Бубнова Галина Викторовна
д.э.н., профессор, зав. каф.
«Экономика, организация производства и менеджмент»,
Московский государственный университет путей сообщения
императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Зенкин Андрей Анатольевич
к.э.н., доцент каф. Логистика и управление транспортными системами»
Московский государственный университет путей сообщения
императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
Куренков Пётр Владимирович
д.э.н, профессор, Заместитель директора Института управления и информационных технологий по научной работе МГУПС (МИИТ)
Московский государственный университет путей сообщения
императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
В августе 1991 года Управлением генерального директора по транспорту Комиссии Европейских Сообществ в ЕЭК ООН был представлен доклад «Оценка потребностей в транспортной инфраструктуре в свете изменений в Восточной Европе». В нем, в частности, отмечалось, что международная транспортная инфраструктура главным образом ориентирована в направлении Север-Юг, а также в направлении Советский Союз. На основе данных, собранных Комиссией и восточноевропейскими консультантами, а также результатах последующих обсуждений в рассматриваемых в докладе странах, были разработаны предложения по некоторым основным стратегическим коридорам будущих международных перевозок в Центральной и Восточной Европе. В эти стратегические коридоры могли бы быть включены маршруты всех видов транспорта: автомобильного, железнодорожного, внутреннего водного, морского и воздушного транспорта, а также сочетаний в плане решений, связанных с использованием смешанных перевозок.(Обращаем внимание: речь идет о стратегических коридорах, а не об МТК). Таких коридоров было обозначено: 13, 5 из которых в той или иной степени затрагивали СССР (Рис.1).
Таким образом, ведущую роль как в теоретической, так и практической разработке проблемы международных транспортных коридоров стал играть Евросоюз
В Маастрихтский договор 1992 года в раздел, посвященный транспорту, был включен отдельный раздел, посвященный созданию трансъевропейских сетей (Раздел XII «Трансъевропеские сети», статьи 129«b» - 129«d»). Четыре главные задачи транспортной политики ЕС формулируются следующим образом: изменение баланса между различными видами транспорта; устранение «узких мест» в транспортной инфраструктуре; ориентация транспортной политики на конкретных пользователей; получение эффекта от глобализации транспорта. Коротко требования к транспортной политике ЕС можно сформулировать следующим образом: эффективность, безопасность, защита окружающей среды.
Рис 1. Перспективные транспортные коридоры Восток-Запад
(исследования 90-х годов XX века)
Развитие трансъевропейских транспортных сетей (TEN-T) призвано ликвидировать «узкие места» в единой Европе и способствовать решению не только непосредственно транспортных задач, но служить социальным и экологическим целям и в целом экономическому развитию территории Европы. Комиссия сформулировала основные принципы реализации TEN-T: концентрация финансирования на межгосударственных проектах, оптимальное распределение ресурсов Сообщества, повышенное внимание к возможности взаимодействия транспортных сетей, последовательное осуществление работ и сотрудничество между странами (Рис.2).
В конце октября 1991 года в Праге была проведена 1-ая Общеевропейская конференция, на которой была принята концепция интермодальных транспортных мостов, трансформированная впоследствии, в систему панъевропейских транспортных коридоров (но это уже в 1994 году на о.Крит).
Рис.2. Трансъевропейская сеть (TEN-T) стран ЕС (1994 г.)
Термин «Международные транспортные коридоры» вошёл в обиход после 2-ой Общеевропейской конференции на о.Крит. Именно, после 1994 года, многими исследователями приводятся различные формулировки МТК с различными расширяющими комментариями, в принципе, не затрагивающими саму суть базового определения, содержащегося в документах европейских транспортных организаций. В 1997 году в Хельсинки на 3-ий конференции были приняты дополнения к ранее определенным решениям Критской конференции и сеть панъевропейских коридоров приняла вид, представленный на рис.3.
Рис. 3. Панъевропейские (Критские) транспортные коридоры
Европейский Союз не стоял в стороне от происходящих интеграционных процессов и инициировал в 1998 году разработку проекта ТИНА, цель которого оценка потребностей в области транспортной инфраструктуры с учетом определения будущей трансъевропейской транспортной сети в расширенном Европейском Союзе на основе элементов транспортной сети стран-кандидатов.
Процесс ТИНА осуществлялся при поддержке секретариата ТИНА, который был создан в качестве подразделения технической поддержки в Вене с использованием средств международной программы по развитию транспорта PHARE. Для стран государств - республик бывшего СССР была определена программа TASIS, заключающаяся, главным образом, в оказании консультативной поддержки мероприятий по развитию транспортных коридоров в направлении их расширения в восточном направлении евроазиатских связей.
После существенного расширения ЕС в 2004 г. с 15 до 25 (и к 2013 г. до 28) государств политика Европейского Союза потребовала соответствующей корректировки. В апреле 2004г. им был принят новый комплексный план по созданию к 2020 г. Трансъевропейской транспортной сети (TEN) на его территории. Этот новый план определяет в качестве инвестиционных приоритетов 9 главных трансъевропейских коридоров, основная функция которых – перевозки на дальние расстояния и международные перевозки. Он распространяется на территорию расширившегося ЕС, а также Болгарию, Румынию и Хорватию и имеет целью интеграцию новых стран-членов в Союз. Расширение ЕС означает, что внешние границы Союза переместились на восток и на юг, и у ЕС появилось несколько новых стран-соседей. После расширения панъевропейские коридоры, разработанные в ходе двух министерских конференций на Крите в 1994 г. и в Хельсинки в 1997 г., теперь оказались в основном внутри территории ЕС и, таким образом, являются частью трансъевропейской транспортной сети, поэтому появился стимул к пересмотру и, в некоторых случаях, перепланировке этих коридоров. На рис. 4 представлена конфигурация современной сети TEN-T.
Рис.4. Трансъевропейская сеть (TEN-T) стран ЕС (2013 г.)
Что же касается дальнейшей политики ЕС по развитию сети TEN-T в направлении её интеграции с сопредельными государствами, то здесь основной акцент в настоящее время делается на формировании 5 мультимодальных транспортных осей. Это:
- Северная ось, связывающая ЕС с Россией через Финляндию;
- Центральная ось, соединяющая ЕС с Украиной и другими странами;
- Юго-восточная ось, связывающая ЕС через Балканы (Румынию и Болгарию) с Турцией и Южным Кавказом, Каспийским морем, а в будущем с Персидским заливом;
- Юго-западная ось, дающая выход ЕС через Гибралтарский пролив в арабские страны Северной Африки (от Марокко до Египта);
- Морские автомагистрали, соединяющие европейские моря, а в будущем Атлантику с Тихим Океаном.
Таким образом, в настоящее время можно говорить о том, что приоритетами транспортной политики ЕС являлось и является развитие трансъевропейских сетей в основном за счёт возможности их продления за границы ЕС. В сотрудничестве с другими странами такая позиция направлена на создание глобальных транспортных коридоров и осей, прохождение значительной части которых запроектировано, в том числе через территорию России, что должно повысить её конкурентоспособность и привлекательность, а также все виды устойчивости на мировом рынке транспортных услуг, что раскрыто в работах [1-13].
Наступившая цифровая эпоха создала новые парадигмы в развитии транспортных коридоров во всем мире. Экономичность, рост населения, экологичность и наличие отработанных инновационных технологий выдвинули на первый план развитие цифровых железных дорог во всем мире, как нового транспортного хребта цифровой логистики.
Рассчитанные планы цифровых трансформаций железных дорог позволяют добиться порядка 50 % увеличения пропускной способности строящихся и реконструируемых железных дорог и снижения стоимости транспортных расходов на 50 % [14].
Эти невероятные экономическое возможности привели к огромным изменениям в планах реализации транспортных коридоров в мире и в основе их сегодня оказалась цифровая железная дорога.
Создание транспортных коридоров и осей, как единого транспортно-пассажирского хребта Европы, проходит совместно с системой высокоскоростных железнодорожных магистралей, на которых собственно и были созданы стандарты и системы цифровой сигнализации и управления, примененные для обычных железных дорог в целях их цифровой трансформации. В совокупности с цифровыми преобразованиями в авиации (пропускная способность аэропортов при этой трансформации увеличивается до 60 %) и на других видах транспорта была создана совершенно новая парадигма логистики [15] - цифровая. На рисунке 5 представлена карта одного из таких транспортных коридоров или ось север - юг. Она объединяет фактически основное экономическое ядро ЕС : Францию, Германию, Великобританию, Бельгию и Люксембург. Эта ось служит основой создания цифровых логистики и цепей поставок для новых и тоже цифровых индустрий этих стран.
Все сказанное в настоящей статье нам представляется важным в свете принятых Президентом России решений о переходе к цифровой экономике [16].
Рис.5. Европейский железнодорожный коридор Север-Юг
Библиографический список:
1.Белозеров, В.Л. Проблема повышения эффективности внешнеторговых перевозок / В.Л. Белозеров, А.М. Тюфаев, П.В. Куренков, И.В. Серяпова // Бюллетень транспортной информации.- 2005.- № 7.- С.23-28.
2.Белозеров, В.Л. Пути ликвидации «пробок» на подходах к морским и речным портам / В.Л. Белозеров, А.М. Тюфаев, П.В. Куренков, И.В. Серяпова // Экономика железных дорог.- 2005.- № 8.- С.76-83.
3.Бубнова Г.В., Куренков П.В., Котляренко А.А., Сечкарев А.А. Конкуренция между евразийскими маршрутами широтного направления (СМП, ТСМ, ТРАСЕКА и другими) // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии.- 2016.- № 8 (ч.3).- С.37-41. (Agris)
4.Бубнова Г.В., Куренков П.В., Элларян А.С., Астафьев А.В., Сечкарев А.А. Перспективы и пути роста геополитической, геоэкономической и геологистической роли транспортных систем России, СНГ и Балтии // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2016.- № 9 (ч.2).- С.3-12.
5.Вакуленко С.П., Куренков П.В. Интермодальные и мультимодальные перевозки в транспортных коридорах Европы и Азии // Железнодорожный транспорт.- 2016.- № 6.- С.73-77.
6.Вакуленко С.П., Куренков П.В., Элларян А.С., Астафьев А.В., Сечкарев А.А. Конкуренция между магистралями направления «СЕВЕР – ЮГ» // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии.- 2016. - № 9 (ч.2).- С.23-30. (Agris)
7.Елисеев, С.Ю. Логистическая концепция управления внешнеторговыми перевозками / С.Ю. Елисеев, А.Ф. Котляренко, П.В. Куренков // Железнодорожный транспорт.- 2004.- № 9.- С.35-41.
8.Степанов А.Л., Куренков П.В. Проблемы экспорта транспортных услуг // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ РАН.- 2007.- № 5.- С.16-19.
9.Арсенов В.И., Зенкин А.А., Ковшов Н.Г. Концептуальные аспекты развития транспортной инфраструктуры общеевропейского значения на территории России // Бюллетень транспортной информации.- 1996.- № 6.- С.6-11.
10. Ковшов Г.Н., Зенкин А.А. Российская транспортная инфраструктура международного значения и возможные пути ее развития // Бюллетень транспортной информации.- 1998.- № 10.- С.30-32.
11. Зенкин А.А. Методы прогнозирования перевозок по международным коридорам // Соискатель – приложение к журналу «Мир транспорта».- 2015.- № 1.- С.68-72.
12. Щербанин Ю.А. Россия и международные транспортные коридоры // Транспорт Российской Федерации.- 2006.- № 2.- С.2-4.
13. Щербанин Ю.А. Транспортные коридоры: еще модно? // Транспорт Российской Федерации.- 2006.- № 5.- С.7-9.
14. Куприяновский В.П., Куренков П.В., Бубнова Г.В., Дунаев О.П., Синягов С.А., Намиот Д.Е. Экономика инноваций цифровой железной дороги. Опыт Великобритании.International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 5, no.3, 2017.
15. Куприяновский В.П. и др. Интеллектуальная мобильность в цифровой экономике // International Journal of Open Information Technologies ISSN: 2307-8162 vol. 5, no. 2
16. Указ Президента Российской Федерации «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» от 1 декабря 2016 года № 642.