УДК 656.2
оценка социально-экономической эффективности контрейлерных перевозок
Астафьев Алексей Владимирович
Аспирант
Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: aleks-astaf@yandex.ru
Жило Мария Евгеньевна
Магистрант
Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: dumb2002@mail.ru
Попова Надежда Владимировна
Студент 4 курс,
Московский государственный университет путей сообщения императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: nadyapopova93@yandex.ru
Научный руководитель – Куренков Пётр Владимирович
д.э.н, профессор, Заместитель директора Института управления и информационных технологий по научной работе МГУПС (МИИТ)
Московский государственный университет путей сообщения
императора Николая II, г. Москва, Россия
E-mail: petrkurenkov@mail.ru
ASSESSMENT OF SOCIAL AND ECONOMIC EFFICIENCY OF THE REGULAR CONTRAILER TRANSPORTATIONS
Astafiev Alexey Vladimirovich
Post-graduate student
Moscow State University of Railways of Emperor Nicholas II (MIIT),
Moscow, Russia
Zhilo Maria Evgenevna
master student
Moscow State University of Railways of Emperor Nicholas II (MIIT),
Moscow, Russia
Popova Nadezhda Vladimirovna
4th grade student
Moscow State University of Railways of Emperor Nicholas II (MIIT),
Moscow, Russia
Scientific Adviser – Kurenkov Petr Vladimirovich
doctor of economics, professor, Deputy director of Institute of management and information technologies for scientific work of MGUPS (MIIT)
Moscow State University of Railways of Emperor Nicholas II (MIIT),
Moscow, Russia
Разработка социально-экономического прогноза применения контрейлерных перевозок в Российской Федерации является целью исследования.
Результатом настоящего исследования является методология оценки социально-экономической эффективности организации регулярного контрейлерного сообщения на территории Российской Федерации с учетом политических, экологических и социальных эффектов. В соответствии с предложенной методологией проведена оценка эффективности проекта согласно прогнозу развития данного вида транспортной деятельности, показавшая значительный потенциал контрейлерных перевозок в качестве вклада в социально-экономическое развитие Российской Федерации.
Ключевые слова: Социально – экономический прогноз, методология, контрейлерные перевозки
Development of social and economic forecast of application of the contrailer transportations in the Russian Federation is a research objective.
The methodology of an assessment of social and economic efficiency of the organization of the regular contrailer transportation in the territory of the Russian Federation, taking into account the political, ecological and social effects is result of the real research. According to the offered methodology the assessment of efficiency of the project according to the forecast of development of this type of transport activity which has shown considerable potential the contrailer transportations as a contribution to social and economic development of the Russian Federation is carried out.
Key words: Social and economic forecast, methodology, contrailer transportations
В основу разработки методологии оценки социально-экономической эффективности Проекта положены материалы Обоснования инвестиций в организацию контрейлерных перевозок на «пространстве 1520», а также материалы, изложенные в работах [5-29].
Основными принципами, на основании которых разрабатывается методология, являются:
- Ориентация на цели и задачи Проекта
Проект организации регулярного контрейлерного сообщения на территории Российской Федерации соответствует целям, изложенным в Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года:
1) формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры;
2) обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны;
3) интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны;
4) повышение уровня безопасности транспортной системы;
5) снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.
Основные социально-экономические эффекты реализации Проекта организации регулярного контрейлерного сообщения на территории Российской Федерации рассматриваются, прежде всего, с точки зрения государства, как одного из бенефициаров Проекта, и для целей систематизации классифицируются по четырем укрупненным признакам – политические, экономические, экологические и социальные.
В отличие от коммерческих компаний, основной целью деятельности которых является получение прибыли, государство, наряду с увеличением поступления доходов в государственный бюджет, имеет и другие приоритеты, поэтому при оценке социально-экономической эффективности Проекта организации регулярного контрейлерного сообщения на территории Российской Федерации помимо экономических эффектов необходимо также оценивать политические, экологические и социальные эффекты, как прямые, так и мультипликативные;
Под экономической интеграцией подразумевается формирование и развитие устойчивых экономических связей в первую очередь между странами Евразийского континента, обеспечивающее устранение диспропорций в развитии региональных транспортных систем и снижение административных барьеров.
Наличие развитой сетевой инфраструктуры контрейлерных перевозок, сочетающих в себе скорость и надежность железнодорожного транспорта с гибкостью и мобильностью автомобильного, следует рассматривать как один из факторов обеспечения мобилизационной готовности.
Сетевая инфраструктура контрейлерных перевозок также служит фактором повышения доступности транспортных услуг, возможности оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия и проч. (в части доставки необходимой техники и грузов), а также ликвидации их последствий.
При анализе повышения надежности и устойчивости транспортной сети важно учитывать, что до настоящего времени сохраняется низкий уровень развития дорожной сети в некоторых аграрных районах России, а также в районах Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Из-за отсутствия дорог с твердым покрытием более 10 процентов населения (примерно 15 млн. человек) в весенний и осенний периоды остаются отрезанными от транспортных коммуникаций.
Не имеют связи с сетью автомобильных дорог по дорогам с твердым покрытием 46,6 тыс. населенных пунктов, или 31 процент от общего числа. Из них 260 населенных пунктов имеют население более 1000 человек. Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется почти 27 процентов протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам.
Таким образом, в условиях чрезвычайных ситуаций в ряде Российских регионов железная дорога может оказаться единственным связующим звеном транспортной системы.
При оценке социальных эффектов крупных инфраструктурных инвестиционных проектов следует различать прямые и косвенные эффекты. Прямые эффекты непосредственно связаны с реализацией Проекта – строительством проектируемых объектов и их последующей эксплуатацией. Косвенные эффекты возникают вследствие дополнительных инвестиций, в том числе и в смежные отрасли, инициированных реализацией Проекта.
Экологический результат, как правило, оценивается с помощью показателей ущерба, нанесенного окружающей среде или предотвращенного вследствие использования более "дружелюбных" к природе технологий, представленных в стоимостном виде. Применительно к контрейлерным перевозкам следует рассматривать показатели предотвращенного ущерба, то есть снижение вредного воздействия на окружающую среду от автомобильного транспорта в случае применения контрейлерной технологии.
Одним из основных экономических эффектов для государства, как одного из бенефициаров Проекта, является увеличение налоговых поступлений в федеральный и региональный бюджеты, как за счет прямых налогов (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество), так и за счет косвенных налогов (налог на добавленную стоимость).
Несмотря на то, что в результате реализации Проекта будет серьезно сокращаться масштаб бизнеса некоторых автотранспортных предприятий вплоть до полного их закрытия, что будет приводить к выпадению доходов бюджетов разных уровней, эти выпадающие доходы будут с лихвой компенсированы налоговыми поступлениями от вновь создаваемых предприятий.
Организация контрейлерных перевозок предполагает замещение транспортной работы, выполняемой автомобильным транспортом на автомобильных дорогах общего пользования транспортной работой на сети железных дорог. Таким образом, возникает экономия от снижения затрат на ремонт автодорог в объеме, эквивалентном объему замещаемой транспортной работы.
Традиционные методики оценки эффективности коммерческих инвестиционных проектов не всегда подходят для оценки проектов, в которых основным бенефициаром является государство, поэтому анализ эффективности проекта должен содержать методики, позволяющие оценивать не только экономические, но и политические, экологические и социальные эффекты;
Социально-экономические эффекты
Политические: ускорение процессов экономической интеграции; укрепление системы национальной и коллективной безопасности; повышение надежности и устойчивости транспортной систем.
Методиками и инструментами оценки являются тест на соответствие стратегическим целям (SMT), Многофакторный анализ (MCA.
Экономические: увеличение налоговых поступлений; снижение затрат на ремонт автодорог; уменьшение числа ДТП и их последствий.
Методиками и инструментами оценки являются анализ доходов и затрат проекта (CBA), Анализ косвенных и мультипликативных эффектов (WEB).
Экологические:
Снижение вредного воздействия на основные элементы экосистемы: воздух, вода, почва, флора, фауна, население.
Методиками и инструментами оценки являются анализ доходов и затрат проекта (CBA), Тест на соответствие стратегическим целям (SMT)
Социальные: создание новых рабочих мест; повышение уровня жизни населения; улучшение здоровья населения; улучшение демографической ситуации; повышение образовательного и квалификационного уровня рабочей силы; оптимизация миграционных потоков; снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение социальной стабильности.
Методиками и инструментами оценки являются анализ доходов и затрат проекта (CBA), Анализ косвенных и мультипликативных эффектов (WEB), Анализ и оценка социальной эффективности инвестиций (SROI).
На основании и с использованием инструментов предложенной методологии требуется разработать методику оценки социально-экономической эффективности инвестиционных проектов, предполагающих масштабные инвестиции в развитие транспортной инфраструктуры.
Результатом настоящего исследования является научно обоснованная методология комплексной оценки социально-экономической эффективности организации регулярного контрейлерного сообщения на территории Российской Федерации. В соответствии с предложенной методологией проведена количественная и качественная оценка эффективности проекта согласно прогнозу применения контрейлерных перевозок на территории Российской Федерации, показавшая значительный потенциал позитивного влияния данного вида транспортной деятельности на социально-экономическое развитие.
Обоснована необходимость разработки (на основании и с использованием инструментов предложенной методологии) и легитимизации Методики оценки социально-экономической эффективности реализации проектов развития национальной транспортной инфраструктуры [1-4].
Библиографический список:
1) Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
2) Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
3) Федеральный закон 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
4) Типовой технологический процесс работы контрейлерного терминала (утвержден ОАО «РЖД» в августе 2011 г.).
5) Баритко А.Л., Куренков П.В. Организация и технология внешнеторговых перевозок // Железнодорожный транспорт.- 1998.- № 8.- С.59-63.
6) Белозёров В.Л., Куренков П.В., Кизимиров М.В., Зайцев Т.А. Контрейлерные перевозки в России, СССР и РФ: От царской кареты до подводных лодок, танков, самолётов и космических кораблей // Вестник транспорта.- 2013.- № 11.- С.8-20.
7) Белозеров В.Л., Тюфаев А.М., Куренков П.В., Серяпова И.В. Проблема повышения эффективности внешнеторговых перевозок // Бюллетень транспортной информации.- 2005.- № 7.- С.23-28.
8) Белозеров В.Л., Тюфаев А.М., Куренков П.В., Серяпова И.В. Пути ликвидации «пробок» на подходах к морским и речным портам // Экономика железных дорог.- 2005.- № 8.- С.76-83.
9) Вакуленко С.П., Зайцев Т.А., Куренков П.В. Контрейлерные перевозки в России: история, проблемы, перспективы // Экономика железных дорог.- 2013.- № 1.- С.34-38.
10) Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Концептуальные основы логистического управления внешнеторговыми перевозками // Бюллетень транспортной информации.- 2004.- № 3.- С.11-16 (начало); № 4. – С.31-38 (окончание).
11) Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистизация управления внешнеторговыми перевозками в смешанном сообщении // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2003.- № 9.- С.2-7.
12) Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистика в управлении смешанными перевозками. История. Проблемы. Перспективы // Железнодорожный транспорт.- 2003.- № 10.- С.44-47.
13) Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Логистическая концепция управления внешнеторговыми перевозками // Железнодорожный транспорт.- 2004.- № 9.- С.35-41.
14) Елисеев С.Ю., Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Стратегия логистического управления внешнеторговыми перевозками // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2004.- № 3.- С.26-35.
15) Елисеев С.Ю., Тучков Э.В., Куренков П.В. Логистика в управлении внешнеторговыми перевозками // Экономика железных дорог.- 2005.- № 7.- С.28-33.
16) Котляренко А.Ф., Куренков П.В. Взаимодействие на транспортных стыках при внешнеторговых перевозках // Железнодорожный транспорт.- 2002.- № 2.- С.48-52.
17) Котляренко А.Ф., Куренков П.В. К логистическим технологиям смешанных перевозок // Логистика.- 2002.- № 3.- С.8-10.
18) Котляренко А.Ф., Тучков Э.В., Куренков П.В. Повышение эффективности внешнеторговых перевозок через порты Юга России // Железнодорожный транспорт.- 2003.- № 2.- С.48-52.
19) Куренков П.В. Логистический подход к управлению грузопотоками // Железнодорожный транспорт.- 1997.- № 3.- С.13-15.
20) Куренков П.В. Применение логистических принципов при обеспечении внешнеторговых грузопотоков через морские и речные порты // Бюллетень транспортной информации.- 1997.- № 5.- С.34-38.
21) Куренков П.В. Управление доставкой внешнеторговых грузов в смешанном сообщении.- Дис. на соиск. ... д.э.н.- М.: ГУУ, 1999.- 430 с.
22) Куренков П.В., Котляренко А.Ф., Кизимиров М.В. Экологический эффект от внедрения контрейлерных перевозок и его экономическая оценка / Международный сборник научных трудов «Рынок транспортных услуг (Проблемы повышения эффективности)» – Беларусь, Гомель: БелГУТ.- 2010.- С.180-186.
23) Руководство по учету внетранспортного эффекта в дорожных проектах. Минтранс России, НЦКТП, М., 1997.- 27 с.
24) Фабер С.В. Повышение экономической эффективности контейнерных перевозок на железнодорожном транспорте.-08.00.05 – Автореферат дисс. … канд. экон. наук.- М.: МИИТ, 2003.- 24 с.
25) Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Проблемы создания ситуационно-аналитической системы управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте // Бюллетень транспортной информации.- 2004.- № 9.- С.22-27.
26) Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Система поддержки принятия экономически обоснованных решений // Экономика железных дорог.- 2005.- № 1.- С.18-26.
27) Мохонько В.П., Исаков В.С., Куренков П.В. Ситуационное управление перевозочным процессом // Транспорт: наука, техника, управление: Сб. ОИ / ВИНИТИ.- 2004.- № 11.- С.14-16.
28) Полянский, Ю.А. Дорожный центр ситуационного управления. Проблема создания и функционирования / Ю.А. Полянский, П.В. Куренков // Экономика железных дорог.- 2003.- № 1.- С.51-66.
29) Полянский, Ю.А. Топологическое моделирование взаимодействия хозяйств железной дороги / Ю.А. Полянский, П.В. Куренков // Транспорт: наука, техника, управление: сб. ОИ / ВИНИТИ РАН.- 2003.- № 7.- С.8-18.