Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:21:37
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

О ВОЗРОЖДЕНИИ «НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

УДК 658.7

 

О ВОЗРОЖДЕНИИ «НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

Баки  Даяна Садык кызы

магистрант

Казахский национальный исследовательский

технический университет им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Казахстан

E-mail: dayana.baki@bk.ru

Научный руководитель Карсыбаев Ержан Ертаевич

д.т.н., профессор

Казахский национальный исследовательский

технический университет им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Казахстан

 

ABOUT THE REVIVAL OF THE "NEW SILK WAY"

Baki Dayana Sadyk kyzy

master-student

Satbayev Kazakh National Research Technical University

Almaty, Kazakhstan

Scientific Adviser Karsybayev Erzhan Ertayevich

doctor of technical sciences, professor

Satbayev Kazakh National Research Technical University

Almaty, Kazakhstan

 

В статье повествуется о возрождении «Нового шелкового пути» как символа эпохи экономической глобализации

Ключевые слова: логистический терминал, транспортно-логистическая система, Новый Шелковый путь

 

In the article narrated about the revival of the "New silk way" as a symbol of epoch of economic globalization

Key words: logistic terminal, transport-logistic system, New silk way

 

Город Lianyungang расположен в середине восточного морского побережья Китая. С востока по морю граничит с Японией и Южной Кореей, к западу через новый евроазиатский континентальный транспортный коридор соединяет регионы Тихого Океана со странами Центральной, Западной Азии и Европы. Port of Lianyungang является не только основным пунктом пропуска для выхода к морю для внутриконтинентальных стран Центральной Азии, но и является важным транспортным узлом по перевалке транзитных внешнеторговых грузов стран-членов Шанхайской организации сотрудничества, Японии, Кореи и стран Юго-Восточной Азии. Также порт имеет фарватер водоизмещением судов до 300 тыс. тонн, годовой грузооборот порта составляет порядка 200 млн. тонн груза и объем перевалки контейнеров в мультимодальных перевозках составляет порядка 5 млн. ДФЭ.

Возрождение Нового шелкового пути является символом эпохи экономической глобализации.

7 сентября 2013 года между Китаем и Казахстаном было официально подписано соглашение о строительстве совместного терминала в порту Lianyungang.

19 мая 2014 года лидерами двух государств дан старт коммерческой эксплуатации первой очереди Китайско – казахстанского логистического терминала в порту Lianyungang. Данный проект стал не только первым практический реализованным проектом после выдвижения стратегии создания экономического пояса «Шелковый Путь», но еще стал единственной площадкой сотрудничества в области международной логистики воплощенной Казахстаном в Китае [1].

В рамках встречи Премьер-министров КНР и РК 14 декабря 2014 года, в г.Астане было подписано рамочное соглашение между «Port of Lianyungang» и АО «Национальная Компания «Казакстан Темiр Жолы» по укреплению и усовершенствованию международных перевозок через новый евроазиатский трансконтинентальный коридор, в котором порту Lianyungang отведена роль единственного перевалочного пункта для казахстанского транзитного грузопотока в восточном направлении, назначением в Японию, Корею и страны ЮВА, а также для грузопотоков из Китая, Японии, Кореи и стран ЮВА в обратном западном направлении.

В настоящий момент китайско-казахстанским логистическим терминалом в среднем в месяц обрабатывается более 10 тыс.стандартных контейнеров, ежемесячный ввоз/вывоз на терминал насыпных грузов составляет порядка 100 тыс.тонн, объем хранения грузов составляет 150 тыс.тонн в месяц. Кроме того, претворена в жизнь цель по обеспечению перевозок по принципу «грузы в обоих направлениях» по маршруту Lianyungang –Казахстан, а также в планах значится открытие маршрутов в восточном и западном направлениях, по которому в будущем будет курсировать высокоэффективные международные контейнерные поезда сообщением Ляньюньган – страны Центральной Азии и Европы.

Совместный логистический терминал в китайском порту Lianyungang работает с 2014 года и уже продемонстрировал свою эффективность – за 2015 год терминал обработал более 120 тысяч контейнеров в ДФЭ и 250 тысяч тонн навалочных грузов, до конца этого года ожидается увеличение до 250 тыс ДФЭ, а к 2020-му – еще в два раза.

С момента открытия, портом Lianyungang было перевалено и перевезено через станции Достык и Алтынколь более 800 тыс. контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте.

По материалам сайта http://regnum.ru, к 2020 году объёмы грузоперевозок между Китаем и Европой достигнут 170 млн тонн. Пока основная часть грузов идёт морем вокруг всего континента через Суэцкий канал. «Переключить» транзит на сушу — сложная задача, тем более что провозить товары по морскому пути существенно дешевле. Скорость доставки — главное преимущество сухопутного маршрута. Расстояние в 10 500 км контейнерный поезд, следующий из Чжэнчжоу (Китай) в Гамбург (Германия), преодолевает за 13−14 дней. По морю китайские товары достигают европейских рынков за 40−60 дней. За скорость приходится платить: доставка контейнера сухопутным маршрутом обходится грузовладельцу в 8−9 тысяч долларов, тогда как по морю — в 3 тысячи.

Несмотря на неоднозначную выгоду такого маршрута, Казахстан делает ставку на сухопутный транзит по своей территории и интенсивно развивает транспортную инфраструктуру. Так, в планах у АО «НК «КТЖ» довести в среднесрочной перспективе долю транзитных перевозок в общих доходах компании до 50%, тогда как сегодня этот показатель составляет 25%.

Специальная экономическая зона (СЭЗ) «Хоргос — Восточные ворота» включает в себя сухой порт, логистическую и индустриальную зоны, железнодорожную станцию Алтынколь и казахстанско-китайский Международной центр приграничного сотрудничества. Здесь, на границе с Китаем, «Новый Шёлковый путь» уже стал реальностью. Контейнеры с китайским грузами перегружаются в Хоргосе с европейской колеи, которая используется в Китае, на более широкую российскую, общую на всём Евразийском экономическом пространстве, и отправляются дальше — на рынки России, Европы и Ближнего Востока.

В конце июля 2015 года на территории СЭЗ заработал первый в стране наземный порт площадью 149 га. Казахстанские власти позиционируют сухой порт Хоргос как крупнейший центр дистрибуции товаров, который бы обеспечивал Китаю, Казахстану и странам ЕАЭС возможности для выхода на мировые рынки. К 2020 году планируемая мощность сухого порта составит 500 тыс. TEU.

Проект хаба на границе с Китаем наглядно демонстрирует разновекторный подход Казахстана к развитию собственного транзитного потенциала. Так, казахстанская сторона привлекла опытных управленцев из ОАЭ, чтобы те помогли превратить Хоргос в мощный логистический центр. Сегодня Астана развивает хаб в сотрудничестве с одним из крупнейших мировых портовых операторов — арабской DP World (Dubai Port World), которая управляет 65 терминалами по всему миру.

По мнению ряда экспертов, столь активное участие казахстанских партнёров в китайском мегапроекте по возрождению Шёлкового пути может лишить Россию большей части транзитных перевозок.

Китай также заинтересован в проекте СЭЗ «Хоргос», подкрепленном межгосударственными соглашениями Астаны и Пекина. Китайская провинция Цзянсу планирует в течение пяти лет инвестировать в развитие логистической и создание индустриальной зон СЭЗ «Хоргос-Восточные ворота» порядка 600 млн долларов США.

Это уже второй совместный логистический проект казахстанских компаний и Цзяньсу. Как уже было отмечено, ранее АО «НК «КТЖ» инвестировала в собственные терминальные мощности в китайском порту Lianyungang на восточном побережье Китая. Таким образом, компания получила постоянную точку сбора для китайского транзита в Казахстан.

В целях привлечения грузов из Китая в Европу и Центральной Азии, Республика Казахстан активно работает с китайскими железными дорогами и основными провинциями Китая, такими как Чжэнчжоу, Чунцин, Ухань, Чэнду, Сиань, Шэньчжэнь и другие.

Одним из результатов плодотворного сотрудничества двух стран стало регулярное сообщение высокоскоростных контейнерных поездов между Китаем и Европой с оптимальным соотношением цены и скорости.

Время доставки составляет 13 дней, стоимость – 9-10 тысяч долларов за 40-футовый контейнер. В 2014 году объем трафика через Казахстан достиг более 21 тысячи контейнеров, что в 3,2 раза выше показателя 2013 года. В 2015 году из Lianyungang в Алматы было отправлено 37 контейнерных поездов, в планах этого года - уже 120 поездов [2].

Созданная на границе Казахстана и Китая железнодорожная и логистическая инфраструктура уже сейчас позволяет транспортировать по железной дороге и автомобильным транспортом свыше 40 миллионов тонн грузов в год.

Казахстан в ближайшем будущем планирует открыть свои терминалы в других регионах Китая, а также на Балтике и в странах Персидского залива. Наша страна укрепит связи с Поднебесной и примет активное участие в строительстве зоны логистики Шанхайской организации сотрудничества, которая раскинется на площади в 449 га. К 2020 году объем обработки контейнеров на пространстве ШОС, по оценкам аналитиков, составит 2,2 млн ДФЭ.

Чтобы обеспечить качественный и современный контейнерный сервис на Евразийском транспортном рынке, казахстанские, российские и белорусские железные дороги создают альянс – Объединенную транспортную компанию (ОТЛК).

На фоне бурного роста экономики Западного Китая объединение транспортных систем особенно актуально, поскольку грузовая база в этом регионе более чем на треть состоит из товаров с высокой добавленной стоимостью, то доля затрат на доставку этих товаров в цене небольшая, зато большая чувствительность к срокам доставки. По стоимости доставки сухопутный маршрут почти равен морскому, что рождает высокий потенциал сухопутных транзитных перевозок из Западного Китая через страны ЕЭП, который оценивается в 1 миллион ДФЭ в год.

В настоящее время существует проблема с обратной загрузкой контейнеров. Хорошо известен дисбаланс экспортно-импортных грузопотоков из Китая в Европу и обратно. Из Европы в Китай грузов идет на 40% меньше, то есть 40% контейнеров возвращаются порожними, а это чистые затраты. Чтобы сократить дисбаланс, необходимо усложнить обратный маршрут, добавив в него попутные логистические цепочки внутренних перевозок. Тогда часть обратного пути контейнер проследует в груженом состоянии и принесет доход [3].

Над этим сегодня активно работают страны Балтии, которые фактически продлевают Новый шелковый путь до скандинавских стран, предлагая их производителям эффективный по цене и по времени маршрут доставки грузов в Китай.

Казахстан заинтересован в выдвинутом Россией проекте Евразийского высокоскоростного транспортного коридора Москва – Пекин, который сократит время в пути в четыре раза (со 130,4 до 32,8 часа) и укрепит торгово-экономические отношения Китая, России и Казахстана.

На сегодняшний день важно создать условия для инвестиционной привлекательности инфраструктурных проектов, объединить тарифы и устранить административные барьеры. Создание эффективной транспортно-логистической системы, основанной на принципах надежности, безопасности и экономической эффективности являются ключевыми факторами экономического развития и торгового сотрудничества на Евразийском регионе.

Транспортные коридоры, которые проходят по территории Ирана и могут выполнять роль связующего моста между Востоком и Западом, Севером и Югом. Самый важный из них – международный коридор «Азия – Европа». Он берет начало в Китае и проходит через Казахстан, Узбекистан, Иран, Турцию, Болгарию и дальше вплоть до Германии.

Еще один коридор соединяет Южную и Восточную Азию. Его можно продлить от Ирана и Турции через Пакистан в Индию, вплоть до границы с Бангалдеш и в Юго-Восточную Азию.

Третий коридор – «Иран – Ирак». Его иранская секция часть уже строится, оставшийся отрезок 35 километров будет введен в эксплуатацию в 2017 году. Возведение иракского участка протяженностью 550 километров завершится к концу 2018 года.

Масштабные альтернативы открываются перед странами региона по уже упомянутому коридору «Север – Юг». Сейчас он используется для комбинированной транспортировки грузов до Каспийского моря и далее в Россию и Северную Европу.

Участок Иран – Туркменистан – Казахстан протяженностью 928 километров, сократил время и стоимость доставки товаров к Персидскому заливу. Этот стратегический коридор позволит упорядочить торговлю между странами Центральной Азии и Россией и вывести товары в международные воды в ближайшее десятилетие.

 

Библиографический список:

1.     Доклад Президента ООО «ГК Порт Ляньюньган» Чжу Сяньяна на III международном транспортно - логистическом бизнес-форуме «Новый Шелковый путь», Астана 2015

2.     Журнал «Дайджест новостей логистики», №15, 12.05-25.05.14г

3.     Новый Шелковый путь: итоги и перспективы, газета «љаза›стан теміржолшысы» № 53(1963) от 23.05.15г.

4.     Интернет-источник http://regnum.ru/news/economy/2006996.html


Количество просмотров: 1774
теги:
17.06.2016 06:40 | Loglem2016-3блог автора

Еще публикации: