Конищев Алексей Сергеевич
аспирант
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
г. Орёл, Россия
E-mail: lyaksey.07@mail.ru
Исаенкова Юлия Сергеевна
бакалавр 4 курса,
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
г. Орёл, Россия
E-mail: julia.isaenkova@yandex.ru
Научный руководитель – Трубин Александр Евгеньевич
Научный руководитель: к.э.н.,доцент кафедры
«Прикладной и инновационной экономики»
Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева,
г. Орёл, Россия
E-mail:
niburt@mail.ru
В настоящее время широкого распространения достигает концепция бережливого производства, доказавшая свою эффективность, но оказавшаяся не способна реагировать на вызовы современного рынка.
Одной из приемников концепции бережливого производства стала концепция QRM (quick response manufacturing).
QRM – общекорпоративная стратегия мониторинга и управления временем исполнения заказа.
QRM затрагивает не только технические подходы к производству, но и саму организационную структуру предприятия, персонал и сами инструменты. Отличительной особенностью данной системы является постоянное фокусирование на высвобождении времени операций и как следствие сокращении времени исполнения заказа.
Концепция QRM основывается на следующих принципах:
1. Максимально эффективное использование времени, как ресурса;
2. Переориентация организационной структуры;
3. Понимание и использование системных изменений;
4. Применение стратегии в общекорпоративном масштабе.
Принцип «максимально эффективного использования времени» реализуется через максимально возможно сокращение временных потерь, которые несет организация из-за длительного производственного цикла. QRM концепция позволяет производить точное измерение времени, затраченного на процессы, посредством определения КПП (критический путь производства).Данный принцип QRM отражает её способность устранения временных затрат.
Принцип «Переориентации организационной структуры» предполагает уход от множества функциональных отделов с большим количеством транзакций, тем самым изменив организационную структуру предприятия и строится на задачах:
l Переход к самоуправлению. Отказаться от управленцев и контролирующих отделов т.е. каждое подразделение несет ответственность в рамках своей деятельности.
l Переход от узкой специализации к многофункциональности, т.е. Обучить людей выполнять разные задачи.
l Переход от снижения затрат и максимального минимизации времени исполнения заказа
Примером эффективного внедрения QRM является компания National Oilwell Varco (NOV) – один из крупнейших производителей автоматизированного оборудования для сверления скважин и прокладки трубопроводов. Объем продаж компании составляет 10 млрд. в год. Продукция компании производится в основном по индивидуальному заказу. Компания на протяжении долгого периода времени не испытывала трудностей со спросом, но продолжительное время исполнения заказа и постоянные задержки поставок вызывали недовольство у клиентов, что способствовало активизации конкурентов и отняло долю рынка компании.
Было выявлено, что бережливое производство не адаптировано к индивидуальному спросу на продукцию данной компании, специализирующейся на мелкосерийном производстве. Средний размер партии деталей составлял всего 4 единицы. Быстрореагирующее производство было выходом для этой компании. В результате компании за 2 года удалось добиться сокращения времени исполнения заказа с 75 до 4 дней. Кроме того, благодаря переориентации команды на многофункциональность, удалось снизить расходы на продукты на 30% за счет снижения временных затрат в составе накладных расходов.
Таким образом, положительный опыт компании National Oilwell Varco подтвердил адекватность и актуальность концепции QRM на современном динамично развивающемся рынке.
Принцип «использования системной динамики» воплощается через высвобождение мощностей со 100% загрузки до 75-85%.
Принцип «применение стратегии в общекорпоративном масштабе реализует через следующие задачи:
l Реформирования офиса, уход от функционального распределения работ;
l Использование системы планирования материально-технических потребностей (MRP) основывается на планировании материального потока, что позволяет сокращать время исполнения заказа
l Корректировка менеджмента поставок, т.е. использование времени, как основного фактора, влияющего на подбор поставщиков и улучшения взаимоотношений с ними
l контроль на цеховом уровне с помощью системы попарно соединенных участков с помощью карточек и авторизации.
Таким образом, переориентировав подход к производству со стоимостного на временной, можно значительно сократить потери времени, вызывающие потери стоимостей, что обеспечит конкурентоспособность компании.
Для ускорения производственных процессов голландской компанией NEOPOST была разработана программа LPC (Lean Production Control).
В базу логики работы программы заложено четкое понимание каждого работника не только в том, что требуется от него, но и на каком этапе работы находятся его коллеги предшествующие и последующие по производственному циклу.
Это позволяет операторам, варьировать последовательность выполнения работ, отдавать приоритет «горящим» - ожидаемых смежниками заказов и отложить на время выполнение тех, результаты которых не необходимы следующим участка обработки. Для того, чтобы взаимная помощь была эффективной, в компании поощряется приобретение смежных специальностей. Большинство операторов владеют 2-3-я специальностями, помимо профильной.
Делегирование полномочий коснулось также и проблемы качества. Система обеспечивает мониторинг контроля качества и выдает обобщенные данные в наглядной форме, позволяющие операторам и руководителям принимать корректирующие действия. Данное нововведение обеспечило резкое снижение брака, что в годовом денежном исчислении составило полмиллиона евро. Не менее важно то, что при этом выросла персональная ответственность работников.
Система LPC внедрена в следующих компаниях: MSE-Forks (инновационная компания в сфере логистического оборудования); DRE Pharma (высоко диверсифицированная международная компания, производящая медицинское оборудование, электротовары и электронику, биоматериалы и многое другое) и др.
Все эти компании объединяет индивидуализация деятельности (работа по индивидуальным заказам).
Внедрение системы LPC, как правило, позволяет улучшить показатели выпуска продукции, суммарного цикла от заказа до поставки, надежности поставок и т.п.
Разработчики системы LPC объясняют её высокую эффективность следующими факторами:
- В её основе заложен очень гибкий алгоритм
Она базируется на:
l Теории Ограничений Dr. E. Goldratt и нацелена на «расшивку узких мест»
l Инструментарии QRM по сокращению временного цикла
l OEE (Overall Equipment Effectiveness) или оценке общей эффективности оборудования
l WCM methodologies (Методологии Производство Мирового Класса)
- Сделан акцент на визуализацию заданий и протекающих процессов
- Надежна, проста в использовании и обеспечивает быстрый ввод данных
Таким образом, идеи управления временем исполнения заказа, существующая QRM – концепция, требования современного потребителя и наконец важность такого ресурса как время, обеспечивает необходимость формирования информационных программных продуктов.
Одним из удачных и внедренных примеров подобного типа продуктов является система LPS. Облегчая понимание влияния времени на все процессы предприятия, данная система включила в себя базовые и необходимые для дальнейшего усовершенствования предприятия принципы управления современным, гибким и прибыльным предприятием.
Библиографический список:
l Время — деньги. Конкурентное преимущество быстрореагирующего производства / Р. Сури ; пер. с англ. В. В. Дедюхина. — 2-е изд. (эл.). —М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. — 326 с.
l В.Л.Попов, А.С. Конищев. Использование метоов проектного менеджмента в концепции «Быстрореагирующее производство» // Экономика и предпринимательство. – 2016 - №9. – С.516-521.
l QRM-Russia [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://qrmrussia.ru/index.php/publications/70-qrm свободный.
l Эриксен П., Сури Р. и др. Как заполнить пробел: пересмотр управления поставками в эпоху глобального аутсорсинга и бережливого производства //APICS — The Performance Advantage. 2005. Т. 15, № 2. С. 27–31
l Луйстер Т., Теппинг Д. Бережливое производство: от слов к делу/ Пер. с англ. А.Л.Раскина; Под науч. Ред. В.В. Брагина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2008.-132 с.