Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:35:32
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

УДК 658.7

 

СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Петрова Ксения Сергеевна

Начальник отдела лекарственного обеспечения,

Северо-Западный государственный медицинский университет

им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия

e-mail: ksenia.s.petrova@gmail.com

 

MEDICAL CARE STANDARDS AS A TOOL OF STATE HEALTH CARE CENTERS LOGISTICAL MANAGEMENT

Petrova Kseniya Sergeevna

Head of medication supply department

North-Western state medical university named after I.I. Mechnikov 

Saint-Petersburg, Russia

 

В докладе рассматривается возможность использования стандартов медицинской помощи для организации планирования закупок медикаментов в сфере государственного здравоохранения

Ключевые слова: государственные закупки, стандарты медицинской помощи, планирование закупок, лекарственные средства, XYZ-анализ

 

The article presents possibility of using medical care standards for planning procurement procedures of medications for state medicine sector

Key words: central procurement, medical care standards, planning of procurement procedures, medications, XYZ-analysis

 

Управление логистическими системами государственных лечебных учреждений с помощью классического инструментария логистического менеджмента представляет собой труднореализуемую задачу. Основные сложности обусловлены следующими составляющими:

– спрос на услуги медицинских организаций, работающих в системе ОМС, а также скорой и неотложной медицинской помощи, крайне неравномерен. В большинстве случаев отсутствует возможность планирования даты госпитализации, а требования к надежности обеспечения лечебного процесса крайне высоки, уровень логистического обслуживания для категории ресурсов, участвующих в процессе оказания медицинской помощи, устанавливается равным 100 %;

– спецификой инфраструктуры рынка медицинских услуг – практически все медицинские учреждения являются многопрофильными, что затрудняет планирование потоков пациентов, а соответственно и структуру закупок лекарственных препаратов и расходных материалов.

Однако отказываться от применения логистического инструментария в обеспечении функционирования государственных лечебных учреждений нерационально, поскольку логистика является ресурсосберегающим механизмом, а здравоохранение крайне затратная отрасль. По данным Минэкономразвития сумма государственных закупок медицинских изделий и фармацевтических препаратов в 2015 году вышла на второе место от общего объема государственных закупок и составила порядка 486,6 млрд. рублей или 9% от общего объема бюджетных средств [4].

Задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы адаптировать логистический инструментарий к специфике сферы здравоохранения, а, следовательно, найти адекватные способы сбережения дефицитных материальных и финансовых ресурсов. Рассмотрим возможные механизмы на примере лекарственных препаратов (ЛП).

Как было обозначено выше, стохастический характер спроса на медикаменты обусловлен сложностью прогнозирования даты госпитализации в учреждения, работающие в системах ОМС, скорой и неотложной медицинской помощи, а также видом заболевания и спецификой его течения. Возможным направлением движения в сторону снижения риска возникновения дефицита медикаментов для госпитализированных пациентов является переход на систему планирования закупок на основе стандартов медицинской помощи (далее - стандартов).

Данное утверждение в полной мере соответствует позиции Министерства здравоохранения РФ (МЗ РФ) по вопросам использования стандартов. В письме от 30 апреля 2013 г. № 13-2/10/2-3113 обозначено, что стандарты медицинской помощи содержат перечень ЛП с указанием средних доз применения, что позволяет формировать заявки медицинских организаций на приобретение ЛП с учетом индивидуальных особенностей пациентов [5].

Стандарты разрабатываются МЗ РФ в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения зарегистрированных на территории РФ ЛП в соответствии с инструкцией по применению ЛП и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации (далее – АТХ-классификация), рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения [1].

В качестве примера рассмотрим стандарт, утвержденный Приказом МЗ РФ от 7 ноября 2012 г. № 613н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при системной красной волчанке» [2].

В табл. 1 представлен сокращенный перечень ЛП для оказания специализированной медицинской помощи (СМП) пациентам с системной красной волчанкой (СКВ) с указанием усредненного показателя частоты предоставления (уПЧП), средних суточных доз (ССД) и средних курсовых доз (СКД). Стандарт представлен в модифицированном для целей логистического анализа виде – добавлены столбцы 7 и 8, в которых представлен пересчет количества мг в средней курсовой дозе на количество таблеток, флаконов, а также на количество упаковок, в скобках указана наиболее распространенная фасовка. В табл. 2 представлена интерпретация значений для анализа с позиций логистического менеджмента.

Таблица 1-Перечень ЛП для оказания СМП пациентам с СКВ

Код АТХ

Наименование ЛП, единицы измерения

уПЧП

ССД,

СКД

Количество

мг, мл, дозы

таблеток, флаконов (по СКД)

упаковок (фасовка)

1

2

3

4

5

6

7

8

1

А02ВС

 

1

 

 

 

 

1.1

 

1. Омепразол

 

20

560

28

1 (28)

1.2

 

2. Рабепразол

 

20

420

21

2 (15)

1.3

 

3. Эзомепразол

 

30

630

21

1 (28)

2

А02ВХ

 

0,1

 

 

 

 

2.1

 

4. Висмута трикалия дицитрат

 

480

13440

112

1 (112)

 

 

 

 

 

 

 

7

В01АВ

 

0,8

 

 

 

 

7.1

 

9. Гепарин натрия

 

10000

100000

20

4 (5)

7.2

 

10. Эноксапарин натрия

 

2000

48000

24

3 (10)

 

 

 

 

 

 

 

49

S01AD

 

0,05

 

 

 

 

49.1

 

64. Ацикловир

 

1000

14000

70

4 (20)

 

Для оказания СМП пациенту с СКВ может понадобиться 64 лекарственных препарата, относящиеся к 49 группам АТХ-классификации. Общее количество препаратов, переведенное из средних курсовых доз, предусмотренных стандартом, составляет порядка 450 упаковок. Для поддержания 100 % уровня логистического обслуживания пациентов с СКВ у лечебного учреждения должна быть возможность назначения любой схемы лечения в соответствии с тяжестью течения болезни.

УПЧП медикаментов говорит о многообразии направлений течения одного и того же заболевания, обозначает вероятность назначения препарата.УПЧП может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данный препарат назначается 100% пациентов, а цифры менее 1 - указанному в стандарте проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания. Очевидно, что группы препаратов, назначаемые 50%-100% пациентов требуют особого логистического контроля и поддержания необходимого уровня запасов, определяемого, в том числе, на основании плана госпитализаций. Необходимо отдельно отметить невысокую эффективность разработки подходов к планированию закупок и управлению запасами лекарственных препаратов исключительно на основании XYZ-анализа и коэффициентов вариации, отражающих крайнюю нестабильность отпуска препаратов с аптечного склада. Методика проведения данного анализа хорошо известна специалистам и достаточно подробно рассмотрена в научной и учебной литературе по логистике [3, с. 21-32]. В структуре общебольничной выдачи медикаментов с аптечного склада, большая часть ЛП, назначаемых в соответствии со стандартом 50-100% пациентов, попадают в классификационную категорию Z, коэффициент вариации которой составляет более 80 %, ввиду крайней неравномерности госпитализаций.

Таблица 2- Интерпретация данных стандарта по СКВ для целей логистического анализа

уПЧП

Количество АТХ-групп/наименований ЛП

Количество упаковок (по наименованиям)

100% пациентов

5/8

1+2+20+10+12+1+4+1 = 48

80% пациентов

2/4

4+3+3+3 = 13

70% пациентов

2/3

1+2+3 = 6

60% пациентов

1/2

5+15 = 20

50% пациентов

6/6

20+3+1+32+19+5 = 80

40% пациентов

1/2

1+1=2

30% пациентов

3/3

56+4+3=63

20% пациентов

5/6

2+1+14+14+3+2 = 36

15% пациентов

1/2

56+33 = 89

10% пациентов

9 /10

1+8+2+1+5+2+2+1+2+4 = 28

5% пациентов

9/10

2+20+14+2+2+2+1+1+1+4 = 49

2% пациентов

1/1

5

1% пациентов

4/4

14+28+21+6 = 69

 

По словам Министра здравоохранения, сложность внедрения стандартов в каждодневную практику состоит в том, что необходимо стандартизировать 32 тысячи заболеваний [6]. Сегодня работа со стандартами считается невозможной из-за их лавинообразного устаревания и необходимости вносить смысловые и ценовые поправки. Однако, подобные выводы МЗ РФ делает в отношении оплат программ госгарантий бесплатной помощи. Вопросы планирования потребности в ЛП на основе стандартов остаются актуальными, тем более, что в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи [1, 5].

Это утверждение также подтверждается словами Министра здравоохранения о том, что стандарты применимы тогда, когда необходимо откорректировать финансирование лечения определенного заболевания. Прежде всего, это касается социально-значимых заболеваний, определяющих структуру смертности населения РФ, а также заболеваний, лечение которых обходится дороже всего и требует точечного финансового управления [6].

Основное противоречие сегодняшнего дня заключается в необходимости обеспечения доступности лечения, а, следовательно, и доступности необходимого набора медикаментов для терапии любого течения заболевания, при одновременном дефиците финансовых и материальных ресурсов, усиливающемся на фоне кризисных явлений последних лет. Очевидно, что для отдельного лечебного учреждения задача обеспечения возможности назначения любого из обозначенных в табл. 1 препаратов, близка к нереализуемой.

С логической точки зрения ресурсосберегающим механизмом, обеспечивающим рациональное потребление ограниченных материальных ресурсов с целью поддержания логистического обслуживания пациентов на уровне 100 % может являться передача закупочной деятельности лечебных учреждений на аутсорсинг с организацией централизованного обеспечения медикаментами. Данный механизм позволит в полной мере использовать инструментарий логистического менеджмента, с возможностью в ручном режиме перераспределять дефицитные материальные ресурсы для обеспечения доступности терапии любого течения заболевания с обозначенным в соответствии со стандартом набором медикаментов.

 

Библиографический список:

1.                Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2.                Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 ноября 2012 г. № 613н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при системной красной волчанке».

3.                Григорьев М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2 / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Юрайт, 2016. - 341 с.

4.                Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/depfks/20160217 (дата обращения 25.03.2016).

5.                Письмо Минздрава России от 30 апреля 2013 г. № 13-2/10/2-3113 [Электронный ресурс]. - URL:http://www.rosminzdrav.ru/documents/5521-pismo-minzdrava-rossii-ot-30-aprelya-2013-g-13-2-10-2-3113 (дата обращения 27.03.2016).

6.                Интервью Министра Вероники Скворцовой "Российской газете" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosminzdrav.ru/news/ 2014/09/05/1991-intervyu-ministra-veroniki-skvortsovoy-rossiyskoy-gazete (дата обращения 25.03.2016).


Количество просмотров: 2965
теги:
17.06.2016 06:50 | Loglem2016-3блог автора

Еще публикации: