Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:04:02
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ЛОГИСТИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

УДК 658.7

 

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТОВ ЛОГИСТИКИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ КОММЕРЧЕСКОЙ КОНЦЕССИИ

Едигарьев Денис Юрьевич

аспирант каф. торгового дела и товароведения

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: dept.dmpt@unecon.ru

 

JUSTIFICATION OF LOGISTICS PROJECTS DISTRIBUTION ON THE BASIS OF COMMERCIAL CONCESSION

Edigarov Denis Urievich

post-graduate student of the Department of trade and commodity research

Saint-Petersburg state University of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье обосновывается специфика обоснования проектов логистики распределения на основе франчайзинга (коммерческой концепции). Раскрывается специфика этапов такого обоснования. Определяются логистические приоритеты управления рисками таких проектов.

Ключевые слова: коммерческая концессия; логистика; распределение; франчайзинг

 

The article proves the specificity of the justification of logistics projects distribution on the basis of franchising (a commercial concept). Specifics of stages of such justification. Determined logistics priorities of risk management of such projects.

Key words: commercial concession; logistics; distribution; franchising

 

Наличие в дистрибутивной системе многоканального распределения франчайзинговой компоненты (коммерческой концессии) служит дополнительным гарантом ее устойчивости. Этот эффект достигается за счет повышения надежности плана дистрибутивных поставок, так как франчайзинговая стратегия распределения предусматривает, по сути, прикрепление потребителей (предприятий розничной торговли) к поставщику. В этом случае создаются также предпосылки для получения экономии на масштабе дистрибьюции, которая достигается за счет консолидации логистических операций и стандартизации логистических взаимодействий. Кроме того, повышение надежности плана дистрибутивных поставок происходит за счет высокой длительности жизненного цикла франчайзингового канала распределения. Наличию у него такого свойства он обязан использованию предприятиями розничной торговли (франчайзи) апробированных бизнес-форматов, тиражирование которых имело коммерческий успех. Дистрибьюция на основе франчайзинга является эксклюзивной. Данная оценка предопределяется, в первую очередь, влиянием экономической специфики франчайзинга, на взаимодействия в цепях поставок, построенных по такой схеме льготного предпринимательства.  Это влияние проявляется в форме нейтрализации отрицательного внешнего эффекта двойной маржинализации, т.е. двойной надбавки, которая позволяет исключить логистический конфликт между партнерами в отношении отпускной цены на товар конечным потребителям. Такая нейтрализация осуществляется посредством установления вертикальных ограничений во франчайзинговых цепях поставок, вариативность которых учитывается в работе при обосновании их влияния на особенности логистических взаимодействий во множественных организационных структурах подобного типа. Эти взаимодействия строятся на псевдоконтрактных логистических отношениях, так как франчайзи оставляется часть коммерческой свободы, в том числе, в части предоставления покупателям дополнительного логистического сервиса.

Институциональная специфика дистрибьюции на основе франчайзинга заключается, прежде всего, в том, что антимонопольное законодательство не устанавливает лимитов на формирование франчайзинговых цепей поставок. Хотя они строятся на вертикальных соглашениях, на которые в иных случаях налагаются жесткие ограничения. Хозяйственные связи, определяющие логику формирования франчайзинговых цепей поставок, выступают отдельным объектом государственного регулирования. Последние поправки в ГК РФ конкретизировали контрактные отношения логистических партнеров во франчайзинговых цепях поставок. Однако ряд вопросов остался открытым. Во-первых, фокусная компания – организатор дистрибьюции не обязана гарантировать эффективность своего бизнес-формата, в том числе, логистического плана. Во-вторых, не уточняются правила согласования между такой компанией и франчайзи, местоположения и границ отводимой ему территории. На практике, в случае «уплотнения» франчайзинговой дистрибутивной сети распределения, между франчайзи не исключаются пограничные логистические конфликты. Следует отметить, что ГК РФ гарантирует последним возможность выхода из дистрибутивной сети на условиях уведомления об этом фокусной компании за полгода. Этот подход правомерен. Однако его целесообразно рассматривать как фактор логистического риска, определяющий вероятность потери дистрибутивной системой устойчивости.

В организации дистрибьюции на основе франчайзинга целесообразно выделять функциональные зоны ответственности логистического менеджмента, к числу которых относятся: разработка логистической стратегии развития сети распределения; определение требований к ее конфигурации с учетом особенностей обеспечения операционной гибкости логистической деятельности; постановка управления товароснабжением; обоснование политики управления сетевыми товарными запасами; разработка правил логистической координации во франчайзинговых цепях поставок; организация поставок машин и оборудования участникам франчайзинговой дистрибутивной сети на основе лизинга; определение нормативных коэффициентов производительности труда в логистике дистрибьюции и правил охраны такого труда; обеспечение безопасности поставок в дистрибутивной сети распределения; управление в ней логистическими конфликтами [6]. В рамках стратегического планирования построения франчайзинговых логистических систем дистрибьюции потребительских товаров целесообразно учитывать следующие факторы: перечень товаров, которые могут стать объектом такого физического распределения ограничен; управление репутационным риском во франчайзинговых сетях связано со значительными затратами; конфликты между франчайзером и франчайзи не исключают потери контроля за сбытом товаров на определенных территориях; организация логистической поддержки франчайзи требует инвестиций в специализированные логистические информационные системы. Учету должны также подлежать специфические логистические риски такой дистрибьюции и факторы рисков при обращении к логистическому провайдеру [1-4]. Первыми из них следует считать: 1) возникновения отрицательных репутационных эффектов у всех участников дистрибутивной сети распределения в случае наступления сбоев в обслуживании потребителей, хотя бы у одного из них; 2) вероятность иммобилизации оборотных средств в товарных запасах во всей дистрибутивной сети в случае не учета фокусной компанией изменений запросов потребителей; 3) вероятность роста логистических издержек по причине ошибок в оптимизации фокусной компанией структуры и конфигурации дистрибутивной сети; 4) вероятность появления «разрывов» в логистической дистрибутивной сети в случае выхода из нее франчайзи.

Факторами таких рисков являются: а) по вине провайдера: 1) отсутствие опыта оказания услуг предприятиям розничной торговли определенными потребительскими товарами; 2) неспособность предоставить комплексное логистическое обслуживание; 3) неклиенториентированная политика предоставления логистического сервиса; 4) дискриминационное логистическое обслуживание (предоставление лучшего логистического сервиса группе клиентов, вносящих наибольший вклад в формирование дохода провайдера); 5)  не учет деталей логистических взаимодействий; 6) отсутствие необходимых логистических мощностей или нахождение более 30% таких мощностей в лизинге; 7)  неполное отражение в договоре требований клиента к логистическому обслуживанию; 8) невнимание к проблеме совершенствования логистических взаимодействий с фокусной компанией; 9) недооценка логистических затрат на обслуживание франчайзинговой дистрибутивной сети; 10) нелояльность к потребителям; 11) потеря внимания к заказчику после заключения с ним договора о предоставлении логистических услуг; б) по вине фокусной компании: 1) предоставление логистическому провайдеру неполных сведений о требованиях к логистическому обслуживанию; 2) составление неполной спецификации таких требований в приложении к договору оказания логистических услуг; 3) чрезмерное затягивание переговоров с логистическим провайдером на преддоговорной стадии взаимодействий; 4) не планирование возможного разрыва договорных отношений с логистическим провайдером; 5) не учет территориальной специфики логистического обслуживания франчайзи; 6) полный расчет на доверие к логистическому провайдеру в части возможности передачи ему прав на комплексное обслуживание; 7) отсутствие обоснованных регламентов квалификационного отбора логистических провайдеров; 8) не установление стандартов логистического обслуживания; 9) отсутствие действенной системы контроллинга деятельности логистического провайдера; 10) не учет стратегических последствий перехода на логистический аутсорсинг, ошибки в выборе времени такого перехода и оценке его эффективности.

Разработке логистической стратегии построения франчайзинговой дистрибутивной сети должно предшествовать обоснование организации такой системы распределения [5]. В первую очередь необходимо выявить аргументы в пользу того, что положительная известность бренда организатора дистрибьюции способна обеспечить достижение предприятиями розничной торговли, которые будут заниматься продажей его товаров, конкурентных преимуществ. Во вторую очередь целесообразно определить перспективы стандартизации операционной логистической деятельности франчайзи. Затем целесообразно перейти к установлению перспективных сервисных зон для размещения предприятий-франчайзи и обоснованию правил их сегментации. Затем целесообразно конкретизировать территориальную стратегию дислокации агентов франчайзинговой дистрибутивной системы и определить перечень оказываемых им логистических услуг.

Логистическая стратегия построения франчайзинговой дистрибутивной сети должна устанавливать правила: 1) отбора претендентов на заключение договора коммерческой концессии; 2) прекращения взаимодействий с франчайзи; 3) выдачи разрешения на формирование субфранчайзинговой сети распределения; 4) придания территории, отводимой франчайзи, статуса эксклюзивной; 5) обоснования срока действия договора коммерческой концессии; 6) проверки деятельности франчайзи; 7) организации товароснабжения; 8) установления необходимой удельной доли предприятий розничной торговли во франчайзинговой дистрибутивной сети, находящейся в собственности фокусной компании. Выдвижение последнего требования обусловлено тем, что наличие у франчайзера собственных предприятий розничной торговли создает объективные условия не только для поддержания устойчивости всей дистрибутивной сети, но и для совершенствования бизнес-формата организации продаж потребительских товаров. В этом случае фокусной компании, кроме того, проще сохранить рыночную власть.

 

Библиографический список:

1. Ткач В.В. Логистическая контрактация как системообразующий фактор построения цепей поставок// Аудит и финансы. - 2013. - №3. – С.156-160

2.  Ткач В.В. Общие условия устойчивости цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2011. Вып. 17. - №8(225). – С.173-177.

3. Ткач В.В. Проблемы моделирования цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2010. Вып. 16. - №39(215). – С.106-110.

4.  Ткач В.В. Сервисные приоритеты управления логистическими цепями//Журнал правовых и экономических исследований. – 2013. - №3. – С.110-113.

5. Ткач В.В. Учет фактора лояльности потребителя и поставщика в планировании поставок в логистических цепях// РИСК. – 2012. - №2. – С.77-80.

6. Ткач В.В., Гапонова Е.В., Хайкин М.М. Логистизация туристских услуг // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. – 2012. - №2. – С.113-116.


Количество просмотров: 2674
теги:
17.06.2016 06:28 | Loglem2016-3блог автора

Еще публикации: