УДК 656.2
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТРУКТУР ОАО «РЖД» И ОПЕРАТОРСКИХ КОМПАНИЙ С ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОБИЛИЗАЦИОННОГО РЕСУРСА КОНТРЕЙЛЕРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Кряжев Андрей Николаевич
Аспирант,
Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: kryazhevan@mail.ru
Соловьёва Людмила Викторовна
Аспирант,
Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: solovyeval@yandex.ru
Шулева Анастасия Ивановна
Студент 4 курса,
Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: anastasia.shuleva@yandex.ru
Научный руководитель – Куренков Пётр Владимирович
д.э.н, профессор, Заместитель директора Института управления и информационных технологий по научной работе МГУПС (МИИТ)
Московский государственный университет путей сообщения
императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
KEY PROVISIONS OF REGULATION OF THE ORGANIZATIONAL STRUCTURE INTERACTION JSC "RUSSIAN RAILWAYS" AND OPERATING COMPANIES WITH THE EXECUTIVE BODIES FOR THE USE OF MOBILIZATION RESOURCES PIGGYBACK SYSTEM IN CASE OF EMERGENCY
Krjazhev Andrey Nikolaevich
Post-graduate student,
Moscow State University of Posts Emperor Nicholas II (MIIT), Moscow, Russia
Solovyova Lyudmila Viktorovna
Post-graduate student,
Moscow State University of Posts Emperor Nicholas II (MIIT), Moscow, Russia
Shuleva Anastasia Ivanovna
Student 4-year,
Moscow State University of Posts Emperor Nicholas II (MIIT), Moscow, Russia
Scientific Adviser – Kurenkov Petr Vladimirovich
doctor of economics, professor, Deputy director of Institute of management and information technologies for scientific work of MGUPS (MIIT)
Moscow State University of Railways of Emperor Nicholas II (MIIT),
Moscow, Russia
Целью данного исследования является разработка основных положений регламентации организационного взаимодействия структур ОАО «РЖД» и операторских компаний с органами исполнительной власти в целях эффективного использования мобилизационного ресурса системы контрейлерных перевозок в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Объектом исследования являются контейнерные перевозки.
Предметом исследования являтся взаимодействие структур ОАО «РЖД» и операторских компаний.
Методика исследования. Разработка основных положений регламентации организационного взаимодействия.
Научная новизна концепции заключается в следующем: регулярное контрейлерное сообщение организуется с соблюдением четкого расписания отправки/прибытия вне зависимости от фактической загрузки поезда; контрейлерные перевозки осуществляются поездными формированиями (в составе маршрутного контрейлерного поезда) без разрыва состава при обработке на транзитных терминалах.
Ключевые слова: логистика, перевозки, контрейлерные перевозки, транспортно-экспедиторские компании, терминалы
The aim of this study is the development of the main provisions of regulation of organizational interaction structures of JSC "Russian Railways" and operating companies with Executive authorities in the effective use of mobilization resource of system contrailer transportations in case of emergencies.
The research object is the container transport.
The subject of research is the interaction between the branches of JSC "RZD" and operating companies.
The methodology of research. Elaboration of main provisions of regulation of organizational interaction.
Scientific novelty of the concept is as follows: regular piggyback the message is organized according to a clear schedule of dispatch/arrival, regardless of the actual load of the train; piggyback trains are (part of route contrailer trains) without rupture of the composition in the processing of transit terminals.
Key words: logistics, transportation, piggyback, freight forwarders, and terminals
Технологии контрейлерных перевозок являются новым продуктом на транспортном рынке пространства ж.д. колеи 1520, что предопределяет создание их регламентной базы в значительной степени «с нуля». Цели основных принципов, определяющие регламент взаимодействия участников, сводятся к следующему [13-34]:
– круг участников взаимодействия определяется характером перевозки: международная; внутренняя; в мобилизационных целях; в чрезвычайных ситуациях.
– регулярное контрейлерное сообщение организуется по принципу пассажирского сообщения (с соблюдением четкого расписания отправки/прибытия) вне зависимости от фактической загрузки поезда;
– контрейлерные перевозки осуществляются поездными формированиями (в составе маршрутного контрейлерного поезда) без разрыва состава при обработке на транзитных терминалах.
При реализации реформы ОАО «РЖД» необходимо предпринять меры по формированию условий развития новых видов перевозок на сети железных дорог, которые позволят привлечь дополнительный грузопоток на данный вид транспорта. Формирование и развитие логистического и терминально-складского бизнеса призваны обеспечивать полноценную работу всех компонентов для качественного обслуживания клиентов и предъявления комплексного транспортного продукта.
Для организации контрейлерного бизнеса необходимо участие представителей различных организаций. Среди потенциальных участников проекта возможно участие следующих сторон:
- организатор контрейлерных перевозок;
- ОАО «РЖД»;
- органы исполнительной власти (пограничный, таможенный, фитосанитарный контроль и пр.);
- операторы контрейлерных терминалов;
- транспортно-экспедиторские компании, клиенты – автоперевозчики.
Этапы организации контрейлерных перевозок. На первом этапе необходимо решение организационных вопросов и создание нормативной базы, что является обеспечивающим условием запуска контрейлерного сообщения. Решение этих вопросов должно быть осуществлено на предварительном этапе непосредственно причастными подразделениями до выделения отдельного организатора контрейлерных перевозок:
- разработка нормативных документов (по кругу ведения ЦФТО, ЦМ, ЦРВ, ЦД и ЦТД);
- разработка технологий, регламентов, сертификация подвижного состава (по кругу ведения ЦФТО, ЦМ, ЦД, ЦТД, ФГК);
- разработка тарифной политики (ЦТП, ЦТЛБ)
Второй этап – запуск контрейлерных перевозок на пилотном маршруте. К этому этапу вопросы нормативного обеспечения перевозок должны быть решены. Анализ экономической эффективности показал нецелесообразность создания отдельной компании-организатора контрейлерных перевозок на этапе отработки пилотного маршрута. Организатор контрейлерных перевозок на данном этапе выполняет, в первую очередь, функцию «одного окна», осуществляя согласование и координацию действий причастных подразделений и организаций.
Стоит отметить, что приведенная схема является общим вариантом взаимодействия участников контрейлерной перевозки. В действительности некоторые позиции могут совмещаться, например, оператором терминала и провайдером услуги перевозки «последней мили» может являться одна структура (ЦМ, Gefco и т.д.).
Учитывая масштабы территории Российской Федерации, специфику размещения производительных сил и населения, большую протяженность границ и низкую плотность транспортных коммуникаций, а также обязательства в рамках Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), следует отметить особую роль, которую играет в системе национальной безопасности транспортная инфраструктура, в особенности – грузовое железнодорожное сообщение.
Так же проектируемый подвижной состав для контрейлерных перевозок должен обеспечивать возможность размещения вооружения и военной техники различных габаритных размеров и массы.
Результатом взаимодействия являются выполненные перевозки техники, оборудования, материально-технических средств и др. в целях реагирования и устранения последствий чрезвычайных ситуаций, а также в мобилизационных целях.
Существующая нормативно-правовая база [1-12] в полной мере обеспечивает эффективность выполнения железнодорожных грузовых перевозок в заявленных целях. В целях максимально эффективной реализации потенциала контрейлерных технологий для целей оперативного реагирования и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также мобилизационных целей целесообразно провести доработку вагона-платформы модели 13-9961 в соответствии с требованиями воинских перевозок, а также разработать унифицированные терминальные технологии постановки / снятия АТС и средства крепления для вагонов-платформ моделей 13-9961 и 13-9936.
В целях определения экономической основы взаимодействия участников контрейлерных перевозок при реализации мобилизационного ресурса необходима разработка соответствующей тарифной политики. Так же в целях координации взаимодействия всех участников процесса организации регулярного контрейлерного сообщения на территории Российской Федерации целесообразно формирование АНО «Дирекция контрейлерных перевозок»
Библиографический список:
1. Военная доктрина Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской 25.12.2014 № Пр-2976.
2. Федеральный закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне» (с изменениями и дополнениями).
3. Федеральный закон 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изменениями и дополнениями).
5. Конституция Российской Федерации.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.
8. Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности».
9. Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
10. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
11. Приказ Минтранса России от 23.07.2014 г. «Об установлении Перечня объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, не подлежащих категорированию по видам транспорта».
12. Типовой технологический процесс работы контрейлерного терминала (утвержден ОАО «РЖД» в августе 2011 г.).
13. Баритко А.Л., Куренков П.В. Организация и технология внешнеторговых перевозок // Железнодорожный транспорт.- 1998.- № 8.- С.59-63.
14. Белозёров В.Л., Куренков П.В., Кизимиров М.В., Зайцев Т.А. Контрейлерные перевозки в России, СССР и РФ: От царской кареты до подводных лодок, танков, самолётов и космических кораблей // Вестник транспорта.- 2013.- № 11.- С.8-20.
15. Белозеров В.Л., Тюфаев А.М., Куренков П.В., Серяпова И.В. Проблема повышения эффективности внешнеторговых перевозок // Бюллетень транспортной информации.- 2005.- № 7.- С.23-28.
16. Белозеров В.Л., Тюфаев А.М., Куренков П.В., Серяпова И.В. Пути ликвидации «пробок» на подходах к морским и речным портам // Экономика железных дорог.- 2005.- № 8.- С.76-83.
17. Вакуленко С.П., Зайцев Т.А., Куренков П.В. Контрейлерные перевозки в России: история, проблемы, перспективы // Экономика железных дорог.- 2013.- № 1.- С.34-38.
18. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Концептуальные основы логистического управления внешнеторговыми перевозками // Бюллетень транспортной информации.- 2004.- № 3.- С.11-16 (начало); № 4. – С.31-38 (окончание).
19. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистизация управления внешнеторговыми перевозками в смешанном сообщении // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2003.- № 9.- С.2-7.
20. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистика в управлении смешанными перевозками. История. Проблемы. Перспективы // Железнодорожный транспорт.- 2003.- № 10.- С.44-47.
21. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистическая концепция управления внешнеторговыми перевозками // Железнодорожный транспорт.- 2004.- № 9.- С.35-41.
22. Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Стратегия логистического управления внешнеторговыми перевозками // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2004.- № 3.- С.26-35.
23. Елисеев С.Ю., Тучков Э.В., Куренков П.В. Логистика в управлении внешнеторговыми перевозками // Экономика железных дорог.- 2005.- № 7.- С.28-33.
24. Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Взаимодействие на транспортных стыках при внешнеторговых перевозках // Железнодорожный транспорт.- 2002.- № 2.- С.48-52.
25. Котляренко А.Ф., Куренков П.В. К логистическим технологиям смешанных перевозок // Логистика.- 2002.- № 3.- С.8-10.
26. Котляренко А.Ф., Тучков Э.В., Куренков П.В. Повышение эффективности внешнеторговых перевозок через порты Юга России // Железнодорожный транспорт.- 2003.- № 2.- С.48-52.
27. Куренков П.В. Логистический подход к управлению грузопотоками // Железнодорожный транспорт.- 1997.- № 3.- С.13-15.
28. Куренков П.В. Применение логистических принципов при обеспечении внешнеторговых грузопотоков через морские и речные порты // Бюллетень транспортной информации.- 1997.- № 5.- С.34-38.
29. Куренков П.В. Управление доставкой внешнеторговых грузов в смешанном сообщении.- Дис. на соиск. ... д.э.н.- М.: ГУУ, 1999.- 430 с.
30. Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Проблемы создания ситуационно-аналитической системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте // Бюллетень транспортной информации.- 2004.- № 9.- С.22-27.
31. Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Система поддержки принятия экономически обоснованных решений // Экономика железных дорог.- 2005.- № 1.- С.18-26.
32. Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Ситуационное управление перевозочным процессом // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2004.- № 11.- С.14-16.
33. Полянский, Ю.А. Дорожный центр ситуационного управления. Проблема создания и функционирования / Ю.А. Полянский, П.В. Куренков // Экономика железных дорог.- 2003.- № 1.- С.51-66.
34. Полянский, Ю.А. Топологическое моделирование взаимодействия хозяйств железной дороги / Ю.А. Полянский, П.В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление: сб. ОИ / ВИНИТИ РАН.- 2003.- № 7.- С.8-18.