УДК 658.7
МЕТОДИКА ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кузнецова Наталья Петровна
к.э.н., старший преподаватель кафедры Управления инновациями
Уфимский государственный авиационный технический университет,
Уфа, Россия
E-mail: natalerk1977@yandex.ru
Фатхуллина Ляля Закиевна
к.э.н., доцент
Уфимский авиационный технический государственный университет,
г. Уфа, Россия
E-mail: fathullina@mail.ru
Ефименко Наталия Андреевна
магистрант 1 курса,
Уфимский государственный авиационный технический университет,
г. Уфа, Россия
E-mail: natefimenko@inbox.ru
THE METHOD OF THE EXPRESS-ASSESSMENT OF THE LOGISTICS ACTIVITY MUNICIPALITY
Kuznetsova Natalay Petrovna
сandidate of economics sciences, senior lecturer department of Manager Innovation
Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russia
Fathullina Lyalya Zakievna
candidate of technical associate professor
Ufa State Aviation Technical University, Ufa, Russia
Efimenko Natalia Andreevna
1st grade master-student,
Ufa state aviation technical university, Ufa, Russia
В статье предлагаются показатели и рассматривается методика для экспресс-оценки логистической активности муниципальных образований как информации, необходимой при формировании стратегии инновационного развития региона.
Ключевые слова: логистический потенциал, муниципальное образование, методика оценки
In the article we offered the indexes and the methods for the rapid assessment of the logistics activity of municipalities as the information, which needed in the formation of the strategy of innovative development of the region.
Key words: logistical potential, municipality, a technique of an estimation
На инновационное развитие муниципального образования (МО) активно способен повлиять её логистический потенциал, а данные современных исследований увязывают способность МО к инновациям с его логистическим потенциалом. Однако многие аспекты в исследованиях логистического потенциала (ЛП) и, в частности, методика его оценки, требуют большего внимания. Актуальность вопросов оценки и развития ЛП обусловлена также тем, что предприятия, находящиеся на территории МО, активно влияют и участвуют в формировании логистических потенциалов и внутреннего (производственного), и внешнего (логистического потенциала территории). Поэтому одним из подходов к повышению инновационной активности может стать формирование и развитие логистического потенциала МО.
Предварительно уточним идентификацию логистического потенциала как экономической категории, способной оказать влияние на инновационную активность экономического субъекта. Существующие в современной литературе определения понятия ЛП разнообразны (таблица 1).
Таблица 1- Определения понятия «логистический потенциал»
№ |
Авторы |
Определение |
1 |
Афанасенко И. Д., Борисова В. В.[4] |
Инновационным потенциалом логистики является способность логистической цепи или функциональной области логистики использовать впервые ту или иную инновацию. |
2 |
Гриценко С.И. [5]
|
Логистический потенциал определяется как способность экономического субъекта при существовании благоприятных условий оптимизировать структуру ресурсов и рационально их применять для достижения цели. |
3 |
Сергеев В.И. [9] |
Логистический потенциал дает возможность осуществить целевые установки предприятия в пределах его миссии, являясь стратегическим фактором при повышении конкуренции. |
4 |
Горяинов А.Н. [6] |
Логистический потенциал предприятия - функциональная способность системно интегрированных подразделов. |
5 |
Логистика фирмы [8] |
Логистический потенциал - это стратегический фактор при усилении конкуренции. |
Также разнообразны показатели, предлагаемые для его оценки (табл. 2).
Таблица 2- Показатели в методиках оценки ЛП
№ |
Авторы |
Показатели |
1 |
Горяинов А.Н. [6] |
Согласованность с внешней средой; оптимальность соотношения потенциалов в обобщенной структуре логистической системы; внутренний баланс элементов транспортного потенциала; возможность применения потенциала; целенаправленность; приемлемость риска; результативность. |
2 |
Инновации бизнесу [7] |
ЛП региона определяется с применением количественного и качественного увеличения товарооборота. |
3 |
Гриценко С.И. [5]
|
В функционале способность по оказанию качественного логистического сервиса экономическим субъектом при благоприятных условиях оптимизировать структуру множества ресурсов и рационально их применять для достижения цели. |
Для ЛП МО, как наиболее значимые факторы выделены протяженность автомобильных дорог, площадь территории и грузооборот автомобильного транспорта организаций.
Грузооборот имеет значительное влияние на конечный результат инновационной деятельности МО. Показатели площади и протяженности дорог МО учитывают при расчете густоты дорог [2].
Обобщенная структура логистического потенциала МО приведена на рисунке 1. Она включает в себя как традиционные факторы, так и вновь введенные. Такая структура, помимо оценки ЛП, позволяет осуществить встраивание логистической компоненты в общую систему оценки инновационной активности МО.
Рассмотрим взаимосвязь элементов инновационной активности и факторов, формирующих ЛП.
Известно, что локомотивом инноваций являются крупные индустриальные предприятия и транспортный комплекс [5]. Большинство логистических операций происходит с использованием разнообразных транспортных средств.
Известно, транспорт является наиболее трудоемкой отраслью народного хозяйства [1]. Средние затраты на перевозку грузов находятся в пределах от 14% до 20% от стоимости груза. Часто этот показатель бывает выше, например, для нефтяных продуктов — 40%, стройматериалов — 50%, сельскохозяйственной продукции — до 100%.
В настоящее время автотранспорт считается главным видом внутреннего транспорта для многих развитых стран. Однако, до 80% объема грузовых и пассажирских перевозок осуществляется непосредственно автотранспортом, а также стремительно развиваются эффективные транспортно-логистические технологии.
В транспортной структуре РФ особое значение имеет автомобильный транспорт, его доля составляет порядка 70% объема грузоперевозок.
Инвестирование в логистическую инфраструктуру формирует ЛП. Уточненное определение понятия ЛП представляет собой совокупность возможностей инфраструктурного развития МО, накопленных к определенному моменту времени.
Рисунок 1 – Структура логистического потенциала МО
Авторами предложена методика экспресс-оценки логистической активности МО. В оценке динамики объема отгруженных товаров МО учитывается влияние количества хозяйствующих субъектов, находящихся на территории МО, и густоты дорог, в частности, предложено осуществлять расчет индексов грузовой активности и плотности грузовых потоков.
Грузовая активность определена как отношение объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по всем видам экономической деятельности к количеству хозяйствующих субъектов.
Рассчитан индекс грузовой активности для муниципальных образований РБ за 2009-2013 гг. по формуле:
, (1)
где - стоимость отгруженных товаров собственного производства i-го МО [2];
- количество субъектов i-го МО [2, с. 79-80].
Плотность грузовых потоков находится как отношение грузооборота автомобильного транспорта организаций, находящихся на территории МО, к густоте автомобильных дорог.
Находим индекс плотности грузовых потоков по формуле:
, (2)
где - грузооборот автомобильного транспорта организаций i-го МО;
- густота автомобильных дорог i-го МО.
Далее определяем густоту автомобильных дорог по формуле:
, (3)
где - протяженность автомобильных дорог общего пользования [2];
- площадь МО [3].
В результате полученных расчетов, ситуация изменяется в лучшую сторону, так как в квадрант с высоким значением плотности грузовых потоков на матрице грузовой активности также попадают в 2013 г. следующие МО: Ишимбайский, Мелеузовский и Туймазинский районы.
Однако большое количество МО имеют низкие значения показателей и инновационной активности, и логистической активности, что требует специальных усилий и уточнения стратегии инновационного развития.
Библиографический список:
1. Автостатистика. – Режим доступа: http:// www. avtostatistik.ru
2. Муниципальные районы и городские округа Республики Башкортостан: статистический сборник / Башкортостанстат. – Уфа, 2013. – С. 198-199.
3. Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
4. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика снабжения: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 336 с.
5. Гриценко С.И. Стратегия развития транспортно-логистических кластеров в Украине. - Режим доступа: http://dibase.ru/article/12102009_gritsenkosi/5
6. Горяинов А.Н. Транспортный потенциал и резервирование в системе управления логистикой предприятия. - Режим доступа: http://www.logistics-gr.com/ index.php?option.
7. Инновации бизнесу. - Режим доступа: http://www.ideasandmoney.ru/Ntrr/ Details.
8. Портал логистики. - Режим доступа: http://www.adviss.ru/ otdel_logistiki.
9. Сергеев В.И. Логистика фирмы. - Режим доступа: http://www.adviss.ru/ otdel_logistiki/logistika_firmy.