В рамках кампании «Массовое тюремное заключение не является правосудием», добропорядочным и благополучным бразильцам из Сан-Паулу предлагают c помощью высоких технологий погрузиться в виртуальную реальность, оказавшись в ужасных условиях переполненных тюрем.
Более 300 человек вошли в переполненную камеру с 25 заключенными. Они погрузились в пространство площадью 3 мІ и услышали сообщения о жестоком обращении, наказании за вмененное время и о людях, которые были заключены в тюрьму в течение нескольких месяцев, без обвинения и без какой-либо информации об их процессах. Измождённые виртуальные заключённые рассказывали им о своих страданиях, просили связаться с адвокатом или передать записку матери.
После "путешествия в преисподнюю", шокированные люди были потрясены увиденным, их голоса дрожали и многие из них не могли сдержать слёз. Возвращаясь в реальный мир они крепко обнимали актёров-организаторов (бывших реальных заключённых) и на волне переживаний признавались, что кошмар, который им довелось только что пережить, теперь существует для них и в реальности.
Эксперимент был проведён организацией "Сеть уголовного правосудия" с целью открыть глаза граждан и привлечь их внимание к проблеме переполненности бразильских тюрем и массовых лишений свободы, значительная часть которых является незаконными.
Председатель Общественного Комитета по Освобождению Российских Граждан (ОКОРГБ) Артемий Семёновский так прокомментировал ситуацию:Россияне, далёкие от проблем Бразилии, мало интересовались этой страной, пока в 2016 году там не начались массовые незаконные (произвольные) аресты наших соотечественников, которые арестовывались и бросались в тюрьмы без каких либо признаков и события преступления. И хотя, почти через год, все россияне были освобождены по решению суда, но проблема незаконных репрессий и тюремного содержания в Бразилии стала гораздо ближе для наших граждан. Вот лишь некоторые цифры:- Более 40% бразильских заключенных являются временными заключенными, чья жизнь уничтожается, даже когда они невиновны, в ожидании судебного процесса;- Число заключённых в Бразилии выросло почти на 500% за период с 1992 по 2016 год , в то время как Россия, например, наблюдала сокращение примерно на 4% за тот же период;- По состоянию на 2017 год в Бразилии находятся в тюрьмах более 700 000 человек (всего на 371 тысячу мест), причем более 41% из них находятся в предварительном заключении. Это четвертое место в мире, после США, Китая и России;- В штате Амазония более 70% заключенных находятся в предварительном заключении и 36% от общего числа в Сан-Паулу. И это только заниженная официальная статистика;- В 37,2% случаев, когда применялся арест как мера пресечения, обвиняемые не были приговорены к тюремному заключению в конце процесса или получали приговоры меньше, чем срок их нахождения в тюрьме в ожидании суда;- Бразилия известна на международном уровне как страна, которая превышает все пределы количества тюрем предварительного содержания, но они всё равно переполнены вдвое относительно нормы;- Согласно исследованиям, первый контакт между защитником и обвиняемым совпадает с завершением расследования и слушаний по предъявлению доказательств, которые могут произойти через несколько месяцев после ареста;- Более 80% женщин-заключенных в Бразилии являются матерями;- В Бразилии сейчас насчитывается 11 800 судей, 9 900 прокуроров и всего 5000 защитников. Только в Сан-Паулу, каждый защитник отвечает за 2500 уголовных дел;- Каждый десятый бразилец сталкивается с судебным преследованием.Россияне поддерживают и активно принимают участие в подписании петиций за гуманизацию тюрем и прекращение массовых арестов в Бразилии, что особенно актуально с учётом того, что Бразилия так и не принесла извинения за произошедшее с нашими туристами и не наказала инициаторов беззакония.
Прошлогодние аресты россиян в Манаусе высветили плачевное состояние дел с правами человека в стране, которая является одним из наших главных геополитических партнёров. Оказалось, что мы дружим с государством, где процветает государственный терроризм, - резюмирует Артемий, - и замалчивание этих фактов является преступлением не только перед нашими туристами в Бразилии и мировым сообществом, но и перед самими бразильцами, оказывающими яростное сопротивление полицейскому террору и репрессиям.Зашкаливающий уровень полицейского насилия подтвердил и бывший командующий Polнcia Militar в Рио-де-Жанейро полковник Ибис Перейра в недавнем интервью сетевому изданию "Publica":- Человеческая жизнь не является приоритетом в Бразилии. Экономика является приоритетом. Жизнь подчинена логике капитала, собственности;- Человеческие жизни в Бразилии тратятся впустую и рассматриваются как побочный эффект - это не вписывается в демократическое правовое государство;- Нам нужно понять, что демократическое правовое государство не должно вести войну против своего населения;- Нет никакой политической ответственности за применение силы. Секретари безопасности должны нести ответственность за применение силы. Политическим командиром является губернатор и его секретарь по общественной безопасности. Секретарь по вопросам безопасности, если бы мы были страной, обеспокоенной общественной безопасностью, должен был бы представить проект в Законодательное собрание о ежемесячном или ежегодном отчёте о применении полицией силовых методов;- Полицейский «перестает быть гражданином», чтобы стать агентом государства, воспринимающим свое население как врага;- Множество людей думают, что права человека служат для защиты бандитов. Это потому, что мы не считали права человека главным девизом государства, и мы живем с этим ужасом;- Сегодня Бразилия - страна, погруженная в варварство;- Прокуратура не хочет играть более эффективную роль в контроле над полицией. Страна, в которой полиция убивает более 3000 человек в год, нуждается в Прокуратуре ! Прокурор должен помнить, что он является контролирующим законы органом и контролирует полицию. Нам нужна более современная судебная система, ближе к людям. Судья не может быть далеко от мира, от реальности, от людей. Он не мифическая фигура, не полубог.
Однако Россия по прежнему закрывает глаза на проблему прав человека в Бразилии, даже после того, как беззаконие ударило по нашим согражданам в этой латиноамериканской стране.