Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:32:25
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

МЕТОД ИГРОВОГО ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЗАДАЧАХ ОРГАНИЗАЦИОННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

УДК 658.7

 

МЕТОД ИГРОВОГО ИМИТАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЗАДАЧАХ ОРГАНИЗАЦИОННОГО  УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ СИСТЕМАМИ

Кулжабай Насан Мубаракович

д.т.н.,профессор

Казахский национальный исследовательский

технический университет им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Казахстан

E-mail:nasan46@mail.ru

Ахметкалиева Сандыгуль Кусмановна

к.т.н.,ст.преподаватель

Казахский национальный исследовательский

технический университет им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Казахстан

E-mail:sandygula@yandex.ru

 

METHOD FOR PLAYING SIMULATION IN PROBLEMS OF ORGANIZING LOGISTICS SYSTEM

Kulzhabay Nasan Mubarakovich
doctor of technical sciences, professor
Satbayev Kazakh National Research Technical University 

Almaty, Kazakhstan
Ahmetkalieva Sandygul Kusmanovna
Ph.D., Senior Lecturer
Satbayev Kazakh National Research Technical University

Almaty, Kazakhstan

 

В данной статье понятие имитационного моделирования рассматривается с позиции  теории управления  организационными системами,  как способа определения  оценки заданного механизма по некоторому критерию эффективности в соответствии с функциями управления логистической системой. Названная теория и имитационные игры вместе образуют взаимно дополняющую совокупность методов теоретического и экспериментального исследования задач организационного управления логистикой. 

Ключевые слова: теория игр, имитационное моделирование, организационная система, механизмы управления, функции управления

 

In this article, the concept of simulation is considered from the perspective of the theory of control of organizational systems, as a way to determine an estimate of a given mechanism according to some criterion of efficiency in accordance with the logistics system management functions is given. We named theory and simulation games together form a mutually complementary set of methods of theoretical and experimental research tasks of organizational logistics management.

Key words: game theory, simulation, organizational system, management tools, management

 

Наиболее популярный в современной логистике метод исследования логистических систем в условиях неопределенности и множественности возможных решений, то есть в условиях потенциально конфликтных, там, где сталкиваются часто противоположные интересы участников логистической цепи является метод игрового имитацитооного мделирования.

Методология теории игр заключается в поиске оптимального решения в потенциально конфликтных ситуациях среди нескольких участников[1,с.35]. Под оптимальным решением при этом понимается то, при котором достигается максимальная степень удовлетворенности участников исследуемого процесса, то есть участникам конфликта предлагается наиболее оптимальная программа действий с  применеием комплекса организационных механизмов для управления логистической системой.

Исторически всем известная задача Канторовича Л.В. о загрузке оборудования, сформулированная им в 1938 году  строго детерминирована, модель которой   довольно точно отражает реальные системы, для которой разработаны эффективные процедуры реализации в линейном программировании. Однако, существует важная экономическая задача в том числе и логистическая, в которой оптимальный план определяют люди, но модель «избегает» данный факт.

Так как  во многих объектах управления люди являются элементами их структуры,  теория управления организационными системами разработало эффективные механизмы, учитывающие целенаправленное поведение объекта управления.

Как известно из теории менеджмента одним из наиболее распространенных циклов управленческой деятельности А. Файоля является:

– планирование

– организация

– стимулирование (мотивация)

– контроль.

 Объяснение этому простое – входящие в него четыре основных управленческих функций свойственных любой управленческой деятельности – процессной, проектной и др. 

В свою очередь любая  логистическая система не только включает в себя  подсистемы  функциональных областей, но и взаимодействует с управленческими функциями, такими как планирование, организация, мотивация  и контроль.

В настоящее время теория  управления организационными системами (ТУОС) по каждой функции управления предлагает  классификацию  механизмов управления представленных в таблице 1.

 

Таблица 1- Классификация механизмов управления по функциям управления логистическими системами

Функции управления ЛС

Комплекс механизмов управления

Планирование

Механизм последовательного распределения ресурсов

Механизм активной экспертизы

Механизм информационного управления в активной экспертизе

Механизм внутренних цен

Конкурсный механизм

Организация

Механизмы смешанного финансирования Противозатратный механизм

Механизм «затраты- эффект»

Механизм оптимизации сети поставок

Механизм выбора ассортимента 

Стимулирование

Механизм стимулирования за индивидуальные результаты

Механизм стимулирования встречных планов

Механизм стимулирования за коллективные результаты

Механизм унифицированного стимулирования

Механизм информационного управления в аккордной оплате труда

Механизм бригадной оплаты труда 

Контроль

Механизм комплексного оценивания

Механизм согласия

Двухканальный механизм

Механизм опережающего самоконтроля  

 

В общем случае подходы к постановке и решению оптимизационных задач организационного управления в ТУОС и в исследовании операций практически идентичны. Однако ТУОС  характеризуется систематическим учетом целенаправленного поведения объекта управления[2,с.28].

Например, методы календарно-сетевого планирования  развиваются и в исследовании операций, и в ТУОС, но для решения комплексной прикладной задачи повышения эффективности проектного управления ТУОС дополняет их механизмами распределения ресурса в условиях неопределенности, системами стимулирования встречных планов и мотивации снижения длительности проекта.   Предмет теории менеджмента и теории организации совпадает с предметом ТУОС, но методы этих теорий кардинально отличаются. Менеджмент существенно гибче в описании психологических аспектов, в ТУОС же все психологические факторы сводятся к основанной на теории полезности  концепции рационального поведения. Многие выводы менеджмента и теории организации, по сути, дополняют формальный анализ, проводимый в ТУОС, эмпирическими компонентами, не укладывающимися на современном этапе в формальные модели, но не менее необходимыми при практическом внедрении теоретических результатов

Созданные в ТУОС механизмы комплексного оценивания дают один из инструментов построения систем управления эффективностью компании на основе концепций управления по целям или сбалансированных систем показателей (balanced score- cards) Р. Нортона и Д. Каплана, а механизмы стимулирования операционных улучшений – инструмент мотивационной поддержки программ бережливого производства . 

Инструментарий методов современной ТУОС довольно обширен и применим для исследования логистических систем. По сравнению с исследованием операций, в ТУОС  существенно раньше начали моделировать целенаправленное поведение людей с помощью теоретико-игровых моделей. В то же время, применение теории игр в ТУОС отличается от ее использования в экономической теории: для ТУОС характерен более прагматический «нормативный» подход (априорное рассмотрение игрового конфликта с позиций одной стороны – «заказчика»), в отличие от стандартного «дескриптивного» подхода (взгляда на конфликт «со стороны»). В этом смысле наиболее близким по духу научным направлением для ТУОС является теория иерархических игр.

Теоретико-игровое моделирование является одним из основных методов исследования и в теории управления организационными системами (ТУОС)

В условиях планового хозяйства практически все предприятия были национализированы, а экономикой управляли как единой фабрикой из центра. При таком сценарии предприятия теряли самостоятельность, а вместе с нею и необходимость выполнять многие свойственные им в рыночной экономике функции. В частности, перед ними не стояла задача учета интересов и целей работников. Предприятиям не нужно было вести переговоры о заработной плате, продолжительности рабочей недели, оплачиваемом отпуске и т.п. Все эти параметры определялись государством и являлись обязательными для всех. По мере ослабления централизованной системы управления экономикой перед организациями начали вставать принципиально новые задачи, связанные с управлением человеческих ресурсов.

Любая организация, и предприятие в том числе — это сложная динамическая социальная система, т.е. объединение людей, занимающихся совместной деятельностью для достижения определенных целей. В общем случае цели предприятия не совпадают с целями отдельных работников.             

Особенностью организационных систем является способность составляющих их элементов к целенаправленному активному поведению. Активность поведения людей и коллективов означает, что выбираемые и принимаемые действия и решения определяются интересами участников.
Данные вопросы исследуются в теории активных систем. Таким образом, как было отмечено выше эффективным средством исследования механизмов функционирования организационных систем, наряду с аналитическими методами исследования, является метод имитационного  моделирования.

Применение игрового имитационного моделирования при разработке и исследовании механизмов внутрифирменного управления позволяет осуществлять экспериментальную проверку теоретических результатов и практических предложений  по созданию новых механизмов  и совершенствовать существующие.

Организация игровых имитационных экспериментов осуществляется для исследования функционирования организационной системы логистики  в течение определенного периода времени. В игровой интерпретации отдельный период функционирования организационной системы рассматривается как одна партия, при этом предполагается, что механизм функционирования определен и не меняется при переходе  от одного периода функционирования  к другому. 

При проведении имитационных игр функции руководства  подразделений фирмы, связанные с принятием решений, выполняют игроки. Каждая имитационная игра, как и большинство игр, связанных с анализом экономических механизмов, состоит из нескольких партий. Каждая партия проводится в три этапа[3,с.47 ].

1.     Этап сбора данных.

2.     Этап принятия решения.

3.     Этап реализации.  

Например, для принятия рациональных решений в процессе управления сбытом анализируются принципы управления, отражающие реальную ситуацию, когда потребители и поставщик могут наладить контроль за потерями  от недопоставки, согласно договоров-контрактов.

 

Библиографический список:

1. Логистика. Основы планирования и оценки эффективности логистических систем : учеб. пособие / А. А. Яшин,  М. Л. Ряшко. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2014. – 52 с.

2. Бурков В.Н., Новиков Д.А., Щепкин А.В. и др. Механизмы управления. Серия умное управление./книга/ -Москва: Издательство: «Ленанд»,2011.

         3. Бурков В. Н., Кулжабаев Н. М. Активные системы и деловые игры. /Учебное пособие/ - Алматы, Республиканский издательский кабинет Ка­захской академии образования им. И. Алтынсарина, 2000.

 

 


Количество просмотров: 2223
теги:
17.06.2016 06:39 | Loglem2016-3блог автора

Еще публикации: