УДК 658.7
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Воробьева Оксана Анатольевна
к.э.н., старший преподаватель каф. торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: dept.dmpt@unecon.ru
ORGANIZATIONAL-ECONOMIC FEATURES OF LOGISTIC EXPERTISE
Vorobieva Oksana Anatolievna
candidate of economic sciences, senior lecturer of the Department of trade and commodity research
Saint-Petersburg state University of Economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье обосновываются отличительные черты логистической экспертизы. Характеризуются предметное содержание задач логистической экспертизы и раскрываются особенности ее планирования и осуществления.
Ключевые слова: логистика, товародвижение, торговля, экспертиза
In the article distinctive features of logistics expertise are justified. We characterized substantive content of the tasks of logistics expertise and specifics of its planning and implementation.
Key words: logistics, merchandising, trade, expertise
В условиях наметившегося спада оборота оптовой и розничной торговли перед предприятиями этой отрасли актуализируется задача обеспечения конкурентоспособности. На первое место при этом выходит проблема снижения всех видов затрат, среди которых особое место занимают логистические издержки. Одним из инструментов, позволяющих достичь этой цели, является товароведная экспертиза. В ее рамках традиционно выделяют следующие виды экспертиз: 1) количественная; 2) по качеству (приемочная, по комплектности, новых товаров, дегустация, экспертиза по договорам); 3) идентификационная (экспертиза тождественности, подлинности товара и страны происхождения); 4) документальная. Если они реализуются одновременно, то такая экспертиза считается комплексной. Следует отметить, что подготовка к выполнению экспертной деятельности является составным элементом профессиональной направленности образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению торговое дело [5]. Потребность в ней рассматривается в плоскости приобретения выпускниками навыков осуществления товарной экспертизы, то есть способности давать оценку характеристикам товаров и их изменениям в процессе товародвижения [3]. В последнем контексте особое значение, в первую очередь, приобретает понимание зависимостей между порядком товародвижения (транспортирования, хранения, пакетирования и выполнения др. логистических операций) и потерями качества товара и его естественной убыли. Во вторую очередь, актуализируется проблема нормирования требований к организации товародвижения с целью сохранения товара и его качества. Эти требования подлежат обязательному учету при проектировании условий договора поставки и согласованию в процессе заключения торговой сделки. В случае возникновения ненормированных потерь количества и качества товара должна производится документальная экспертиза, которая является неотъемлемым элементом товароведной экспертизы, выступающей в свою очередь составной частью товарной экспертизы. В функциональном аспекте, как видно из рис.1, она имеет общую точку соприкосновения с логистической экспертизой, целью которой служит проверка условий договора поставки на предмет соответствия императивам логистического менеджмента и управления цепями поставок.
Рисунок 1 – Области
документальной экспертизы
В образовательных стандартах по направлению подготовки торговое дело в явном виде экспертная деятельность с логистикой не соотносится. Однако связь между ними легко прослеживается в предметном содержании профессиональных задач, декларированных в этих стандартах [5] (рис.2).
Рисунок 2 –
Иллюстрация функциональных взаимосвязей
между документальной и логистической экспертизой
Отсутствие прямого упоминания в образовательных стандартах о логистической экспертизе можно объяснить тем, что вопрос о необходимости ее проведения стал приобретать особую актуальность лишь в последние годы. Эта сфера логистических знаний еще только формируется, поэтому даже в научных публикациях они пока еще представлены фрагментарно. Все это предопределяет потребность в выработке методического подхода к проведению такой экспертизы с учетом ее взаимосвязей с товароведными требованиями.
Анализ [1-3, 6-8] позволяет уточнить принципы логистической экспертизы, которые приведены на рис.3.
Рисунок 3 –
Принципы логистической экспертизы
В рамках осуществления логистической экспертизы во внимание необходимо принимать следующие факторы.
Во-первых, положения договора поставок должны соответствовать результатам интегрированного планирования и, соответственно, бюджетирования поставок в снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. В процессе такого планирования должны не только уточняться проектные условия поставок, но и прогнозироваться возможные (допустимые) их отклонения от плановых параметров. В последнем контексте необходимо учитывать требования, предъявляемые к гибкости операционной логистической деятельности предприятия, обеспечению безопасности и устойчивости цепей поставок. Кроме того, в расчет необходимо принимать трансакционные риски, которые имеют место на стадии преддоговорного взаимодействия контрагентов, например, риск недопустимого затягивания процесса проведения коммерческих переговоров или риск признания мероприятия по размещению заказа на поставку несостоявшимся. Практика между тем свидетельствует о том, что нередко такие риски недооцениваются или даже игнорируются.
Во-вторых, формирование проектных условий договора поставок должно производиться на основе специально разработанной контрактной стратегии, призванной обеспечить, по сути, существование единого «виртуального» многостороннего договора поставок, гарантирующего оптимизацию товародвижения в рамках снабженческо-сбытовой деятельности предприятия [6-8]. Проектные условия договора поставок, соответственно, должны не противоречить институциональным нормам, а также исключать их толкование другой стороной сделки в свою пользу. Согласно ГК РФ существует около ста норм договора поставки, которые подлежат юридической экспертизе. Последняя, как правило, проводится после окончательного уточнения проектных условий поставок, что не исключает их пересмотр, то есть осуществление дополнительной итерационной процедуры интегрированного планирования поставок. Она может быть затратной. Чтобы избежать этот риск, рекомендуется привлекать юристов к подобному планированию на его ранней стадии.
В-третьих, существует риск выработки экспертом субъективного мнения. В каждой конкретной ситуации, поэтому следует обосновывать необходимость привлечения к проведению логистической экспертизы, в том числе, внешних специалистов. В последнем случае актуализируется проблема недопущения конфиденциальной информации, которой следует уделять особое внимание. Кроме того, самостоятельное значение здесь приобретает выработка подхода к отбору кандидатов в члены комиссии по проведению логистической экспертизы и критериев оценки ее суждений.
В-четвертых, алгоритмы интегрированного планирования поставок в снабженческо-сбытовой деятельности, прежде чем они будут допущены к использованию, должны сами пройти логистическую экспертизу. Она должна исключить проектные ошибки интегрированного планирования поставок и способствовать установлению регламентированных ограничений, исключающей несанкционированную выработку проектных условий поставок. Алгоритм рассматриваемого планирования должен также включать специальные процедуры, позволяющие блокировать переход возможных ошибок в недопустимые проектные условия поставок.
Библиографический список:
1. Бауэрсокс Д.Дж., Клосс Д.Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001. - 640 с.
2. Григорьев М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для бакалавров / М.Н. Григорьев, В.В. Ткач, С.А. Уваров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во Юрайт, 2012. - 490 с.
3. Николаева М.А. Товарная экспертиза: Учебное пособие. - М.: Издат. Дом «Деловая литература». - 2007. - 320 с.
4. О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ от 31.05.2011 г. №73-ФЗ.
5. Об утверждении и введении в действие ФГОС ВПО по направлению подготовки 100700 Торговое дело (квалификация (степень) «магистр»): Приказ Минобрнауки РФ от 18.11.2009 г. №628.
6. Ткач В.В. Управление цепями поставок: обеспечение логистического равновесия путем переговоров// Вестник Российской академии естественных наук. – 2013. - №4. – С.96-98.
7. Ткач В.В. Учет фактора лояльности потребителя и поставщика в планировании поставок в логистических цепях// РИСК. – 2012. - №2. – С.77-80.
8. Ткач В.В. Элементы контрактной стратегии управления цепями поставок// Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. – 2012. - №5(156). – С.147-151