Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 сентября 3:20:00
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Валерий ЛУКИНЫХ: «Быть логистом, - это, как правило, иметь достойную зарплату»

2 апреля исполнилось пять лет кафедре Логистики Красноярского государственного аграрного университета.  Эта дата и стала поводом для нашей встречи с заведующим кафедрой,  доктором экономических наук, профессором, членом-корреспондентом Российской инженерной академии Валерием ЛУКИНЫХ

КАК ФИЗИК СТАЛ ЛОГИСТОМ 

8dc4e9c4320b4a07acf50cfd2e35c7b5.jpg- Валерий Федорович, свою научную карьеру вы начинали как физик. Чем объяснить то, что вы сменили сферу своих научных занятий и стали логистом?
- В Институте физики Сибирского отделения АН СССР я работал в лаборатории оптики. Мы занимались физикой лазеров. Это научное направление очень тесно связано с практикой, имеет большое прикладное значение. Поэтому нам приходилось  выполнять довольно много контрактов по заказам различных организаций, которым были нужны серьезные исследования в области лазерных технологий. Когда же работаешь с заказчиками, то неизбежно стоишь перед вопросом: как добиться результата при минимальных издержках.

В конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века имели место кризисные времена с финансированием науки из бюджета. Ученым приходилось учиться продавать свои научные разработки. С этой целью я создал свое первое предприятие, которое как раз этим и занималось. Фактически мы занимались логистикой, то есть оптимизацией процессов, которые бы позволяли приносить доходы для научных исследований.  

Хотя слово логистика в то время еще не было на слуху.  В поисках путей по оптимизации издержек при продаже научных разработок я стал читать научную литературу, нашел одну из немногих книг, в конце 90-х годов, имевшихся в стране, - словарь по логистике.  Благодаря этому изданию я и разобрался, что это такое.
В 2002 году Министерство образования РФ разрешило осуществлять набор студентов на специальность «Логистика» в пяти вузах России. Это были вузы Москвы и Санкт-Петербурга, об университетах других городов и речь тогда не шла - не было преподавателей. Однако преподавать логистику, как отдельный предмет, все же была возможность.

Взяться за эту работу мне предложил мой коллега Василий Васильевич Куимов, пригласив в торгово-экономический институт. «У вас есть опыт работы в бизнес, понимаете науку, математику. Логистика построена на моделировании, математике, понимании бизнес-процессов. Вам, как говорится, сам господь Бог велел этим заниматься», - сказал он мне тогда.

Когда же я погрузился   в предмет, стал читать зарубежную литературу, то понял, что передо мной безбрежное поле. В любой деятельности - снижение затрат - ключевой формат, иначе нет повышения рентабельности, прибыльности, нет бизнеса. Поскольку заниматься чистой наукой из-за нехватки финансирования не было возможности, я и сместился в сторону образовательных услуг, начал читать лекции по логистике в институте.
Потом поехал в Москву, познакомился с выдающимся российским профессором в этой области -  Виктором Ивановичем Сергеевым, который работает в Высшей школе экономики. Он мне предложил развивать логистику в Сибири. Так при его поддержке и возникло в Красноярске Сибирское отделение Международного центра логистики. Моей задачей стала пропаганда логистики, логистических методов в бизнесе, на предприятиях. В.И. Сергеев помог мне с научной, методической литературой. Я прошел обучение на курсах логистики в Высшей школе экономики. Затем организовал обучение на них еще нескольких преподавателей из Красноярска. Так мы и создали костяк логистов в торгово-экономическом институте, который и стал первым красноярским вузом, где начала преподаваться логистика.

- Но потом вы перешли на работу в Сибирский государственный аэрокосмический университет?

В аэрокосмическом университете очень интересовались логистикой. Этот вуз, как известно, очень плотно взаимодействует с заводом «Красмаш», где в ту пору имелось немало проблем, связанных с оптимизацией, уменьшением затрат, организацией производства. Меня пригласили в этот университет, чтобы я там преподавал логистику и внедрял ее в производственные процессы. Работал на кафедре международного менеджмента, которую тогда возглавляла профессор Галина Яковлевна Белякова, специалист, глубоко преданный инновационным подходам в экономике, и их продвигающий. К таким подходам она относила и оптимизацию товаропотоков в региональной экономике. Вот она и предложила мне в научном плане заниматься этой темой.

Я начал разрабатывать эту проблематику на материалах Красноярского края, впоследствии защитив докторскую диссертацию по экономике.  Став же деканом факультета международного бизнеса университета, начал готовить почву для открытия кафедры логистики. Это была длинная история. Мы пять лет пробивали эту возможность. Минобрнауки России не давало нашим просьбам хода, говорило, что нет в Сибири преподавателей по логистике. Однако за пять лет мы сумели создать когорту преподавателей, рабочие программы, учебные пособия. И в 2007 году СибГАУ получил право готовить специалистов по этой специальности. Так и возникла первая кафедра логистики в Красноярске. Она и сейчас существует, и работает достаточно успешно.

КАФЕДРА ЛОГИСТИКИ
9d4495334dd1bbc5cec7ddf33b6f103c.jpg
- Как возникла идея создания кафедры Логистики в Красноярском государственном аграрном университете?

- Немалую роль в ее рождении сыграл Николай Васильевич Цугленок, в то время ректор агроуниверситета.   Однажды мы с ним на одной из научных конференций поспорили по поводу того, как правильно развивать агробизнес. Я говорил, что нужно заниматься оптимизацией всех издержек, а он во главу угла ставил задачу расширения рынка. Мы поспорили. После этого он пригласил меня к себе в университет и сказал: давайте развивать логистику в аргобизнесе.

Я стал изучать тему и нашел только одну книгу о логистике в агробизнесе. И пришел к выводу, что логистика в АПК - это не просто не паханное поле для научных занятий, но и весьма эффективный инструмент для подъема отрасли.
В этом я еще раз убедился, когда во время поездки в Москву посетил департамент науки Минсельхоза России. Вывод был очевидным: логистикой в АПК в аграрных вузах России еще всерьез не занимаются.  После этого я предложил Николаю Васильевичу открыть в агроуниверситете кафедру логистики. Когда я начинал заниматься логистикой в Красноярске в начале нулевых годов, слово логистика в Красноярске было неведомо, никто толком не понимал, чем нужно в этой области заниматься. Нам пришлось  подготовить к изданию учебную литературу, пособия и методические материалы. И даже специально с помощью Высшей школы экономики проводить здесь курсы для преподавателей.  В аграрном университете сначала стали набирать студентов логистов на бакалавриат, потом - в магистратуру, позднее - аспиранты появились. 

В настоящее время вокруг нашей кафедры порядка 170 человек обучаются логистике. Это не только студенты и аспиранты, но и предприниматели, кто обучается на курсах по логистике. Первая защита выпускника нашей аспирантуры уже состоялась. Сейчас готовится еще целая серия защит.
Мою миссию в аграрном университете я вижу в создании и расширении группы единомышленников, определенной коммуникативной среды, которая могла эффективно и положительно влиять на процессы по оптимизации бизнес-процессов в агросекторе. Поэтому основная наша научная тема - это развитие теории, методологии многоуровневых логистических систем в продовольственном секторе рынка. Эту тему в университете понимают, она поддерживается.

Но в какой-то миг мы осознали, что наших сил недостаточно. Мы стали развивать отношения с Европейской логистической ассоциацией. С ее представителями в Словении, Хорватии, Венгрии. И нашли там людей, которые захотели с нами сотрудничать. Благодаря этому сотрудничеству у нас появилась возможность внедрять новейшие технологии образования. Кафедра расширилась до 15 человек, включая аспирантов и  сотрудников. То есть костяк, необходимая логистическая среда вокруг нас сформировались.
Благодаря этому мы можем продолжать развитие образовательных, научных услуг. Одно из направлений деятельности кафедры - прикладное - оно вылилось в договора, которые заключаются с фирмами, в различные консультационные процессы. Наша кафедра превратилась в некоторый центр коммуникаций людей, научных знаний и методик преподавания. На каком мы уровне? На таком, на каком нас оценивают окружающие. Потребители. Самая лучшая оценка для нас - это оценка Европейской логистической ассоциации. Кода они сюда приехали, проанализировали наши рабочие программы, познакомились с нами, то определили, что наш уровень преподавания логистики соответствует европейскому. И поэтому разрешили нашим студентам вручать европейские дипломы о логистическом образовании.   Первые семь дипломов мы вручили в прошлом году.

См.: Выпускники кафедры Логистики Красноярского государственного аграрного университета стали первыми в России обладателями дипломов «Сеньор - логист» Европейской логистической ассоциации


Подобное право в России имеет лишь Высшая школа экономики в Москве. Словом, Красноярск реально превратился в ведущий центр логистики Сибири. К нам обращаются люди из разных городов России, зовут выступить на конференциях с докладами, меня приглашают для оппонирования диссертаций: в Москве, Питере, Саратове, Волгограде, Иркутске.  Новосибирск тоже крупный центр в области логистики сибирского региона. Этот город все же больше Красноярска. Но так получилось, что европейцы признали больше Красноярск, чем Новосибирск.
Да и по числу обращений к нам за консультацией из крупных фирм мы, пожалуй, лидеры в Сибири. Самые крупные фирмы города Красноярска обращаются к нам за консультациями по улучшению бизнес-процессов. Признанием нашего уровня стало то, что два года назад меня пригласили в Сибирский федеральный университет, предложив организовать и возглавить там магистратуру по логистике. Вот уже три года мы ведем эту магистратуру, наши преподаватели здесь работают, в частности, доцент Владимир Иванович Пантелеев. Конкурс на поступление в эту магистратуру существует. В прошлом году он составил 3 человек на место. Одна из наших студенток СФУ Марина Семеновская в конце прошлого года заняла второе место в международном конкурсе по логистике в Петербурге.  Ее успех показывает, что наш уровень преподавания высокий. В этом конкурсе, к слову, участвовали представители из 35 городов России, а также других стран  - Финляндии, Украины, Польши.

- Что из себя представляет научная школа Валерия Лукиных?

- Она ориентирована на совершенствование существующих процессов в организациях и цепях поставок. Поэтому моя школа строится на прикладном характере логистики для конкретных предприятий, организаций и опирается на фундаментальные основы в виде технологии управления потоками в агробизнесе. Это одно направление. А второе направление - технологии организации региональной логистической системы. Транспортно-складской. Школа как раз базируется на этих двух направлениях. Специалисты этого профиля востребованы как во власти, так и в крупном и мелком и среднем бизнесе.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ 


- В Википедии написано, что вы являетесь профессором Международного Института развития логистики в Словении...

- Когда я первый раз побывал в Европе на логистическом форуме восемь лет назад, мы с коллегами решили создать Международный институт логистики в Словении, который призван консолидировать усилия ученых и консалтинговых фирм Европы применительно к нашим проблемам. И первая проблема, которую мы начали вместе исследовать - это транспортные коммуникации Красноярского края. По этой проблематике наш аспирант и преподаватель Павел Григорьевич Швалов защитил кандидатскую диссертацию. Второе - этот институт имеет статус юридического лица - возглавляет его профессор, академик Хорватской академии наук Мартин Иван Липичник.
Я там участвую как представитель от России для того, чтобы передовые проблемы, существующие у нас решались с помощью их ресурсов, а у них -  с помощью наших. Это такое ассоциативное объединение, имеющее статус юридического лица, направленное на укрепление коммуникаций между учеными и консультантами разных стран. 

- Стало традицией, что ежегодно в Красноярске по вашей инициативе проходит Международная научно-практическая конференция «Логистика - Евразийский мост». Будет ли конференция в этом году?   Если да, то кто на ней будет представлен?  


- Будет. Нынешняя конференция - двенадцатая по счету. Состоится с 18 по 20 мая. В рамках этой конференции приезжающие профессора из университетов Европы не только выступают с докладами, но и проводят открытые лекции, мастер-классы.  Специалисты самого высокого класса проводят специальные тренинги и семинары с аспирантами. Бизнес находит какие-то коммуникации. Поскольку мероприятий много, то в прошлом году одновременно с конференцией мы проводили международный логистический форум. 

В рамках конференции мы обязательно публикуем сборники ее материалов. В прошлом году эти материалы вышли в трех томах, поскольку в одном томе по причинам технического свойства (слишком много статей!) опубликовать их не было возможности. Немалое внимание в рамках конференций мы уделяем работе с молодежью. В ее рамках проходит международные конкурсы научных работ бакалавров, магистров и аспирантов, молодых ученых. В комиссию, которая рассматривает эти работы входят лучшие ученые Европы и России.

О том, как проходили в 2016 году в Красноярске Международный логистический форум и XI Международная научно-практическая конференция «Логистика - Евразийский мост», читайте здесь.
   

КАК СТАТЬ ЛОГИСТОМ

- Правда ли, что у логистов в компаниях зарплата выше, чем у обычных менеджеров? Как можно получить специальность логиста в Красноярске?  

- Если взять Москву - там логисты - высокооплачиваемые специалисты. Потому что логист квалифицируется как системный менеджер. Системный менеджер должен иметь системный образ мышления и системную методологию. Не каждый может это делать, поэтому там логисты получают очень большие зарплаты.

В Красноярском крае логистов ощущается острая нехватка. Они получают зарплату достойную - выше чем обычный рядовой менеджер.  С чем это связано? Логистика представляет собой комплексную науку. Всякий квалифицированный логист - это комплексный специалист. Я бы назвал его специалистом «Пять в одном», поскольку в силу своего образования он может и должен участвовать оптимизации бизнес-процессов в пяти важнейших сегментах деятельности любой компании. Во-первых, это снабжение, которое является огромным пластом работы любой фирмы. Во-вторых, он может работать по такой важной специальности, как работник складских систем, начальник склада. Где этому учат? Специально - нигде. Третье - это управление перевозками, транспорт. Четвертая специальность - работник отдела торговли, сбыта - мы же изучаем логистику распределения, в том числе при работе в виртуальных сетях, в Интернете.  Как известно, сейчас все больше компаний не могут обойтись без продаж и закупок через Интернет. Мы этому учим, в том числе и специфике получения заказов через электронные системы госзакупок. Наконец, пятая специальность, которую осваивают наши выпускники - это моделирование бизнес-процессов. Обычно эту специальность именуют как управление проектами. Мы обучаем деятельности в этой области в комплексе со всеми основными логистическими процессами.

Иными словами, наш выпускник может найти работу и снабженца, и руководителя транспортного отдела, и начальника склада, и руководителя отдела продаж, и специалиста по управлению проектами. Это означает, что быть логистом, - это, как правило, иметь достойную зарплату. 
В Красноярске сегодня два вуза готовят логистов-бакалавров - Красноярский государственный аграрный университет и Сибирский государственный аэрокосмический университет. В трех вузах можно окончить магистратуру по логистике - это Красноярский ГАУ, СибГАУ и СФУ.

Наша кафедра ведет подготовку логистов-бакалавров и магистров на базе Института международного менеджмента и образования. Чтобы к нам поступить в бакалавриат, нужно в заявлении при поступлении указать направление: «Менеджмент» и обязательно (!) -  профиль «Логистика». Прием в бакалавриат осуществляется по результатам ЕГЭ.  При поступлении в магистратуру нужно будет сдавать экзамен по специальности «Менеджмент». Более подробно с условиями поступления можно ознакомиться на сайте Красноярского государственного аграрного университета. 

Владимир КРУТИКОВ.  

От редакции. Если у вас есть вопросы по поступлению на логистику в Красноярский ГАУ, или вы просто интересуетесь, как с помощью логистики можно снизить издержки производства и повысить прибыль компании, то предлагаем связать с кафедрой Логистики этого университета. Контакты: т. (391) 227-24-61, e-mail: evrazlog@mail.ru
Количество просмотров: 679
06.04.2017 09:30 | rootблог автора

Еще публикации:



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама