Регион: Выбрать регион
Сейчас: 25 апреля 7:18:09
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ РЕСУРСНОГО СНАБЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

УДК 658.7

 

ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ОПТИМИЗАЦИИ РЕСУРСНОГО СНАБЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Жанабатырова Жансая Абдрашкызы

аспирант,

Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И.Сатпаева, г. Алматы, Казахстан

E-mail: zhansaya_53@mail.ru

Научный руководитель – Исмаилова Рауза Тольтаевна

к.т.н., доцент

Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И.Сатпаева, г. Алматы, Казахстан

E-mail: rauzaism@mail.ru

 

THE PLANNING  AS A BASIS OF THE OPTIMIZATION OF RESOURCE SUPPLY OF EDUCATIONAL INSTITUTION

Zhanabatyrova Zhansaya Abdrashkyzy

post-graduate student

Satbayev Kazakh National Research Technical University 

Almaty, Kazakhstan

Scientific adviser – Ismailova Rauza Toltayevna

candidate of technical sciences, associated professor

Satbayev Kazakh National Research Technical University 

Almaty, Kazakhstan

 

В статье рассматривается роль планирования закупок в управлении закупочной деятельностью образовательного учреждения при оптимизации ресурсного обеспечения.

Ключевые слова: планирование закупок, оптимизация, ресурсное обеспечение

        

In the article we discuss the role of planning of the procurement in management of purchasing activity of educational institution by optimization of resources providing.

Key words: planning of the procurement, optimization, providing resources

 

Высшее учебное заведение – это не просто образовательное учреждение, а полноправный участник характерного рынка – рынка образовательных услуг. Специфика рынка образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования заключается в том, что, с одной стороны, вуз предоставляет образовательную услугу физическому лицу, с другой стороны посредством выпуска специалистов, поставляет на рынок рабочей силы дипломированный кадровый потенциал. В зависимости от соответствий организации  требованиям рынка, удовлетворений потребностям потенциальных клиентов определяются конкурентоспособность, эффективность и успешность данной организации. Многие вузы не успевают меняться вслед за динамично развивающейся конъюнктурой рынка, затрачивая финансовые, материальные и трудовые ресурсы, с учетом постоянных изменений внешнего окружения и необходимости сохранения конкурентоспособности, организация должна иметь эффективную стратегию развития. Реализация стратегии, наряду с поддержанием непрерывной деятельности, требует качественного ресурсного снабжения.

Ресурсное снабжение вуза – это процессы, включающиеся приобретение, пополнение, совершенствование, распределение ресурсов, а так же процессы планирования, контроля и мониторинга, направленные на рациональное и эффективное использование ресурсов. Приобретение, пополнение, совершенствование материальных, информационных и трудовых  ресурсов осуществляются через закупочную деятельность вуза.  Как уже изложено,одним из путей повышения конкурентоспособности организации является достижение целей для эффективной работы закупочной деятельности [1, с.2].

Определение целей закупочной логистики подразумевает, что компания должна получать необходимые по качеству и количеству материалы и готовую продукцию в нужное время и в нужном месте, от надежного поставщика, который своевременно отвечает по своим обязательствам, с хорошим сервисом (как до осуществления продажи, так и после нее) и по выгодной цене. Для этого необходимо рассмотреть наиболее характерные задачи, содействующие рационализации системы закупок.

Основные задачи, которые решает закупочная логистика [2, с.55]:

-                                            определение предмета закупок. Задача решается вместе с производственным отделом и инженерной службой предприятия. При этом выявляется потребность в сырье и материалах, также их качественные и эксплуатационные характеристики и параметры спецификации. Затем,  полученная информацияпоступает в отдел снабжения (закупок).

-                                            выбор поставщика. Требует тщательного анализа рынка интересующей фирму продукции, уже имеющихся и потенциальных поставщиков и предпочтений наиболее перспективных и эффективных изних.

-                                            определение объема закупок. Объем закупок устанавливается согласованно с другими отделами (финансовым, производственным, складским, бухгалтерией). Совместно с производственным отделом устанавливается необходимое количество материальных ресурсов.

-                                            условия закупок. Условия закупок согласуются с поставщиками, которые уже предложили свои варианты, а так же с отделом снабжения. Решение данного вопроса означает, что будут определены такие параметры, как цена, условия оплаты и доставки, сроки и т. д.[2, с.100]

На каждомучреждении образованияимеется отдел снабжения или же отдел закупки и логистики. Непосредственно действия данного подразделения заключаются в планировании очередной партии заказа и прогнозировании потребности в продукции и ТМЦ исходя из спроса внутренних потребителей вуза.

Планирование закупок - это анализ необходимости поставки дополнительного количества товара с учетом заявок на его поставку и наличия  остатков товаров наскладе, которое является важным этапом реализации успешной деятельности закупочной логистики. Для принятия решения о включении заявки в план закупок на следующий год предлагается воспользоваться методом ранжирования заявок на приобретение товаров, работ и услуг на основе степени влияния предполагаемой закупки (определенного ресурса) на требования заинтересованных сторон (Таблица 1). В Таблице 1 Хij– это степень влияния рассматриваемой заявки на jтребование i-ой заинтересованной стороны. Принимаем шкалу: 1 – слабое влияние, 2 – среднее, 3 – сильное. Степень влияния рассматриваемой заявки на реализацию стратегии предлагаем рассчитать как средневзвешенное, с учетом степени влияния заинтересованных сторон [3, с.97-98].

Таблица 1.

Определение веса заявки для включения её в план закупок (ранжирование заявок)

N

Заявка

Степень влияния ЗС1 (C1)

Степень влияния ЗСN (CN)

V

Требование 1

Требование К1

Требование 1

Требование КN

 

1

 

А1

 

X11

 

X1K1

 

 

XN1

 

XNKN

N     Ri

Сi* X j

i1   j 1

Заявки, которые не вошли в план закупок (из-за ограниченности финансовых ресурсов), являются резервом для дальнейшего их включения в этот план при образовании экономии в процессе проведения закупок [3].

Существуют проблемы организации и планирования закупочной деятельности, которые могут стать барьерами для эффективного построения всей системы управления оборотными средствами. Важнейшей стороной управления является возможность принимать своевременные и оптимальные решения по планированию закупочной деятельности, эффективному подстраиванию ее под пакет заказов покупателей с учетом динамики будущих  поставок, прогнозируемого уровня продаж, текущего состояния складов и уже сформированных заказов на поставки. Но при таком подходе к управлению закупочной деятельностью существует угроза упущения продаж из-за неточного определения потребности и некорректного прогнозирования, а как следствие потеря возможной прибыли и клиента в целом. Организации необходим непрерывный стратегический анализ товарных запасов для более точного и корректного прогнозирования сбыта и как следствие повышение уровня обслуживания и получение дополнительнойприбыли.В качестве планируемого периода рекомендуется рассматривать  отрезок  времени   в  один  год.  Это  позволит  руководству    компании «видеть» перспективы на среднесрочный период времени и увязывать их с общей стратегией деятельности компании в этом периоде и позволит держать складские остатки под четким контролем, не допуская необоснованного роста объемов складских запасов, также как и роста упущенной выгоды компании.Далее необходимо найти решение задачи оптимизации товарных запасов. В процессе решения задачи для каждого планово-учетного периода необходимо определить количество продукции каждого наименования, которое следует закупить, при выполнении требования максимизации полученного дохода от продажи всех наименований продукции. Последовательно решив задачи оптимизации для каждого планируемого отрезка времени можно составить план закупки для организации.

С другой стороны очевидно, что при более детальном и профессиональном подходе к планированию закупочной деятельности, организация может получить более значительный экономический эффект в будущем. Грамотное решение и профессиональный подход к планированию закупок помогут достигнуть соответствующих результатов, если вуз действительно заинтересован в повышении своей эффективности.

 

Библиографический список:

1.  Кийкова Е.В. Управление системой закупок товаров, работ и услуг для нужд бюджетного образовательного учреждения на основе имитационного моделирования    //    Современные    проблемы    науки    и    образования.   Рег.№0421200037. 2013. № 1. (Электронный журнал) URL: www.science- education.ru/107-8370. – 0,5 п.л.

2. Джиллингем М., Лайсонс К., Управление закупочной деятельностью и цепью поставок ­­-М.: Инфра-М, 2014. -816 с.

3.  Овсянникова Г.Л., Кийкова Е.В. Организационное моделирование процесса управления закупками для нужд университета // Университетское управление: практика и анализ. 2012. №5. С. 96-105. 0,625 п.л./0,315п.л.

4.               Овсянникова Г.Л., Кийкова Е.В. Моделирование процесса планирования   закупок   для   нужд   университета   //   Актуальные      вопросы. 2014, С.86-93.


Количество просмотров: 1662
теги:
17.06.2016 06:32 | Loglem2016-3блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама