Регион: Выбрать регион
Сейчас: 22 ноября 9:13:08
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

УЛУЧШЕНИЕ ПРОЦЕССА КРОССКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВОЙ КОМПАНИИ С ПОМОЩЬЮ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ РЕЙТИНГА ПОСТАВЩИКОВ

Лукиных Юлия Валерьевна

к.п.н., доцент, зав. кафедрой,

 Красноярский институт экономики,

филиал Санкт-Петербургского  университета

технологий управления и экономики,

г. Красноярск, Россия

E-mail: yulla@bk.ru

Для достижения успеха в современных условиях бизнеса необходимо управлять сложными коммуникационными процессами в любой его сфере. Так, в логистике эффективные коммуникации должны осуществляться не только между организацией, ее поставщиками и потребителями, но и между основными функциональными областями в организации, а также между различными аспектами каждого вида логистической деятельности.

Социально-культурная среда действующего в глобальном масштабе предприятия состоит из ряда компонентов: языка, уровня образования, религии, ценностей, технологий, социальной организации, политических приемов, уровня развития инфраструктуры и систем регулирования. Каждый компонент как самостоятельно, так и в комбинации с другими может влиять на деятельность менеджеров, причем разными способами. Различные особенности социально-культурной среды могут требовать применения разных стратегий [2].

Кросскультурная коммуникация занимает особое место в деятельности компаний, работающих с зарубежными поставщиками. Из-за разницы культур компаниям нередко приходится сталкиваться с различными проблемами, источник которых, на наш взгляд, заключается в качестве работы поставщиков. Определить это качество предлагаем путем внедрения в деятельность международных торговых компаний интегрированной системы оценки рейтинга поставщиков на базе ключевых показателей.

Для решения проблемы структуризации информации и управления логистическими потоками при формировании цепи закупок предлагается создать закупочный информационно-логистический фонд (ЗИЛФ). Цель его создания – служить основой для принятия решения о выборе источника закупок и об осуществлении закупочной деятельности. Задачами являются обеспечение менеджера по закупкам информацией для управления входными материальными потоками и удовлетворение потребностей участников логистической цепи закупок в информации о продвижении материального и финансового потоков.

Благодаря ЗИЛФ, происходит взаимодействие продавцов и покупателей в процессе осуществления закупок, формирования рациональной системы транспортных и других процессов и ускорения движения материальных потоков на основе логистического подхода.

ЗИЛФ представляет собой совокупность массивов данных, которые должны храниться в системе, использоваться при расчетах и принятии решения в процессе оперативного, стратегического планирования и управления закупочной деятельностью.

Формирование ЗИЛФ представим состоящим из следующих мероприятий:

  • определение системы показателей, необходимых для выбора и оценки поставщика;
  • выбор средств организации потоков информации;
  • формирование банка данных о поставщиках;
  • использование банка данных для выбора и оценки поставщика.

Определение системы показателей включает организованную совокупность данных, достаточных для  выполнения целей и задач, стоящих перед отделом закупок. Основные требования к показателям: сопоставимость (количественная и качественная), адекватное отражение процессов, связанных с закупками.

         Определение средств организации потоков информации включает совокупность схем информационных потоков: направления, объем, временной режим потоков данных между структурными подразделениями компании, а также рынком закупок. Кроме того, сюда включают методы построения и уточнения схем информационных потоков, правила, инструкции, регламентирующие содержание, периодичность, адреса, сроки представления данных и ответственность структурных подразделений компании, участвующих в организации закупок [3, C.115-116].

         Информационные потоки для формирования ЗИЛФ подразделяем на внутренние и внешние. Внешний поток обеспечивает связь компании с рынком закупок (например, поток заказов, информация о потенциальных источниках закупок). Внутренний поток обеспечивает связь между подразделениями компании (например, между складом об уровне запасов по отдельным видам товаров и отделом логистики или отделом закупок о необходимости закупок).      Формирование банка данных включает в классифицированном, кодированном виде все виды информации, относящиеся к закупочной логистике (классификаторы,  система кодирования, средства обращения к ЭВМ).       

Использование банка данных для выбора и оценки поставщика позволяет на оперативном и стратегическом уровне осуществлять функцию планирования и контроля процесса закупок с целью обеспечения компании материальными ресурсами при минимальных логистических издержках [3, C.117].

         Базу данных рекомендуется представить в виде каталога паспортов поставщиков, представляющих собой перечень поставщиков, структурированный по номенклатуре материальных ресурсов и включающий данные, используемые при выборе и оценке поставщиков  (см. табл.1).

Формирование ЗИЛФа, основанного на единой информационной базе, должно способствовать устранению несвоевременности и необоснованно завышенной стоимости закупок материальных ресурсов.

         Наиболее важные аспекты закупочной политики компании – это количество и качество работы  поставщиков, и способ выбора поставщиков. Проанализируем возможные подходы к решению этих вопросов.

Таблица 1 – Проект паспорта поставщика

Реквизиты поставщика

Данные

1

Наименование, организационно-правовая форма, адрес, телефон, факс, электронный адрес

 

2

Материальные ресурсы, поставляемые предприятием

 

3

Руководитель предприятия

 

4

Руководитель маркетинговой службы (телефон, факс, электронный адрес)

 

5

Возможный объем поставок

 

6

Расстояние до компании

 

7

Сертификация товаров

 

8

Ценовая политика поставщика:

- абсолютное значение цены на поставляемые товары;

- тенденции к изменению цены на поставляемые товары;

- форма и условия оплаты

 

9

Время реагирования поставщика на заказ

 

10

Предоставление скидок

 

11

Оказание дополнительных сервисных услуг

 

12

Методы закупок, используемые компанией:

- закупка разовой партией;

- регулярные закупки мелкими партиями;

- закупка по мере необходимости;

- другие.

 

13

Степень лояльности поставщика:

- соблюдение графика поставок;

- ритмичность поставок;

- своевременное возмещение потерь от брака;

- гарантийное обслуживание поставляемых товаров.

 

14

Сроки выполнения текущих и экстренных заказов

 

15

Конкурентоспособность и финансовое положение поставщика:

- кредитоспособность поставщика;

- возможность предоставления дополнительных сервисных услуг;

- конкурентоспособность поставщика на рынке необходимых товаров.

 

16

Кросскультурная компетентность:

- умение определять кросскультурные особенности управления и ведения бизнеса;

- гибкое реагирование на кросскультурные конфликты.

 

         Количество поставщиков. Преимущества концентрации на небольшом количестве поставщиков (использование опыта экономии ресурсов, благоприятные цены, условия поставок и т.д.) должны рассматриваться наряду с недостатками (риск нарушения поставок при забастовках,  случаях катастроф и т.д.).  Менеджер по закупкам может принять обоснованное решение о количестве поставщиков, если он сможет оценить:

- в состоянии ли ограниченное количество поставщиков удовлетворить потребности компании в необходимом ассортименте товаров;

- какие преимущества относительно цены закупаемых товаров, особых требований и т.д. имеет концентрация на небольшом количестве поставщиков;

- насколько важны отношения с компанией для поставщиков и насколько они восприимчивы к кросскультурным факторам или проблемам;

- в каком объеме зависит компания от закупок товаров у поставщиков.

Выбор поставщиков определяется требованиями компании относительно качества, сервиса, взаимной выгоды и цены. В таблице 2 приведен обзор важнейших критериев выбора поставщиков. Задача управления компании в том, чтобы выбрать приоритеты, ввести новые критерии или некоторые неактуальные критерии исключить.

Таблица 2 - Критерии выбора поставщиков

Способность и готовность поставщиков выполнить требования заказчика

Общие требования к поставщикам

Ограничивающие факторы

Качество продукции:

- спецификации

- надежность

 

Предложение услуг:

- срок поставки

- техническое сопровождение

- ремонт (обслуживание)

- условия кредита

-гарантии и т.д.

 

Цена:

- конкурентоспособность

- готовность к передаче накопленного «опыта» по снижению цены

- скользящие цены и т.д.

 

Показатели:

- объем производимых товаров

- финансовая стабильность

- надежность снабжения

 

Размещение:

- месторасположение предприятия

- распределение риска

 

Профессионализм:

- наличие альтернативных источников закупок

- соблюдение законодательства

- умение выбрать главного поставщика

Взаимная выгода:

- затраты времени и средств на проверку новых поставщиков

 

Традиции:

- лояльность к компании и дружелюбные отношения

- готовность функциональных подразделений включать и проверять новых поставщиков

- практика бизнеса поставщиков

         Как правило, ни один из рассматриваемых поставщиков не является лучшим по всей системе параметров закупок. Например, поставщик, обеспечивающий минимальную стоимость закупки, может характеризоваться относительно большим временем доставки и, соответственно, меньшей степенью надежности. Наоборот, поставщик, имеющий наилучшие показатели по параметру надежности закупки, вынужден продавать свои услуги относительно дороже из-за повышенной себестоимости. Поэтому следует более обоснованно решать вопрос о степени важности выделенных параметров при покупке продукции поставщиков, т.е. использовать определенные критерии, процедуры отбора и оценки поставщиков.

         Для международных торговых компаний предлагается алгоритм выбора поставщиков товаров, представленный на рисунке 1.

 SHAPE  \* MERGEFORMAT

698d51a19d8a121ce581499d7b701668.jpg

Рис.1.  Алгоритм выбора поставщиков товаров для международных торговых компаний

Среди основных критериев отбора поставщиков мы выделили кросскультурную компетентность как важный показатель деятельности на международном рынке. Потому что именно понимание другой культуры, понимание того, как работают люди и как они подходят к вещам поможет эффективно взаимодействовать с ними. Изучение культурных разногласий и различных подходов к коммуникациям крайне важно, потому что это позволяет предвидеть и предотвращать возможные конфликты;  прогнозировать поведение иностранных партнеров; позволяет избегать ошибок в управлении и общении.

Интегральная оценка поставщиков – общая количественная оценка по всем показателям качества за отчетный период времени. Цель данной оценки – выявить лучшего поставщика по избранным критериям.

Экспертный подход включает следующие операции:

1) Общее описание нескольких N показателей (критериев), характеризующих поставщиков.

2)  Ранжирование показателей.

3) Присвоение балльных (ранговых) оценок Кi

4) Отбор М показателей (критериев) оценки поставщиков.

5) Определение весовых коэффициентов для показателей с учетом W = 1

или расчет по формуле: W = M / Ki (I = 1,2,…M)

где М – количество отобранных показателей из общего количества, равного N; Ki – ранг (балл), присвоенный i-му показателю.

6) Выбор шкалы для балльной оценки показателей конкретных поставщиков, например: хорошо – 1, удовлетворительно – 3, плохо – 3.

7) Присвоение баллов каждому i-му поставщику, т.е. собственно процедура экспертного оценивания в виде баллов.

8) Расчет интегрального показателя (ранга) А для каждого i-го поставщика.

         Для международных торговых компаний  с учетом специфики их деятельности предлагаем критерии на основании материалов, опубликованных в работах В.И.Сергеева [4]  и В.С.Лукинского [1], и определим их ранги (см. табл.3).

Таблица 3 - Критерии выбора поставщиков для международных торговых компаний 

Наименование критериев

Ранг

1

Надежность (доставка и опыт)

1

2

Гарантии (качество и спецификации)

2

3

Цены (конкурентоспособность, скользящие цены)

3

4

Ассортимент 

4

5

Кросскультурная компетентность

5

6

Оформление товара (упаковка)

6

7

Своевременность информации

7

8

Соблюдение законодательства

8

9

Управление, организация и контроль

9

10

Лояльность  к компании

10

11

Взаимность выгод и интересов

11

12

Возможность компромиссов

12

Набор ключевых показателей характеризует требования к высокому качеству работы поставщиков. В случае соблюдения поставщиками данных критериев можно говорить о высокоэффективной деятельности компании на международном рынке.

Подведем итог. Для совершенствования системы кросскультурной коммуникации в международных торговых компаниях были предложены следующие мероприятия: сформировать закупочный информационно-логистический фонд, который будет служить основой для принятия решения о выборе источника закупок и об осуществлении закупочной деятельности;  предложен алгоритм выбора поставщиков; предложены критерии выбора и способ интегральной оценки поставщиков; разработан проект паспорта  поставщика.

Внедрение данных мероприятий в деятельность международных торговых компаний позволит структурировать информацию о поставщиках, повысить качество их работы, уменьшить косвенные издержки кросскультурного плана и тем самым уменьшить количество источников возникающих проблем и оптимизировать их закупочную деятельность.

 

Библиографический список:

1.                Лукинский В.С. Модели и методы теории логистики [Текст]: учебное пособие. 2-е изд. / В.С.  Лукинский. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

2. Лукиных Ю.В. Интеграционные аспекты в кросскультурных взаимодействиях в цепях поставок // Инновационный вектор развития: предпосылки, реальность, перспективы совершенствования научных разработок в экономике, проектном менеджменте, образовании, юриспруденции, языкознании, культурологии, экологии, зоологии…// Междунар. науч.-практич. конференция.  - Санкт Петербург: СПб институт проектного менеджмента, 29-30 августа 2014 г. – С.47-53

3.Пахомова, А.В., Астафьева Н.В. Логистика организации процесса закупок: инновационный подход [Текст] / А.В.Пахомова, Н.В. Астафьева. – Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2005. – 166 с.

4. Сергеев, В.И. Корпоративная логистика в вопросах и ответах [Текст] / В.И.   Сергеев - М.: ИНФРА-М, 2013.


Количество просмотров: 1367
теги:
24.03.2018 11:45 | stacyблог автора

Еще публикации: