Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:12:24
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ НОРМ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

 

УДК 658.7

 

РЕГЛАМЕНТАЦИЯ НОРМ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ

Кытин Евгений Юрьевич

аспирант каф. торгового дела и товароведения

Санкт-Петербургский государственный экономический университет,

г. Санкт-Петербург, Россия

E-mail: dept.dmpt@unecon.ru

 

REGULATION OF STANDARDS OF LOGISTICS MANAGEMENT

IN CORPORATE GOVERNANCE

Kytin Evgeny Yurievich

post-graduate student of the Department of trade and commodity research
Saint-Petersburg state University of Economics,

Saint-Petersburg, Russia

 

В статье обосновывается необходимость повышения информационной прозрачности корпоративного управления. Раскрывается роль регламентации норм логистического менеджмента в достижении этой цели. Характеризуются функциональные особенности такой регламентации.

Ключевые слова: корпорация; снабжение; устойчивое развитие; цепи поставок

 

The article substantiates the need to improve information transparency, corporate governance. The role of regulation of standards of logistics management in achieving this goal. Characterized the functional features of such regulation.

Key words: corporation; procurement; sustainable development; supply chain

 

Стандартизация и унификация логистических норм корпоративного управления для российских предприятий в последние годы приобретает все большее значение [8-10]. Эта ситуация во многом предопределяется началом масштабного становления отечественных крупных предпринимательских структур - публичных и непубличных акционерных обществ (ПАО и НПАО), которые, по сути, являются прямым аналогом американских корпораций. Идея корпоративного ведения бизнеса заключается в привлечении капитала путем продажи части прав (в обмен на акции) на участие в управлении предприятием, получение прибыли и имущества в случае его ликвидации. Однако в России ПАО еще не играют столь значительную роль как за рубежом, причем акции многих из них консолидированы в крупных пакетах. Эта ситуация обусловлена, безусловно, неразвитостью отечественной фондовой торговли. Основная причина этого феномена определяется не отсутствием соответствующей инфраструктуры, а общим недоверием населения к ценным бумагам (акциям предприятиям), поэтому оно и не стремится делать инвестиции в их приобретение. Государство не устраняется от решения этой проблемы, в частности, сегодня реализуется национальная финансовая стратегия, направленная на вовлечение физических индивидуумов в процесс оборота ценных бумаг. Однако этого недостаточно. Отечественные ПАО в первую очередь должны стремиться повышать привлекательность своих акций в глазах потенциальных покупателей. Публичное представление информации о хозяйственной деятельности ПАО позволяет достичь этой цели. Однако такой подход повышает уязвимость ПАО, то есть степень ее подверженности отрицательному воздействию ошибок в корпоративном управлении резко возрастает. Последствия событий последнего вида проявляются в неуправляемом росте репутационных рисков, то есть в лавинообразном снижении доверия держателей акций и их потенциальных приобретателей к ПАО. Следует учитывать, что эмоции участников рынка ценных бумаг являются, пожалуй, главным фактором, определяющим динамику его развития. Таким образом, публичность информирования ПАО акционеров о корпоративных достижениях объективно вынуждает такие общества демонстрировать результаты своего устойчивого развития [1, 4]. Особое значение при этом приобретает аргументация прогрессивности корпоративного управления на собраниях акционеров, имеющих право голосовать. Положительному восприятию ими утверждений в пользу оценки этого управления способствует прозрачность корпоративного менеджмента. Достижение последней цели предполагает, прежде всего, отработку системы показателей эффективности функциональных видов хозяйственной деятельности корпорации. Среди последних следует выделить логистический менеджмент, в компетенции которого находится управление цепями поставок.

Хотя последняя категория прочно укрепилась в отечественной образовательной системе и положительно воспринимается руководством российских предприятий, теория управления цепями поставок пока еще имеет фрагментарный вид, а практика ее применения очень часто не поддается интерпретации. Это обусловливает необходимость уделения особого внимания анализу эффективности управления цепями поставок. Перечень областей такого анализа достаточно широк, а его уточнение представляет собой самостоятельную проблему. Среди этих областей целесообразно выделить обеспечение безопасности цепей поставок в первую очередь по той причине, что это требование содержится в международных стандартах качества ISO. Функциональными зонами такого обеспечения являются: 1) защита цепей поставок от незаконного вмешательства, которое может причинить им ущерб; 2) защита корпорации от злоупотреблений логистическим персоналом служебным положением; 3) организация охраны труда в логистических подразделениях (погрузочно-разгрузочные операции очень часто связаны с риском причинения вреда здоровью логистическому персоналу); 4) сохранение товарно-материальных ценностей на складах в цепях поставок (защита от хищений и др.); 5) защита договоров поставок от логистических ошибок (организация обязательной логистической экспертизы таких договоров) [2, 3, 5, 7].

Категория «безопасность цепи поставок» введена в экономический оборот не так давно. Своему возникновению она обязана признанию международными организациями необходимости недопущения экономического ущерба, который является следствием утраты товаров, приведения их в негодность и др. факторов в процессе морских перевозок грузов. Отечественные работы по этой тематике единичны. Однако в них внимание уделяется только вопросу недопущения поставок продукции для нужд авиаиндустрии, сроки хранения которой закончились, т.е. учету влияния «старения» продукции на ухудшение ее свойств. Между тем проблема обеспечения безопасности цепи поставок значительно шире. Одним из главных направлений такого обеспечения служит регламентация правил реагирования службы закупок: 1) на непредвиденные сбои в поставках; 2) на инциденты, порождающие конфликтные ситуации в сфере закупок. Следует отметить, что подобные конфликты нередко возникают по причине противоречий между действиями функциональных логистических служб на предприятии.

Сфера закупок на предприятиях в отличие от продаж традиционно является «непрозрачной». Эта особенность определяется двумя факторами.

Во-первых, публичность данных о закупках способна нанести действенный экономический ущерб предприятию, так как она:

- препятствует извлечению службой снабжения выгоды из асимметричности информации на рынке товаров и услуг;

- приводит к утечке конфиденциальной информации о предоставлении отдельным поставщикам преференций (скидок) и, соответственно, к конфликту предприятия с другими поставщиками;

- способствует раскрытию стратегических целей предприятия в сфере выпуска новой продукции;

- не исключает повышение осведомленности поставщиков о проблемах предприятия в сфере закупок и др.

Во-вторых, до сих пор не создана строгая система оценки эффективности закупок, поскольку на этом пути существует ряд преград:

- отсутствуют отраслевые стандарты закупок;

- задачи закупок сложно представить в комплексном виде;

- различные условия функционирования предприятий не позволяют выработать инвариантные критерии оценки такой эффективности;

- редуцирование внутрифирменных помех, т.е. исключение ошибок, допущенных на этапе обоснования производственного и сбытового плана, на стадии планирования закупок крайне затруднено.

Коррупционные явления свойственны не только общественному сектору экономики [6]. Они наблюдаются и в предпринимательских структурах, поскольку возможность извлечения ренты должностным лицом из своего положения в системе управления предприятием существует и в них. В корпорациях (акционерных обществах) это явление более специфично, так как оно, в том числе, проявляется в форме получения руководством корпорации личной выгоды путем сокрытия части информации от акционеров. «Наилучшие» условия для коррупции существуют в сфере закупок. Это объясняется тем, что служба снабжения, как правило, самостоятельно выбирает поставщика (исключение составляет, пожалуй, случай приобретения инвестиционных товаров). Типовой формой «благодарности» поставщиков в этом случае служит «откат», представляющий собой денежное вознаграждение, исчисляемое в виде определенной доли от закупочной цены. Следует отметить, что именно феномен коррупции в сфере государственных закупок определил потребность в создании национальных контрактных систем. Масштабы коррупционных явлений в предпринимательских структурах, несомненно, намного меньше, чем в сфере государственных закупок. Однако от этого проблема злоупотребления персоналом отдела закупок своим служебным положением на предприятиях не теряет актуальности. Несомненно, наличие этой проблемы соотносится со специфическими личностными качествами сотрудников. Можно также согласиться с мнением о том, что существует психология коррупции. Именно поэтому одним из инструментов противодействия коррупционным явлениям в сфере закупок в предпринимательских структурах является этический кодекс закупщиков. В качестве другого инструмента нередко служит имитация предложения поставщиками вознаграждения сотруднику службы за размещение у них заказа или предоставление им соответствующих преференций. Она осуществляется представителями службы безопасности предприятия. Отдельно надо выделить практику ограничения внутрифирменных контактов путем размещения сотрудников службы закупок в различных кабинетах с учетом их товарной специализации, а также контроль их телефонных разговоров и контактов по интернету в служебное время. Приемы противодействия коррупции, выработанные мировой практикой в сфере государственных закупок, к сожалению, используются предприятиями не в полной мере. Между тем они очень эффективны. Объективные предпосылки для рассматриваемых явлений нередко создает недооценка личной заслуги сотрудника службы закупок в эффективности выполнения порученных ему функций. Например, не всегда берется в расчет соотношение между оплатой его труда и предоставляемых ему денежных средств, которые необходимы для закупок. Причем премирование таких сотрудников в корне отличается от премирования руководства предприятия, в ведении которых находится принятие решений о закупках инвестиционных товаров. Более того, на практике руководители организаций нередко не видят необходимости премировать персонал службы закупок, так как его вклад в достижения предприятия является неочевидным. Хотя система штрафов за сбои в поставках предусматривается. В тоже время представители отдела сбыта премируются очень часто за каждый факт продажи, несмотря на то, что он влечет за собой, например, непроизводительные транспортные затраты. Обоснованная регламентация правил закупок, наличие этического кодекса закупщиков, формирование мотивации достижения персоналом службы лучших результатов и действия службы безопасности предприятия, таким образом, играют главную роль в противодействии коррупционным явлениям на предприятии, осуществляя свой вклад в обеспечении его экономической безопасности.

Среди норм логистического корпоративного менеджмента, потребность в установке которых является наиболее актуальной, особо следует выделить правила разработки стратегии управления поставками в сфере снабжения, установлению которых на практике препятствует целый ряд обстоятельств: 1) объективная неопределенность оценки эффективности снабжения; 2) разобщенность отдельных подразделений корпорации, т.е. отсутствие логистического организационного и технологического единства; 3) неоднозначность решения дилеммы «централизация или децентрализация управления поставками» в сфере снабжения; 4) сложность строгого обоснования влияния логистических решений на обеспечение товарно-экономического равновесия в хозяйственной деятельности корпорации; 5) трудность идентификации логистических затрат. Стратегия материально-технического снабжения корпорации, независимо от ее отраслевой принадлежности, должна отвечать приоритетам общей корпоративной стратегии. Миссия корпорации должна основываться на принципах устойчивого развития, которые нацелены на последовательное сбалансирование взаимоотношений корпорации со всеми стейкхолдерами. Причем обеспечение такого развития напрямую связано с охраной окружающей среды. Эти принципы перекликаются с положениями менеджмента для достижения устойчивого успеха организации (ГОСТ Р ИСО 9004-2010). Самостоятельное место в стратегии снабжении занимает стратегия закупок, т.е. размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и предоставление услуг.

Таким образом, регламентация норм логистического менеджмента в корпоративном управлении должна способствовать росту его информационной прозрачности, что очень важно для акционеров, государства и общества.

Библиографический список:

1. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 1997. - 1120 с.

2. Погрузка и разгрузка: Справочник груз-менеджера / Авт.-сост. В. В. Волгин. - М.: Издательско-торговая корпо­рация «Дашков и К0», 2007. - 592 с.

3. ГОСТ Р 53663-2009 (ИСО 28000:2005). Система менеджмента безопасности цепи поставок. Требования.

4. Корпоративное управление: Владельцы, директора и наемные работники акционерного общества: пер. с анг. - М.: «Джон Уайли энд Санз», 1996. – 240 с.

5. Линдерс М.Р., Фирон Х.Е. Управление снабжением и запасами. Логистика/ Пер. с англ. - СПб.: ООО «Виктория плюс», 2002. - 768 с.

6. Многоликая коррупция: Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / Под ред. Э. Кампоса и С. Прадхана; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 551 с.

7. Некрасов А.Г., Мельников Д.А. Безопасность цепей поставок в авиаиндустрии Монография. - М.: Издательство ГУП МТС ГА «Авиатехснаб», 2006. – 260 с.

8.  Ткач В.В. Общие условия устойчивости цепей поставок// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Экономика и менеджмент». – 2011. Вып. 17. - №8(225). – С.173-177.

9. Ткач В.В. Проблемы обеспечения надежности плана поставок// Экономика и управление (г. Санкт-Петербург). – 2012. - №1 (75). – С.73-77.

10. Ткач В.В. Управление цепями поставок: обеспечение логистического равновесия путем переговоров// // Вестник Российской академии естественных наук. – 2013. - №4. – С.96-98.


Количество просмотров: 1820
теги:
17.06.2016 06:25 | Loglem2016-3блог автора

Еще публикации: