Моор Ирина Викторовна
преподаватель
КГБ ПОУ «Канский Технологический Колледж»,
г.Канск, Россия
E-mail: moor.ira @ yandex.ru
Колесникова Ольга Алексеевна
студент 2 курса,
КГБ ПОУ «Канский Технологический Колледж»,
г.Канск, Россия
E-mail: ingasholga@mail.ru
Торговля, рыночные отношения, бизнес существовали еще с незапамятных времен. А соответственно, столь же долго существуют и различные науки, сопровождающие ведение бизнеса. Одной из таких наук, помимо бухгалтерии, маркетинга и менеджмента является логистика.
Логистика – это наука о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых потоков в различных системах.
Логистический поток – направленное движение совокупности материально-вещественных, финансовых, информационных, энергетических, кадровых и других видов ресурсов в экономической сфере от поставщиков к потребителям.
В условиях как формирующейся, так и стабильно развивающейся рыночной экономики повышение эффективности движения товарных потоков достигается, главным образом, за счет улучшения их финансового обслуживания, что, в свою очередь, обусловливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарно-материальных и товарно-нематериальных ценностей.
Финансовые потоки – это движение денежных (финансовых) средств, которые выступают как логистическая система финансово-экономических отношений в процессе продвижения товарно-материальных и нематериальных ценностей (услуги, оборотные средства, нематериальные активы и т.п.). Это целевое целенаправленное распределение финансовых ресурсов в логистической финансовой системе района.
Финансовые потоки местных бюджетов формируют финансовые кругообороты и играют важную роль в обеспечении бездефицитного и срочного исполнения бюджетных обязательств муниципальными органами власти. В настоящее время подробный анализ финансовых средств является актуальной задачей, так как на основании данного анализа можно сделать вывод о эффективности распределения денежных средств.
В данной работе проанализированы финансовые потоки в Канском районе (Красноярского края).
Канский район – муниципальный район в восточной части Красноярского края, образованный 4 апреля 1924 года, главой которого в настоящее время является Заруцкий Александр Анастасьевич.
В состав Канского района входят 15 муниципальных образований (Амонашенское, Анцирское, Астафьевское, Большеуринское, Браженское, Верх - Амонашенское, Георгиевское, Краснокурышенское, Мокрушинское, Рудянское, Сотниковское, Таёжное, Терское, Филимоновское и Чечеульское сельские поселения), объединяющих 61 населенный пункт.
На основании пояснительной записки муниципального казенного учреждения «Финансовое управление администрации Канского района» за 2016 г. нами были проанализированы финансовые потоки Канского района.
Финансовые потоки Канского района состоят из доходной и расходной части бюджета (рисунок 1).
Бюджет Канского района по доходам на 01 января 2017 г. составил 858870,7 тыс. руб., который сложился из следующих показателей:
- налоговых и неналоговых доходов на сумму 63783,5 тыс. руб. (в 2016 г. было недополучено 783,0 тыс. руб.);
- безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней власти на сумму 795087,2 тыс. руб. [4, с.47]..
Районный бюджет за 2016 год по расходам составил 867242,5 тыс. руб. расходы по всем отраслям произведены согласно утверждённому бюджету:
- общегосударственные расходы (план 45959,7 тыс. руб., исполнено за 2016 г. 45436,9 тыс. руб.);
- национальная оборона (план 2140,4 тыс. руб., исполнено за 2016 г.
выполнено в полном объеме);
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность (план 1818,2 тыс. руб., исполнено за 2016 г. в полном объеме);
Рис. 1. Структура финансовых потоков Канского района
- национальная экономика (план 54057,1 тыс. руб., исполнено за 2016 г. 51465,0 тыс. руб.);
- жилищное коммунальное хозяйство (план 87381,3 тыс. руб., исполнено за 2016 г. 76231,3 тыс. руб.);
- охрана окружающей среды (план 46,7 тыс. руб., исполнено за 2016 г. в полном объеме);
- образование (план 520863,0 тыс. руб., исполнено за 2016 г. 515555,0 тыс. руб.);
- культура, СМИ (план 25301,1 тыс. руб., исполнено за 2016 г. 25215,9 тыс.руб.);
- социальная политика (план 55811,1 тыс. руб., исполнено за 2016 г. 53933,9 тыс. руб.);
- физическая культура и спорт (план 978,6 тыс. руб., исполнено за 2016 г. в полном объеме);
- обслуживание государственного и муниципального долга (план 36,7 тыс. руб., за 2016 г. не исполнено вообще);
- межбюджетные трансферты (план 94420,6 тыс. руб., исполнено за 2016 г. в полном объеме) [3, с.84].
В общем объеме исполнение бюджета за 2016 г. составляет 97,6% к предусмотренным ассигнованиям на 2016 г., следовательно, можно сделать вывод об эффективности исполнения районного бюджета за год, и правильном распределении финансовых потоков[1, с.8].
За счет средств районного бюджета, произведены расходы:
- 110 тыс. рублей, или 100% годовых назначений – на приобретение и установку приборов учета воды в муниципальных квартирах Канского района, в рамках реализации мероприятий программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Канском районе»;
- 249,0 тыс. рублей на проведение аварийно-восстановительных работ тепловой сети в с. Анцирь;
- 506,2 тыс. рублей на мероприятия по землеустройству и землепользованию, заключено 2 муниципальных контракта.
За 2016 год исполнены иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных районов из бюджетов поселений на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями в объеме 1811,6 тыс. руб., в том числе:
- на осуществление полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю – 409,0 тыс. руб.;
- на осуществление полномочий по обеспечению малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организацию строительства и содержание муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства – 792,2 тыс. руб.;
- на осуществление полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло -, газо - и водоснабжения населения – 596,4 тыс. руб.;
- на осуществление полномочий по организации библиотечного обслуживания населения – 14,0 тыс. руб.
Остаток неиспользованных средств на 01 января 2017 составляет 32,2 тыс. руб [5, с.12].
Исходя из проведенного анализа финансовых потоков Канского района, можно сделать вывод об эффективности использования финансовых средств, так как годовой план по доходам и расходам выполнен практически на 100%, отсутствует задолженность по выплате заработной платы работникам бюджетной сферы по состоянию на 01.01.2017, а так же отсутствует кредиторская задолженность.
Управление финансовыми потоками следует отнести к числу наиболее сложных направлений муниципальной бюджетной политики, так как эффективность их использования решает целый ряд социальных задач, улучшающих жизнедеятельность населения. В связи с этим, изучение особенностей формирования доходной и расходной частей местных бюджетов, определение состава финансовых потоков, управление их структурой для обеспечения реализации положений муниципальной реформы требуют дальнейшего теоретического и практического исследования и определяют актуальность темы данной статьи[2, с.54].
Библиографический список:
1. М.А. Вахрушина, Н.С. Пласкова. - Анализ финансовой отчетности: Учебник / – М.: Вузовский учебник, 2012. – 367 с.
2. О.В. Ефимова Анализ финансовой отчетности: Учеб. пособие [и др.]. – М.: Омега-Л, 2013. – 388 с.
3. Аббасов, С. А. Эффективное управление денежными потоками как важный рычаг финансового менеджмента / Аббасов Сарвар Алыджаноглы // Российское предпринимательство. – 2013. – № 14 (236). – С. 84-90.
4. Ангеловская, А.А. Анализ формирования денежных потоков по МСФО и российским стандартам // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 3. С. 47 – 51.
5. Пояснительная записка казённого учреждения «Финансовое управление администрации Канского района» к решению Канского районного Совета депутатов «Об утверждении отчета об исполнении районного бюджета за 2016 год»