Регион: Выбрать регион
Сейчас: 21 ноября 2:41:17
Вторник
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

Рецензия на монографию В.В. Прохорова «Выбор механизмов государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных и социальных проектов»

В.И. Пантелеев,
к.и.н, доцент кафедры логистики Красноярского ГАУ

4f0708814a16a51bcc0d597f63ed21ef.jpgРецензируемая монография [1] является логическим продолжением другой книги ее автора, изданной в 2014 году [2].  Актуальность избранной проблематики не вызывает сомнений. В современной России как, пожалуй, никогда так остро, стоит задача грамотного использования в экономической практике имеющихся ресурсов. Их эффективное использование невозможно без широкого применения механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Как известно, ГЧП объединяет государство, общество и частный бизнес. Именно это взаимодействие дает всем им экономические и социальные выгоды.  Государство за счет ГЧП повышает эффективность использования бюджетных средств при решении задач по повышению качества жизни населения страны. Это достигается за счет того, что в интересах государства используются в первую очередь альтернативные негосударственные источники капитала. Частный бизнес повышает свою операционную эффективность за счет получения в пользование государственные имущественные активы, а также за счет этого новые рынки сбыта товаров и услуг. В свою очередь общество повышает качество свой жизни за счет строительства, реконструкции, модернизации и эксплуатации социальных инфраструктурных объектов, которые государство и частный бизнес совместно реализовывают.    

В первой главе рецензируемой монографии анализируется мировой и отечественный опыт ГЧП. Как явствует из книги,  ГЧП имеет свою долгую историю развития. Так, считается, что первое применение государственно-частного партнерства произошло в эпоху Римской империи, когда в Риме на этих принципах был построен  первый городской общественный туалет. Со второй половины XIX века такая форма сотрудничества между государством и частным бизнесом начинает встречаться все чаще.  На этих принципах строят магистральные дороги, каналы, мосты и т.д. 

Автор очень подробно описывает опыт использования ГЧП в дореволюционной России, в том числе и на материалах Енисейской губернии.  Эту часть книги с интересом прочитает не только профессионал экономист, но и тот, кому интересна история экономики. Из книги явствует, что по существу методы ГЧП широко применялись как в городах, так и в сельской местности. С точки зрения объемов привлекаемых средств в проекты с участием ГЧП особенно широкое применение они нашли при железнодорожном строительстве. Одной из форм привлечения частного капитала в эти проекты была концессия.    Другой - гарантии государства инвесторам по доходности на вложенный капитал при создании железнодорожных акционерных обществ.  Соответственно, если такое общество не имело возможности  выплатить дивиденды на акции или проценты по облигациям, то выплаты проводились за счет государственной казны.

Не менее интересен и дореволюционный опыт применения механизмов государственно-частного партнерства в развитии городской коммунальной сферы. Как известно, отмена крепостного права и начало промышленного подъема вызвали в России рост численности городского населения. Перед городскими властями остро встали санитарно-медицинские, противопожарные, образовательные и другие проблемы, требовавшие скорейшего разрешения. Скудные городские бюджеты даже при оказываемой правительством государственной помощи не позволяли их решать в полном объеме. Поэтому с 70-х гг. XIX в. российские города стали выпускать в обращение облигационные займы. Наиболее продвинутыми в этом направлении оказались крупнейшие российские города, так как именно они имели на тот момент наиболее серьезные проблемы по всему комплексу коммунального хозяйства. К слову, в азиатской части страны только два города сумели выпустить собственные облигационные займы - Томск и Красноярск. В Красноярске все денежные средства, вырученные от реализации облигаций, пошли на устройство противопожарного водопровода и электрического освещения. 

Вторая глава монографии посвящена теоретическим основам выбора модели и формы ГЧП. Как справедливо отмечает автор, в настоящее время имеются определенные методологические проблемы по применению механизмов государственно-частного партнерства при реализации важных проектов в социально-экономической сфере. В основном они связаны с разработкой и применением   научно обоснованных методик принятия управленческого решения по  выбору того или иного механизма реализации ГЧП.  В основе любой такой методики обязательно лежат такие понятия, как модель и форма. В отечественной методологической литературе нет устойчивого определения этих понятий. Достаточно часто один и тот же предмет называют одновременно и моделью, и формой, что вносит определенную путаницу при реализации данного вида  партнерства на практике. 

По мнению автора, имеет смысл понимать под моделями ГЧП совокупность приемов и операций непосредственного осуществления процесса государственно-частного партнерства, определенных в рамках формы участия государственного (публичного) и частного партнера. Следует отметить, что данное определение модели ГЧП достаточно логично подходит к существующей общепринятой международной классификации моделей ГЧП. В целом же та или иная модель позволяет определять участникам ГЧП свои функции, права, ответственность, возможные ограничение и т.д. Под формой же ГЧП, по мнению автора, следует понимать определенную законодательно и (или) установленную учредительными и другими нормативными документами, принятыми в хозяйственной практике способ участия публичного и частного партнера  в ГЧП. Для удобства применения на практике моделей и форм ГЧП в работе дается новая их классификация. При этом она учитывает сложившуюся международную и отечественную классификационную практику.  

В третьей главе, от теоретических исследований моделей и форм ГЧП сделан переход к проблеме их обоснованного выбора. По мнению автора, выбор модели должен учитывать ряд факторов, которые в первую очередь связаны с интересами и возможностями ее участников. Их анализ позволил ему впервые сформулировать принципы выбора модели, учитывающие особенности публичного и частного партнера. К ним было отнесен, в частности, баланс долгосрочных интересов сторон, имеющихся инвестиционных и имущественных  возможностей сторон,  в бюджетной эффективности, рентабельности собственного капитала частного партнерства. 

Автором была предложена интересная методика выбора модели государственно-частного партнерства, которая основана на использовании матриц стратегического анализа.  Первая матрица учитывает бюджетную эффективность государственно-частного партнерства. Вторая матрица учитывает кратко-, средне- и долгосрочные планы государства и частного партнера по экономическому развитию. Третья матрица учитывает возможности обеспечить функции частного партнера в рамках ГЧП имуществом, находящимся в собственности государства. Четвертая  матрица учитывает рентабельность собственного   капитала частного партнера при обеспечении его функций в рамках ГЧП.

Приведенные матрицы позволяют государственному партнеру совместно с частным партнером поэтапно с использованием установленных процедур принять обоснованное управленческое решение о выборе модели государственно-частного партнерства.Кроме методики выбора модели ГЧП автор предложил и методику выбора ее формы. 

В целом, рецензируемая монография представляет собой добротный научный труд, посвященный очень важной теме. Нет сомнений, что  широкое развитие государственно-частного партнерства может выступить серьезным импульсом к активизации инвестиционной активности в нашей стране и более эффективному использованию  имеющихся  государственных инвестиционных ресурсов. Эта книга найдет своего читателя, прежде всего со стороны ученых и практиков, заинтересованных в применении государственно-частного партнерства. Есть необходимость в дальнейшей научно-практической проработке вопросов этой темы применительно к конкретным отраслям, в том числе и на региональном уровне. 

Примечания



1. Прохоров, В.В. Выбор механизмов государственно-частного партнерства при реализации крупных инфраструктурных и социальных проектов: моногр. /В.В. Прохоров; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2016. - 128 с. ISBN 978-5-86433-665-6.
2. Прохоров В.В. Государственно-частное партнерство: опыт и перспективы применения». - Красноярск: СибГАУ, 2014. - 104 с.    


Количество просмотров: 1006
27.01.2017 01:08 | rootблог автора

Еще публикации:






Software AG объявляет о создании ежегодной онлайн конференции. Live Virtual Conference – все об инновациях с доставкой

Компания Software AG (входит в индекс TecDAX, тикер на Франкфуртской бирже: SOW) объявила о первой ежегодной конференции Live Virtual Conference. Первое виртуальное мероприятие Product Release 2017, продолжительностью два с половиной часа, запланировано на три разные даты – 17, 18 и 25 октября – для трех различных часовых поясов. В рамках этой конференции участники смогут подробнее узнать о новых продуктах и обновлениях для уже существующих платформ.
05.10.2017 12:50 // nwcomm



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама