Комарова Екатерина Михайловна
аспирантка 4 года обучения,
Государственный Университет Управления,
г. Москва, Россия
Тенденция к мировой глобализации присутствует сегодня даже в тех государствах, чья экономика затронута ей даже отчасти. Даже отсталые и малоразвитые страны вовлечены в такие международные процессы, как интеграция и глобализация, в силу того, что они косвенно задействованы в мировых процессах на внешних рынках услуг, товаров, рабочей силы и инвестиций [4].
Такие устойчивые факторы мирового развития как, углубление международного разделения труда и научно-технический прогресс, оказывают огромное влияние на развитие глобализации и интернационализации логистики. Многие товары, потребляемые в родной стране, изготавливаются и обрабатываются в других странах. В некоторых случаях потребляются сложные промышленные продукты, которые являются результатом процесса совместных закупок, изготовления, сборки и распределения, осуществляемые компаниями разных стран. Это параллельное, последовательное или синхронное совместное взаимодействие представляет собой международную (глобальную) цепь поставок [2].
Эффективность, с которой информация может быть представлена в официальные учреждения (коммерческие и государственные), становится ключевым фактором в конкурентной борьбе компаний, деятельность которых связана с международной транспортировкой грузов и ВЭД. Ежедневно, компании-участники ВЭД подготавливают и предоставляют большое количество документов в различные государственные контролирующие органы. Обычно каждый орган имеет свою специфическую информационную систему и виды документов. В связи с чем, компаниям приходится отправлять одни и те же документы в различные ведомства по нескольку раз [3].
Вот некоторые проблемы, связанные с затруднением продвижения товарно-материального и сопутствующих потоков на всем протяжении глобальной цепи поставок:
· В сфере логистики:
- Использование множества информационных систем. Крупные и малые компании вынуждены использовать множество информационных систем и продуктов, которые предлагают их контрагенты (перевозчики, таможенные агенты, страховые компании, операторы по обработке грузов) от сложных онлайн инструментов до древнейших бумажных документов, при чем у каждого участника может быть своя индивидуальная система [5].
-Использование оригиналов транспортных накладных (CMR, TIR, Bill of Lading, Railway bill, Airway bill – в свою очередь это замедляет физическую и финансовую цепь поставок.
· В сфере таможни и внешне-экономической деятельности (ВЭД) для экспортеров/импортеров можно отметить следующе характеристики:
- необходимость подачи оригиналов некоторых документов через дорогостоящие услуги курьеров,
- время подачи документов в рабочие часы,
- зачастую требуются предоставление многочисленных копий документов в различные ведомства,
- отдельные документы направляются различным контролирующим ведомствам для обработки,
- сбор таможенных пошлин посредством чеков или списания с Таможенной карты участника ВЭД,
- время обработки / получения разрешения составляет от 2 до 7 дней,
- присутствует множественная подача документов (в среднем до 35 документов),
- средняя цена торговой документации - $10 за документ,
- дублирование операций.
В настоящее время в России для осуществления международных перевозок и последующего таможенного оформления используются оригиналы и копии транспортных и разрешительных документов (полный комплект документов предоставляется в таможенные органы), и только часть интегрируется с базы Единого окна. Для упрощения импортных и экспортных процедур при международных морских и авиа перевозках относительно недавно Россия присоединилась к внедрению стандарта e-Freight и технологии «Морской порт». Указанные системы отчасти реализуют принцип «Единого окна» и позволяют упростить информационно-документационный обмен между участниками международной цепи поставок. Но необходимо отметить, что программы не соответствуют международным стандартам, неудобны в использовании (требуют применение программ-конвертеров) и самое важное - отсутствует единая платформа, через которую можно осуществлять все перечисленные функции одновременно. Даже с полным внедрением и отлаживанием работы данных систем складывается ситуация: для авиаперевозок нужна одна информационная система, для морских перевозок – другая, для таможенного декларирования – третья. То есть отсутствует единая платформа, которая могла бы осуществлять информационно-документационное сопровождение всех логистических и торгово-финансовых процессов при международных перевозках и ВЭД в России.
Решением указанных выше проблем может стать создание в России единой автономной торгово-финансовой и информационной платформы с участием всех структур международной цепи поставок. Данная платформа будет выступать в качестве регистра для обмена электронными сообщениями. Конечной целью платформы должна стать открытая система, которой может воспользоваться каждый участник международной торговой сделки. При этом такая система будет нейтральной, надежной третьей стороной, и представит собой открытую платформу для обеспечения небумажного документооборота закупщиками, продавцами, логистическими структурами, банками, страховщиками, агентами и государственными органами контроля.
Схематично принцип действия новой интеграционной платформы представлен на Рис1.
Рис1.
Принцип действия новой интеграционной платформы
Предполагается, что новая интеграционная платформа (НИП) будет предоставлять единый упорядоченный взгляд на текущий статус всех торговых и логистических процессов в независимости от географического положения, отдела компании или финансового учреждения.
Принцип действия НИП:
· «облачное решение» - использование интернета в качества канала коммуникации, при этом обеспечив изоляцию каждого пользователя (корпоративного или государственного) от всех без исключения его контрагентов (разграничение прав доступа),
· предполагается, что каждый участник НИП будет иметь свой уникальный идентификационный номер. Заключив простое соглашение и пройдя регистрацию в системе, участник получает уникальный цифровой ключ (ЭЦП) и свой уникальный идентификационный номер компании,
· возможность подключения любого участника международной цепи поставок сети бизнеса (продавцы, покупатели, экспедиторы, перевозчики, склады, терминалы, брокеры) и сети государственных органов (таможенные органы, пограничные службы, ветеринарные и фитосанитарные инспекции, центральные банки стран) посредством интеграционной шины (по связям B2B/B2G/G2B/G2G).
Создание НИП планируется как открытая платформа для обеспечения безбумажного обмена документацией. Все документы создаются и направляются нужным получателям через интеграционную платформу посредством сети Интернет. Условная схема обмена документацией в НИП представлена на Рис2.
Рис. 2. Условная
схема обмена документацией в НИП
Принцип обмена документацией в НИП можно описать следующим алгоритмом:
1. Сторона А МЦП отправляет запрос на отправку документа другому контрагенту через свой браузер. Запрос через Сервер Web-интерфейса поступает в НИП – Сервер приложения.
2. НИП – Сервер приложения генерирует запрашиваемый документ и направляет его Стороне А и Стороне В для акцепта.
3. Сторона А и Сторона В акцептуют и электронно подписывают данный документ.
4. НИП – Сервер приложения регистрирует совершенную транзакцию.
Предполагается, что каждый документ, регистрируемый в НИП, будет иметь свой уникальный идентификационный номер. Воспользоваться документом может любой участник МЦП в зависимости от своих прав и разрешений при помощи указания уникального идентификационного номера на документ. Также электронный документ будет храниться в течение всего цикла международной перевозки и после ее завершения, в течение определенного срока в соответствии с законодательной базой.
Для упрощения
импортно-экспортных процедур для участников ВЭД
и снижения торговых барьеров, предполагается интеграция НИП с СМЭВ
«Единое окно» [1], а также с Едиными окнами других стран (см. Рис.3).
Рис. 3. Схема взаимодействия НИП с СМЭВ «Единое окно» и Single Window других стран
Таким образом для общения и обмена информацией и документами участнику МЦП необходимо выполнить всего лишь один вход в НИП через web-браузер. НИП позволяет перевести весь цикл документооборота в полностью электронный вид.
Внедрение НИП позволяет приобрести следующие преимущества:
• повышение качества и точности документации, а также увеличение скорости обмена документами в связи с их электронной отправкой,
• сокращение операционных затраты. Это достигается за счёт уменьшения времени на проверку документов вручную, внесение правок и непосредственно отправку документов,
• достижение более быстрого, надежного и менее подверженного ошибкам обмена электронными документами по сравнению с бумажным процессами,
• избежание бумажных документов, снижает количество ошибок и административные накладные расходы.
Библиографический список:
1. http://www.eos.ru/eos_products/solution/gosudarstvennyy_sektor/smev/
2. “Key Factors in Establishing Single Windows for Handling Import/Export Procedures and Formalities: Trade Facilitation and the Single Window” - ECONOMIC AND SOCIAL COMMISSION FOR WESTERN ASIA (ESCWA) 2011
3. “The Single Window Concept” - United Nations Economic Commission for Europe
4. Статья «Мировая глобализация» ICC, Международная торговая палата 11.11.2016 http://www.iccwbo.ru/blog/2016/mirovaya-globalizatsiya-i-vzaimodeystvie-sovremenn/
5. Родкина Т.А. Цифровая логистика: новая модель или старое клише?// Логистика: современные тенденции развития. Ч. 2: материалы XV Междунар. науч.-практ. конф. 8 апреля 2016 г.: мат. докл. / ред. кол.: В.С. Лукинский (отв. ред.) и др. - СПб.: ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова, 2016.