.е. в использовании так называемые третьей стороны
Компания, предоставляющая логистические услуги, отвечает за организацию, координацию и интеграцию всей сети.
При этом в производстве можно в ходе планирования и контроля использовать следующий подход:
- производство на склад
- производство в соответствии с полученными заказами
- проектирование в соответствии с полученными заказами.
Планируемый уровень информационно-технологических решении зависит от уровня вышеприведенных процессов, но в то же время зависит от конкурентов. Рост использования интернета благодаря расширения бизнес-деятельности как правило обусловлен изменениями в условиях конкуренции, которые характеризуются глобальным экономическим ростом, смещением акцентов в сторону постиндустриального информационного общества и развития новых цифровой технологий.
Следует признать, что вышеупомянутые внутриорганизационные (стратегия, производство) и внеорганизационные (индикаторы, характеризующие рынок) факторы влияют на бизнес-модель конкурентов и создают особую среду для определенного сегмента рынка. В частности, стратегическое планирование, исследования и разработки, предшествующие организации продаж, находятся под очень сильным влиянием от окружающей среды. Для иллюстрации воздействий окружающей среды часто используются предложенная Портером так называемая модель пяти сил, которая характеризует различные влияния, которые действуют на рынках. [1]
Этими пятью анализирующими силами являются:
- потребитель (клиент)
- поставщик
- конкуренты
- заменяющие продукты
- преграды выхода на рынок.
Предприятия, которые перешли на организацию производства по принципам логистики, в настоящее время, могут рационально организовывать производственный цикл своего предприятия; осуществлять закупку сырья и материалов; выбирать поставщиков, организовывать процесс производства продукции. На фоне значительного роста интереса к логистике со стороны предприятий и отдельных правительственных институтов существует недостаточное восприятие логистики в обществе. Между тем, опыт развитых зарубежных стран показывает, что логистике принадлежит стратегически важная роль. С логистическими системами связано получение 20–30 % валового национального продукта ведущих промышленно развитых стран. Сокращение на 1 % логистических издержек эквивалентно 10 %-ному увеличению объема продаж фирмы.
Важно отметить, что необходима разработка стратегии развития системы логистики предприятий компании на период не менее чем 10-15 лет и включение ее в стратегию развития компании на данный период в качестве полноценной составляющей. В качестве основных блоков стратегии должны выступать: формирование основных требований, целей и задач для блока логистики на долгосрочную перспективу; целенаправленная работа с поставщиками; долгосрочная программа модернизации и развития товаропроводящих каналов.
Как мы видим, для успешной реализации Государственной программы индустриально-инновационного развития, Посланий Президента РК относительно развития экономики, необходимо внедрение принципов и подходов логистики.
Библиографический список:
1. Портер М. Конкуренция: пер. с англ./М.Портер. – М.:Издательский дом «Вильямс», 2001. – 495 с.