УДК 658.7
СТАНДАРТЫ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КАК ИНСТРУМЕНТ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Петрова Ксения Сергеевна
Начальник отдела лекарственного обеспечения,
Северо-Западный государственный медицинский университет
им. И.И. Мечникова, г. Санкт-Петербург, Россия
e-mail: ksenia.s.petrova@gmail.com
MEDICAL CARE STANDARDS AS A TOOL OF STATE HEALTH CARE CENTERS LOGISTICAL MANAGEMENT
Petrova Kseniya Sergeevna
Head of medication supply department
North-Western state medical university named after I.I. Mechnikov
Saint-Petersburg, Russia
В докладе рассматривается возможность использования стандартов медицинской помощи для организации планирования закупок медикаментов в сфере государственного здравоохранения
Ключевые слова: государственные закупки, стандарты медицинской помощи, планирование закупок, лекарственные средства, XYZ-анализ
The article presents possibility of using medical care standards for planning procurement procedures of medications for state medicine sector
Key words: central procurement, medical care standards, planning of procurement procedures, medications, XYZ-analysis
Управление логистическими системами государственных лечебных учреждений с помощью классического инструментария логистического менеджмента представляет собой труднореализуемую задачу. Основные сложности обусловлены следующими составляющими:
– спрос на услуги медицинских организаций, работающих в системе ОМС, а также скорой и неотложной медицинской помощи, крайне неравномерен. В большинстве случаев отсутствует возможность планирования даты госпитализации, а требования к надежности обеспечения лечебного процесса крайне высоки, уровень логистического обслуживания для категории ресурсов, участвующих в процессе оказания медицинской помощи, устанавливается равным 100 %;
– спецификой инфраструктуры рынка медицинских услуг – практически все медицинские учреждения являются многопрофильными, что затрудняет планирование потоков пациентов, а соответственно и структуру закупок лекарственных препаратов и расходных материалов.
Однако отказываться от применения логистического инструментария в обеспечении функционирования государственных лечебных учреждений нерационально, поскольку логистика является ресурсосберегающим механизмом, а здравоохранение крайне затратная отрасль. По данным Минэкономразвития сумма государственных закупок медицинских изделий и фармацевтических препаратов в 2015 году вышла на второе место от общего объема государственных закупок и составила порядка 486,6 млрд. рублей или 9% от общего объема бюджетных средств [4].
Задача сегодняшнего дня состоит в том, чтобы адаптировать логистический инструментарий к специфике сферы здравоохранения, а, следовательно, найти адекватные способы сбережения дефицитных материальных и финансовых ресурсов. Рассмотрим возможные механизмы на примере лекарственных препаратов (ЛП).
Как было обозначено выше, стохастический характер спроса на медикаменты обусловлен сложностью прогнозирования даты госпитализации в учреждения, работающие в системах ОМС, скорой и неотложной медицинской помощи, а также видом заболевания и спецификой его течения. Возможным направлением движения в сторону снижения риска возникновения дефицита медикаментов для госпитализированных пациентов является переход на систему планирования закупок на основе стандартов медицинской помощи (далее - стандартов).
Данное утверждение в полной мере соответствует позиции Министерства здравоохранения РФ (МЗ РФ) по вопросам использования стандартов. В письме от 30 апреля 2013 г. № 13-2/10/2-3113 обозначено, что стандарты медицинской помощи содержат перечень ЛП с указанием средних доз применения, что позволяет формировать заявки медицинских организаций на приобретение ЛП с учетом индивидуальных особенностей пациентов [5].
Стандарты разрабатываются МЗ РФ в соответствии с номенклатурой медицинских услуг и включают в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения зарегистрированных на территории РФ ЛП в соответствии с инструкцией по применению ЛП и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации (далее – АТХ-классификация), рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения [1].
В качестве примера рассмотрим стандарт, утвержденный Приказом МЗ РФ от 7 ноября 2012 г. № 613н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при системной красной волчанке» [2].
В табл. 1 представлен сокращенный перечень ЛП для оказания специализированной медицинской помощи (СМП) пациентам с системной красной волчанкой (СКВ) с указанием усредненного показателя частоты предоставления (уПЧП), средних суточных доз (ССД) и средних курсовых доз (СКД). Стандарт представлен в модифицированном для целей логистического анализа виде – добавлены столбцы 7 и 8, в которых представлен пересчет количества мг в средней курсовой дозе на количество таблеток, флаконов, а также на количество упаковок, в скобках указана наиболее распространенная фасовка. В табл. 2 представлена интерпретация значений для анализа с позиций логистического менеджмента.
Таблица 1-Перечень ЛП для оказания СМП пациентам с СКВ
Код АТХ |
Наименование ЛП, единицы измерения |
уПЧП |
ССД, |
СКД |
Количество |
||
мг, мл, дозы |
таблеток, флаконов (по СКД) |
упаковок (фасовка) |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
А02ВС |
|
1 |
|
|
|
|
1.1 |
|
1. Омепразол |
|
20 |
560 |
28 |
1 (28) |
1.2 |
|
2. Рабепразол |
|
20 |
420 |
21 |
2 (15) |
1.3 |
|
3. Эзомепразол |
|
30 |
630 |
21 |
1 (28) |
2 |
А02ВХ |
|
0,1 |
|
|
|
|
2.1 |
|
4. Висмута трикалия дицитрат |
|
480 |
13440 |
112 |
1 (112) |
… |
|
|
|
|
|
|
|
7 |
В01АВ |
|
0,8 |
|
|
|
|
7.1 |
|
9. Гепарин натрия |
|
10000 |
100000 |
20 |
4 (5) |
7.2 |
|
10. Эноксапарин натрия |
|
2000 |
48000 |
24 |
3 (10) |
… |
|
|
|
|
|
|
|
49 |
S01AD |
|
0,05 |
|
|
|
|
49.1 |
|
64. Ацикловир |
|
1000 |
14000 |
70 |
4 (20) |
Для оказания СМП пациенту с СКВ может понадобиться 64 лекарственных препарата, относящиеся к 49 группам АТХ-классификации. Общее количество препаратов, переведенное из средних курсовых доз, предусмотренных стандартом, составляет порядка 450 упаковок. Для поддержания 100 % уровня логистического обслуживания пациентов с СКВ у лечебного учреждения должна быть возможность назначения любой схемы лечения в соответствии с тяжестью течения болезни.
УПЧП медикаментов говорит о многообразии направлений течения одного и того же заболевания, обозначает вероятность назначения препарата.УПЧП может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данный препарат назначается 100% пациентов, а цифры менее 1 - указанному в стандарте проценту пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания. Очевидно, что группы препаратов, назначаемые 50%-100% пациентов требуют особого логистического контроля и поддержания необходимого уровня запасов, определяемого, в том числе, на основании плана госпитализаций. Необходимо отдельно отметить невысокую эффективность разработки подходов к планированию закупок и управлению запасами лекарственных препаратов исключительно на основании XYZ-анализа и коэффициентов вариации, отражающих крайнюю нестабильность отпуска препаратов с аптечного склада. Методика проведения данного анализа хорошо известна специалистам и достаточно подробно рассмотрена в научной и учебной литературе по логистике [3, с. 21-32]. В структуре общебольничной выдачи медикаментов с аптечного склада, большая часть ЛП, назначаемых в соответствии со стандартом 50-100% пациентов, попадают в классификационную категорию Z, коэффициент вариации которой составляет более 80 %, ввиду крайней неравномерности госпитализаций.
Таблица 2- Интерпретация данных стандарта по СКВ для целей логистического анализа
уПЧП |
Количество АТХ-групп/наименований ЛП |
Количество упаковок (по наименованиям) |
100% пациентов |
5/8 |
1+2+20+10+12+1+4+1 = 48 |
80% пациентов |
2/4 |
4+3+3+3 = 13 |
70% пациентов |
2/3 |
1+2+3 = 6 |
60% пациентов |
1/2 |
5+15 = 20 |
50% пациентов |
6/6 |
20+3+1+32+19+5 = 80 |
40% пациентов |
1/2 |
1+1=2 |
30% пациентов |
3/3 |
56+4+3=63 |
20% пациентов |
5/6 |
2+1+14+14+3+2 = 36 |
15% пациентов |
1/2 |
56+33 = 89 |
10% пациентов |
9 /10 |
1+8+2+1+5+2+2+1+2+4 = 28 |
5% пациентов |
9/10 |
2+20+14+2+2+2+1+1+1+4 = 49 |
2% пациентов |
1/1 |
5 |
1% пациентов |
4/4 |
14+28+21+6 = 69 |
По словам Министра здравоохранения, сложность внедрения стандартов в каждодневную практику состоит в том, что необходимо стандартизировать 32 тысячи заболеваний [6]. Сегодня работа со стандартами считается невозможной из-за их лавинообразного устаревания и необходимости вносить смысловые и ценовые поправки. Однако, подобные выводы МЗ РФ делает в отношении оплат программ госгарантий бесплатной помощи. Вопросы планирования потребности в ЛП на основе стандартов остаются актуальными, тем более, что в соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи [1, 5].
Это утверждение также подтверждается словами Министра здравоохранения о том, что стандарты применимы тогда, когда необходимо откорректировать финансирование лечения определенного заболевания. Прежде всего, это касается социально-значимых заболеваний, определяющих структуру смертности населения РФ, а также заболеваний, лечение которых обходится дороже всего и требует точечного финансового управления [6].
Основное противоречие сегодняшнего дня заключается в необходимости обеспечения доступности лечения, а, следовательно, и доступности необходимого набора медикаментов для терапии любого течения заболевания, при одновременном дефиците финансовых и материальных ресурсов, усиливающемся на фоне кризисных явлений последних лет. Очевидно, что для отдельного лечебного учреждения задача обеспечения возможности назначения любого из обозначенных в табл. 1 препаратов, близка к нереализуемой.
С логической точки зрения ресурсосберегающим механизмом, обеспечивающим рациональное потребление ограниченных материальных ресурсов с целью поддержания логистического обслуживания пациентов на уровне 100 % может являться передача закупочной деятельности лечебных учреждений на аутсорсинг с организацией централизованного обеспечения медикаментами. Данный механизм позволит в полной мере использовать инструментарий логистического менеджмента, с возможностью в ручном режиме перераспределять дефицитные материальные ресурсы для обеспечения доступности терапии любого течения заболевания с обозначенным в соответствии со стандартом набором медикаментов.
Библиографический список:
1. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 7 ноября 2012 г. № 613н «Об утверждении стандарта специализированной медицинской помощи при системной красной волчанке».
3. Григорьев М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. Т. 2 / М.Н. Григорьев, А.П. Долгов, С.А. Уваров. - М.: Юрайт, 2016. - 341 с.
4. Доклад о результатах мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году [Электронный ресурс]. - URL: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/depfks/20160217 (дата обращения 25.03.2016).
5. Письмо Минздрава России от 30 апреля 2013 г. № 13-2/10/2-3113 [Электронный ресурс]. - URL:http://www.rosminzdrav.ru/documents/5521-pismo-minzdrava-rossii-ot-30-aprelya-2013-g-13-2-10-2-3113 (дата обращения 27.03.2016).
6. Интервью Министра Вероники Скворцовой "Российской газете" [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rosminzdrav.ru/news/ 2014/09/05/1991-intervyu-ministra-veroniki-skvortsovoy-rossiyskoy-gazete (дата обращения 25.03.2016).