Гармаш Ольга Валерьевна
Современные логистические принципы все чаще находят применение в казахстанском бизнесе. Казахстанские логистические компании активнее стали использовать логистические инструменты в организационных процессах по управлению торговыми и транспортными операциями, привлекая к сотрудничеству иностранных партнеров, что в последнее время такая тенденция набирает обороты.
Все логистические процессы связаны с беспрерывным движением и обменом информацией. Логистика обеспечивает конкурентоспособность логистической цепочки в целом на основе удовлетворения потребностей конечного потребителя путём предоставления того товара, который ему нужен, в нужной форме, в нужное для него время и по конкурентной цене. Оружием конкурентной борьбы являются технологии, которые увеличивают степень понимания индивидуальных потребителей и предлагают лучший способ доступа к ним [1,16].
Человечество достигло большого прогресса в сфере информационных технологий. Сегодня становится невозможным представить ни одну сферу деятельности человека без использования информационных технологий: наука, образование, медицина, промышленность, экономика, банковское дело, транспорт, а также логистика. Мировой практический опыт свидетельствует о том, что инновационные технологические решения производят положительное влияние на деятельность организаций. Внедрение ИТ - решений в логистику неизбежно, ведь информационные потоки наряду с материальными и финансовыми являются ключевыми элементами логистических цепочек. Трудно себе представить формирование и организацию работы цепей доставки товаров без интенсивного оперативного обмена информацией между участниками транспортного процесса, без возможностей быстрого реагирования на потребности рынка транспортных услуг. Сеть Интернет и связанные с ней технологии продолжают активно и весьма эффективно вторгаться в сферу логистики. Современные логистические технологии неразрывно связаны с интенсивным информационным обменом [2, 318].
В логистике первостепенной становится концепция «тотального» управления, основными принципами которой являются круглосуточность (возможность функционирования в любое время суток – и днем, и ночью), кругосветность и повсеместность (мобильность). Такая концепция базируется на информационном мониторинге логистических процессов в масштабе реального времени. Информатизация логистических процессов может обеспечить на современном рынке быстроту реакции на потребительский спрос, точность и полноту выполнения заказов, снижение издержек, высокую интенсивность деловых операций.
Возрастающий объём информации подлежит обработке, которую возможно сделать качественно только при использовании ИТ - технологий [3]. Для руководителей, принимающих решения, очень важно на основе получаемой информации выработать стратегические задачи и обеспечить качественное логистическое управление. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Оснащённость компьютеров программным обеспечением позволяет решать сложные вопросы по обработке информации на каждом рабочем месте, обеспечивая обработку и взаимный обмен большими объемами информации между различными участниками логистического процесса. При возрастающем объёме информации, обычными, традиционными способами уже не удается из потока данных извлечь нужную информацию и использовать ее для управления предприятием. Для этого необходимо использовать различные информационные технологии.
Использование информационных систем и технологий в логистике позволяет:
- более рационально управлять организацией;
- освободить работников от «рутинной» работы за счет ее автоматизации;
- обеспечить достоверность информации;
- совершенствовать структуру информационных потоков (включая систему документооборота);
- повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;
- обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;
- согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;
- за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь.
- организовать виртуальные платформы для торговых сделок и т.д. [4, 69].
Понятия электронный бизнес, электронная торговля и коммерция, электронный маркетинг, электронная реклама, электронные биржи, электронное страхование, электронная (виртуальная) логистика и т.д. как составляющие кибернетического пространства уже ассоциируются у многих специалистов-практиков с определенной сферой наиболее эффективной деятельности.
С развитием информационных технологий стали развиваться такие направления в логистике (в сфере автомобильных грузоперевозок), как электронная документация, системы отслеживания за грузами и транспортными средствами (так называемые трекинг-системы), которые позволяют работать в режиме online, контроль за уровнем топлива в транспортных средствах, обработка заявок, облачные хранилища данных и т.д. В качестве приоритетных направлений внедрения информационных технологий является формирование сети виртуальных транспортно-экспедиторских агентств и центров для организации отношений между клиентами и поставщиками логистических услуг [5, 11].
Особенностью информационных технологий является их способность стремительно развиваться [6]. Как поспеть за этим процессом, как же извлечь пользу из эксплуатации информационных технологий?
Единое интегрированное информационное пространство современного автотранспортного предприятия является «виртуальным» по своей сути и основывается на технологии реляционных баз данных и клиент-серверной архитектуре локальной вычислительной сети [7]. «Виртуальность» информационного пространства проявляется в том, что материальный носитель информации перестает играть решающую роль в процессе обработки информации. Сотрудники работают преимущественно не с документами, а с конкретными показателями, состав и структура которых необходимы и достаточны для решения данной производственной проблемы (причем данные в процессе манипулирования выводятся на монитор компьютера в режиме реального времени). Каждое изменение ситуации принятия решения уже не требует длительного дополнительного сбора существенных данных, которые зачастую являются «собственностью» отдельных специалистов или функциональных подразделений, поскольку вся необходимая информация для решения принципиально неограниченного круга производственных проблем содержится в базе данных, доступ к которой при помощи индивидуального автоматизированного рабочего места осуществляется за секунды и минуты, а не за дни и недели (сроки, за которые собирается информация из документов при бумажной технологии обработки информации).
Разговоры о перспективах внедрения ИТ - решений в работу транспортных компаний ведутся постоянно, и каждый раз суть сводится к одному – перспективы огромнейшие. Специалисты не устают подчеркивать, что без ИТ - систем грамотно наладить деятельность организации, добиться непрерывности в протекании бизнес-процессов и автоматизировать рутинные задачи просто невозможно.
На транспорте реальность виртуальной логистики подтверждается наличием уже сегодня значительных, хотя и разрозненных, не систематизированных, не объединенных логикой, информационных и организационных ресурсов, стремительно развивающихся в коммерческом секторе Интернет. Крупные компании, занимающиеся международными перевозками и имеющие большое количество географически разрозненных офисов, знают, как важно видеть полную картину ведения бизнеса, используя единое информационное пространство.
Крупные зарубежные транспортные и товарораспределительные компании сегодня ориентируются на применение сложных интегрированных информационных систем. На их разработке специализируются отдельные фирмы. Устойчивость экономического положения, стабильность и единая технология расчетов делают эти программные продукты тиражируемыми, что существенно снижает их стоимость [2].
Благодаря развитию сети интернет и активизации деятельности многочисленных виртуальных служб цикл услуг по доставке товаров конечному потребителю начинает приобретать вполне конкретные, основанные на типизации транспортно-технологических, информационных и финансовых операций формы. В силу этого логистика все теснее связывается и все чаще ассоциируется с разработкой сложных проектов доставки - распределения товаров, ресурсов. Начинают создаваться центры по разработке и продаже таких проектов. Причем предметная область проекта может быть различной - от разработки системы управления транспортно-экспедиторской компанией до организации выставки в другой стране, на другом континенте. Иными словами, публикуемые сегодня в сети интернет предложения крупных проектно-логистических, информационных и программно-технических центров и фирм свидетельствуют о начале нового этапа в развитии логистики и транспортной логистики, в частности. Этот этап характеризуется не только широким использованием интернет-технологий в классической логистике, но и активизацией исследований в области логистического проектирования и интерактивного обеспечения логистических цепей [4].
Виртуальная логистика это возможность создания интегрированной информационной службы для предпринимателей, коммерсантов и транспортников, например, службы с функциями электронного фрахта, координационно-экспедиторских услуг в организации автомобильных грузовых перевозок. На Западе набирает популярность классификация уровней логистического сервиса — 5PL (PL — Party Logistics). 5PL — уровень виртуальной логистики, когда оператор оказывает данные услуги только за счет высокоразвитой информационной системы, не обладая при этом собственными материальными активами.
Требования заказчиков к качеству логистических услуг растёт и постоянно ужесточается. Чтобы им соответствовать, приходится непрерывно развиваться самим предприятиям. Будущее логистики — за IT-технологиями это уже бесспорный факт. На определенном уровне развития логистической компании сфера IT в обеспечении качественного обслуживания клиентов становится просто ключевой. Здесь речь идет не только об автоматизации стандартных процессов, но и о принципиальном улучшении сервиса за счет внедрения новых услуг на базе IT-решений в рамках виртуальной логистики: автоматизации подбора оптимального маршрута с одновременным подбором подрядчиков, трекинга (онлайн-слежение за грузом), клиентских блоков (интеграция с информационными системами клиента) и пр.
Библиографический список:
1. Новиков В.Э. Информационное обеспечение логистической деятельности торговых компаний. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2015г., - 184с.
2. Сергеев В.И., Григорьев М.Н. Логистика: информационные системы и технологии: Учебно-практическое пособие. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008. – 608с.
3. Значение и перспективы использования информационных технологий в транспортной логистике // http://www.transmap.ru/articles/view/284/ (был доступен 10 апреля 2017 года)
4. Алесинская Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления. Часть 3. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. - 116 с.
5. Гапанович, Г.М. Грошев. Системы автоматизации и информационные технологии управления на железнодорожном транспорте. учебник. М.: 2006г., - 544с.
6. Наука 2.0. IT-технологии. Документальный фильм. - Россия: ТК «Моя планета», Россия: ТК «Моя планета», 2014.
7. Необходимость использования ИТ в транспортной логистике // http://sike.ru/node/41 (был доступен 7 апреля 2017 года)