УДК 658.7
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК В ЦЕЛЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЕ УСТОЙЧИВОСТИ
Сейдахметов Алпысбай
к.э.н., профессор,
НАРХОЗ университет, г. Алматы, Казахстан
E-mail: seid.alpys@yandex.ru
Тышканбаева Мансия Букарина
к.ф.-м.н., доцент
Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И.Сатпаева, г. Алматы, Казахстан
E-mail: mansya.bukar@yandex.ru
Муханова Гульмира Самудиновна
кандидат технических наук, доцент,
Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И.Сатпаева, г. Алматы, Казахстан
E-mail: gulmirasamudin@gmail.com
THE MECHANISM OF RISK MANAGEMENT IN SUPPLY CHAINS TO ENSURE ITS SUSTAINABILITY
Seidakhmetov Alpysbay
candidate of economic sciences, professor
NARXOZ University, Almaty, Kazakhstan
Tyshkanbayeva Mansyia Bukaryna
candidate of physic-mathematical sciences, associated professor
Satbayev Kazakh National Research Technical University
Almaty, Kazakhstan
Mukhanova Gulmira Samudynovna
candidate of techn. sciences, associated professor,
Satbayev Kazakh National Research Technical University
Almaty, Kazakhstan
В работе рассматриваются цели и задачи устойчивости цепи поставок, элементы устойчивости, этапы анализа логистических рисков, уровни интеграции цепи поставок и сущность метода Монте-Карло как основной метод оценки логистических рисков в цепях поставок
Ключевые слова: устойчивость цепи поставок, уровни интеграции, риски, метод Монте-Карло
The paper considers the goals and objectives of supply chain sustainability, elements of sustainability, the stages of analysis of the logistics risks, levels of integration of the supply chain and the nature of the Monte Carlo method as the main method of the assessment of logistical risks in supply chains
Key words: the sustainability of the supply chain, levels of integration, risks, Monte-Carlo method
Основная цель управления цепями поставок - обеспечение устойчивости функционирования системы (цепи). Термин «устойчивость цепи поставок» подразумевает способность системы (цепи) адаптироваться к последствиям рисковых событий, возвращаться к первоначальному режиму деятельности или переходить в новое, более предпочтительное состояние после неблагоприятного события [1]. Устойчивость цепей поставок – это готовность системы реагировать на неожиданные события, поддерживать непрерывность операций, необходимый уровень интегрированности и контроль над структурой [2]. В чем заключается проявление устойчивости? Выделяют следующие факторы устойчивости цепи поставок:
· готовность к негативному событию;
· адекватная реакция на событие;
· способность противостоять негативному событию;
· восстановление после события.
Главным элементом устойчивости является эластичность, содержание которой представлено в таблице 1.
Таблица 1. Основные элементы устойчивости цепи поставок
Элементы устойчивости |
Характеристика |
Гибкость |
гарантирует, что цепь поставок сможет справиться с изменениями, вызванными рисковыми событиями за счет эффективных действий |
Избыточность |
дублирование функций, позволяющее продолжать выполнение операций после отказа одного из участков системы |
Скорость |
определяется темпом адаптации, т.е. потери компании за единицу времени |
Прозрачность |
обеспечивает уверенность, предупреждает необдуманные реакции |
Способность к сотрудничеству |
умение сотрудничать с партнёрами в рамках решения общей задачи
|
Одним из основных элементов устойчивости – уязвимость, под нее понимается подверженность системы разного рода рискам, то есть вероятность того, что цепь поставок подвергнется негативному воздействию. Устойчивость – это способность противостоять такому воздействию.
Из-за сложности цепи поставок при управлении рисками в системе выделяют пять уровней интеграции (таблица 2).
Уровни интеграции |
Содержание
|
1 |
Не сделано никаких значимых шагов в области управления рисками в цепи поставок. |
2 |
Произведены некоторые базовые шаги по управлению рисками, касающиеся некоторых логистических функций в некоторых организациях. |
3 |
Существует управление рисками для функциональных областей логистики, но только в отдельных организациях-участниках цепи поставок. |
4 |
Процесс управления рисками охватывает всю цепь поставок и скоординирован, если касается включения в цепь новых поставщиков или покупателей. |
5 |
Процесс управления рисками охватывает целиком всю цепь поставок. Цепь поставок при этом может расширяться |
Следует отметить, что на практике большинство организации работают на 1 и 2 уровне интеграции. Наблюдается рост численности организаций работающих на 3–ем уровне интеграции. В то же время, число организации освоивших систему управления на уровне 4 крайне мало, а что же касается субъектов достигших пятый уровень интеграции, то их почти нет.
Известно, что конечной целью управления рисками цепей поставок является обеспечение хорошо спланированной работы цепи поставок с равномерным и бесперебойным потоком материалов от источников сырья до конечных потребителей. Поэтому, стратегия управления рисками в цепях поставок включает в себя все долгосрочные цели, планы, политику, культуру, ресурсы, решения и действия, касающиеся рисков цепи поставок. Основные элементы этой стратегии обычно представлены в документе, который называется «политика управления рисками», «стратегический план», «управленческий план» или носит какое-то похожее название.
Содержание стратегии управления рисками может быть различным, но, как правило, включает в себя:
· цели, задачи, роль и место управления рисками цепей поставок;
· ответственных лиц по управлению рисками в цепях поставок, принцип работы управленческой команды, особенности организационной структуры, роли и обязанности;
· подход организации к управлению рисками, который является частью общей стратегии, и соответствующие цели управления рисками цепей поставок;
· краткое изложение корпоративной политики, относящейся к управлению рисками в цепях поставок.
Процесс управления риском в цепях поставок состоит из нескольких этапов, так же как и традиционное управление рисками. Идентификация (определение) риска. Риски в цепях поставок могут включать в себя операционные риски и риски разрушительных событий. Операционные риски в цепях поставок возникают из-за неопределенности, связанной с колебаниями потребительского спроса, поставок и затрат. Риски разрушительных событий происходят по причине различных катаклизмов (природных – засуха, наводнения и т.п., и связанных с человеческим фактором – террористические атаки, войны, взрывы ядерных реакторов и т.п.) и экономических кризисов (изменения курсов валют, забастовки, изменение рыночных цен и т.п.). Большинство методов количественного анализа сконцентрировано на операционных рисках. Разрушения, как правило, значительнее, менее предсказуемы и, следовательно, хуже поддаются моделированию.
Оценка риска. В жизни и в предпринимательской деятельности два рациональных человека (индивида), принимающих решения, могут иметь различную склонность к риску. Исследования когнитивной психологии показали, что менеджеры часто нечувствительны к оценкам вероятности возможных исходов и имеют тенденцию игнорировать возможные последствия, вероятность наступления которых, как они полагают, мала. Кроме того, менеджеры уделяют мало внимания неопределенностям с позитивным исходом. Они склонны концентрироваться на критической стороне, что делает их реакцию на риск зависимой от обстоятельств [3, 4].
Выбранные методы управления риском будут считаться эффективными, если они позволяют справляться с операционными рисками, несмотря на большое количество сбоев. Стратегия управления рисками будет гибкой, если она позволяет предприятию работать, несмотря на большое количество нарушений.
Мощным инструментам при оценке логистических рисков в цепях является метод Монте-Карло (ММК). Это общее название группы численных методов, основанные на получений большого числа реализаций стохастического (случайного) процесса. Этот метод широко используется для решения задач в областях физики, математики, экономики, теории управления и др. Суть метода заключается в формировании таких вероятностных характеристик рассматриваемого процесса, которые совпадали бы с аналогичными величинами решаемой задачи, т.е. имитирование вероятностного события. Метод Монте-Карло составляет основу имитационного моделирования и является его частным случаем (стохастической имитацией). Он является синтезом и результатом развития численных методов, методов анализа чувствительности и анализа сценариев. В результате имитационного моделирования рисков, можно получить серию численных экспериментов, с помощью которых сделать эмпирические оценки степени влияния различных факторов (времени поставки, цены, переменных расходов и др.) на зависящие от них показатели.
Сущность ММК - составление математической модели процесса, которая может быть: аналитической (в виде формул) или имитационной (в виде алгоритма). Случайные параметры процесса могут быть заданы с помощью теоретических или эмпирических законов распределения для непрерывных или дискретных случайных величин.
Библиографический список:
1. Christopher M., Peck H. Building the resilient supply chain, 2004. The International Journal of Logistics Management , Vol. 15, No. 2, pp1-13, 2004
2. Ponomarov S., Holcomb M. Understanding the concept of supply chain resilience, The International Journal of Logistics Management 20(1):124-143 · May 2009
3. Бродецкий Г.Л., Гусев Д.А., Елин Е.А. Управление рисками в логистике: учебник, 2010 г. -198 с.
4. Плетнева Н.Г. Управление рисками в логистике/ уч.пос., СПб., Изд-во СПбГЭУ, 2014, -124 с.
5. Кулжабай Н.М., Тышканбаева М.Б., Исмаилова Р.Т., Ботаева С.Б. Логистика, уч.пособие, изд. КазНТУ, 2014г., -393 с.
6. Г.С. Муханова, М.Б. Тышканбаева, К.С.Чакеева, Унтупов С. Задача формирования сети поставок с заданной надежностью. –Красноярск: Вестник КрасГАУ, 2015, №6, стр.