УДК 658.7
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВЫМ АССОРТИМЕНТОМ В СЕТЯХ ПРЕДПРИЯТИЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
Ткач Владимир Владимирович
к.т.н., доцент, доцент каф. торгового дела и товароведения
Санкт-Петербургский государственный экономический университет,
г. Санкт-Петербург, Россия
E-mail: vvt@unecon.ru
LOGISTICS MANAGEMENT PRIORITIES TRADING RANGE IN NETWORKS OF RETAIL TRADE ENTERPRISES
Tkach Vladimir Vladimirovich
associate Professor of the Department of trade and commodity research
Saint-Petersburg state University of Economics,
Saint-Petersburg, Russia
В статье обосновывается логистический подход к обоснованию качественной и количественной структуры товарных запасов в сетях торговли розничной торговли. Устанавливаются логистические приоритеты управления торговым ассортиментом в этих сетях. Раскрываются особенности предметной подготовки специалистов в этой области.
Ключевые слова: ассортиментная матрица; логистический подход; поставки; товарные запасы; товароснабжение; торговый ассортимент
The article substantiates a logistical approach to the justification of qualitative and quantitative structure of commodity stocks in the trade networks of retail trade. Establishes logistics priorities for the management of the trading range in these networks. The peculiarities of training specialists in this field.
Key words: assortment matrix; a logistic approach; delivery; inventory; purchase; trading the range
Розничная торговля в РФ долгие годы демонстрировала высокие темпы роста, причем неблагоприятная геополитическая обстановка не стала этому преградой. Однако в 2016 году наметился спад оборота розничной торговли. Очевидно, что главной причиной зарождения этой тенденции следует считать резкое снижение доходов населения, т.е. платежеспособности спроса. Домохозяйства в условиях дефицита финансовых ресурсов и сложности доступа к потребительским кредитам, как правило, приспосабливаются к этой ситуации следующими способами: 1) сокращение объемов потребления; 2) замена дорогих товаров на более дешевые; 3) жесткая привязка планов закупок товаров к реальным срокам выплаты зарплаты и пенсий; 4) сужение перечня приобретаемых товаров, т.е. отказ от потребления ряда конкретных товаров; 5) увеличение потребления продуктов питания из личного подсобного хозяйства; 6) повышение «иммунитета» к маркетинговым и рекламным акциям и мероприятиям. Такое поведение российских домохозяйств усложняет ведение розничной торговли, что, соответственно, вынуждает предприятия этой отрасли искать стратегии, адекватные современной экономической реальности. Особое значение, как показывает практика, для них приобретает определение приоритетов управления торговым ассортиментом в сетевой розничной торговли. Это обусловлено тем, что неправильная ассортиментная политика приводит к ошибочному обоснованию качественной и количественной структуры товарных запасов, что особенно сейчас чревато замораживанием в них дефицитных финансовых ресурсов. Следует заметить, что широта торгового ассортимента товаров повседневного спроса, в том числе, массового спроса и недлительного пользования, в отечественных магазинах несравнима с величиной аналогичного показателя зарубежных предприятий розничной торговли стран с развитой рыночной экономикой, т.е. относительна она узка. Это означает, что логистических проблем у российских предприятий розничной торговли должно быть меньше. Однако это не так. Аргументом в пользу этого утверждения служит тот факт, что даже у предприятий оптовой и розничной торговли, которые нацелены исключительно на быстрые продажи ликвидного товара и которые не ставят перед собой задачи по формированию длительных отношений с поставщиками и стратегическому управлению спросом на свои товары, существуют серьезные проблемы в управлении складскими остатками. Только сложности, возникшие в последние годы у сетей розничной торговли, заставили их задуматься об эффективности их деятельности и, в том числе, вспомнить, что объем продаж с квадратного метра торговой площади является одним из ведущих показателей. Учитывая, что в магазинах товарные запасы преимущественно хранятся в торговом зале, можно сделать очевидный вывод о том, что правильная ассортиментная политика повышает их ликвидность и, соответственно, объем продаж. Следует также учитывать, что даже в городских агломерациях структура спроса в территориальном плане не является гомогенной, т.е. в различных сетевых предприятиях розничной торговли, управляемых из одного центра, ассортимент должен быть различным. Соответственно, должна быть разной количественная и качественная структура товарных запасов в таких магазинах. Все заставляет по-новому подходить к управлению торговым ассортиментом в сетях торговли розничной торговли, используя, прежде всего, логистический подход для преобразования условий спроса на товары в условия их поставки. Логистические приоритеты такого управления и особенности подготовки специалистов в этой области характеризует табл.1.
Таблица 1 – Функциональные области подготовки специалистов в области управления торговым ассортиментом в сетях предприятий розничной торговли
№ |
Тема |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Современные тенденции развития сетевой розничной торговли в РФ |
Современное состояние сетевой розничной торговли в РФ и перспективы ее развития. Государственное регулирование сетевой розничной торговли в РФ. Применение международных стандартов качества ISO в сетевой торговле. |
2 |
Ассортиментная политика как условие устойчивого развития сетей розничной торговли |
Роль управления ассортиментом в обеспечении устойчивого развития сетей предприятий розничной торговли на основе стандартов качества ISO. Классификация торгового ассортимента. Факторы, влияющие на формирование торгового ассортимента в сетях предприятий розничной торговли. Современная роль торгового персонала в управлении ассортиментом. Взаимосвязи между управлением ассортиментом и мерчандайзингом. Взаимосвязи между планированием торгового ассортимента и управлением товарными запасами сети предприятий розничной торговли (товароснабжением или логистикой закупок). Место ассортиментной политики в политике продаж. Обоснование ассортиментной политики сетей предприятий розничной торговли. |
3 |
Стратегия и тактика, модели и методы управления торговым ассортиментом |
Типы ассортиментных стратегий и тактики, и их характеристика. Применение теории ограничений в управлении торговым ассортиментом. Стратегии использования сетями предприятий розничной торговли собственных товарных знаков (марок или брендов) в управлении торговым ассортиментом. Стратегия продвижения новых товаров в сетевой розничной торговле как элемент ассортиментной политики. Методы прогнозирования и оперативного управления торговым ассортиментом. Матричная модель планирования торгового ассортимента. Риски управления торговым ассортиментом. |
4 |
Управление торговым ассортиментом на основе категорийного менеджмента |
Преимущества, категории и принципы категорийного менеджмента. Алгоритм организации категорийного менеджмента. Риски категорийного менеджмента и методы управления ими. Способы воздействия категорийных менеджеров на поставщиков. |
5 |
Ассортиментная матрица как элемент ассортиментной политики сети предприятий розничной торговли |
Понятие ассортиментной матрицы и ее взаимосвязь с ассортиментным минимумом (перечнем). Алгоритм построения ассортиментной матрицы. Особенности обоснования торгового ассортимента для сетевых предприятий розничной торговли с учетом специфики территориального размещения и градиентов цен. Применение метода АВС – и XYZ--анализа при оптимизации торгового ассортимента. Влияние организации поставок (товароснабжения) на обеспечение планового торгового ассортимента на сетевых предприятиях розничной торговли. Метод статистического анализа ассортиментных отклонений поставок товаров для нужд сетевых предприятий розничной торговли от плановых значений. SADT-диаграмма управления торговым ассортиментом. Особенности управления ассортиментом в дистанционной (интернет) торговле. |
6 |
Организация товароснабжения сетей предприятий розничной торговли на принципах логи- |
Требования сетевых предприятий розничной торговли к товароснабжению и логистическому сервису. Принципы пространственного проектирования системы товароснабжения (логистической или складской системы) сети предприятий розничной торговли. Экономические и сервисные стратегические преимущества складирования. Дилемма «иметь собственный склад или пользоваться услугами склада общего пользования». Взаимосвязь уровня и оборачиваемости складских запасов и конфигурации функциональных циклов логистики в сетях корпоративных |
6 |
стики и управления цепями поставок как инструмент управления торговым ассортиментом |
поставок. Стратегия сквозного складирования («кросс-докинга»). Показатели эффективности логистических процессов на складах. Критерии эффективности функционирования складов. Дилемма «транзитные/складские поставки товаров для нужд сетевых предприятий розничной торговли». Методы консолидации отправок грузов. Дилемма «распределительный склад/отсрочка логистических операций, связанных с поставками товаров для нужд сетевых предприятий розничной торговли». Функциональные зоны деятельности логистических центров сетей предприятий розничной торговли. Логистические технологии товародвижения. Типовые стратегии перераспределения товарных потоков распределительными центрами в сетях предприятий розничной торговли. Матричный метод отображения поставок в системе товароснабжения сетей предприятий розничной торговли с учетом сезонности. Современные технологии информационной поддержки интегрированного управления товароснабжением сетей предприятий розничной торговли. |
7 |
Управление закупками товаров для нужд сетевой розничной торговли и базой поставщиков |
Принципы формирования торговой программы (программы продаж) в сетевой розничной торговле. Способы описания потребностей в товарах и услугах, их преимущества и недостатки. Способы размещения заказов на поставки товаров и предоставление услуг, их преимущества и недостатки. Логистические риски, связанные с управлением закупок товаров и услуг (в том числе аутсорсинговых), и методы управления ими. Способы обеспечения надежности поставок, преимущества и недостатки. Понятие условий поставок в сфере закупок. Сетевая контрактная стратегия в сфере закупок товаров и услуг. Стратегия проведения переговоров с поставщиками товаров и услуг для нужд сетевой розничной торговли. Понятие функциональных характеристик интегрированного плана закупок (гибкость, надежность, маневренность, актуальность, обратимость, напряжённость и адаптивность плановых решений в управлении цепями поставок). Виды маневрирования поставками. Методы обеспечения стратегической и операционной гибкости логистической деятельности в сетях предприятий розничной торговли. SADT-диаграмма бюджетирования поставок в сфере товароснабжения (закупок). Критерии эффективности закупок. Обеспечение безопасности цепей поставок в сетевой розничной торговле на основе требований российского законодательства и стандартов ISO. Оценка существующего поставщика: статистические и рейтинговые подходы. Оценка потенциального поставщика: критерии и методы его оценки; алгоритм его дистанционной оценки. Формирование базы потенциальных поставщиков. Организация и управление взаимоотношениями с поставщиками: сегментация базы поставщиков; тактика и стратегии работы с ними; их логистический аудит и стимулирование. |
8 |
Управление товарными запасами в сетях предприятий розничной торговли как гарантия выполнения условий |
Классификация товарных запасов; параметры запасов и показатели их оборачиваемости; затраты и риски, связанные с управлением запасами. Причины изменения потребностей в запасах. Роль товарных запасов в обслуживании потребителей. Запасы как предмет логистического конфликта между функциональными подразделениями логистического центра (управляющей компании) сети предприятий розничной торговли. Принципиальные системы управления запасов; стратегии управления товарными запасами. Особенности управления товарными запасами: при групповом заказе на поставку товаров; в случае эпизодичес- |
8 |
ассортиментной политики торговых сетей |
ких потребностей и др. Методы нормирования страховых запасов. Расчет затрат на содержание и пополнение товарных запасов. Особенности бюджетирования закупок новых товаров. Методы анализа товароборачиваемости в сетях предприятий розничной торговли. Инвентаризация товарных запасов как способ повышения точности информации о складских остатках. |
9 |
Логистический контроллинг поставок товаров для нужд сетевой розничной торговли |
Классификация частных показателей товарных поставок. Показатели референтной SCOR-модели цепи поставок и особенности их применения в практике сетевой розничной торговли. Система сбалансированных показателей в товароснабжении (закупках) сетей предприятий розничной торговли. Структура отчета об организации товароснабжения (закупок) сетей предприятий розничной торговли. Понятие логистической экспертизы договоров поставок, ее направления и алгоритм проведения. Организация логистического контроллинга поставок товаров для нужд сетевой розничной торговли. |
Отдельно надо сделать акцент на еще одном логистическом приоритете управления торговым ассортиментом в сетях предприятий розничной торговли. Речь идет об обеспечении безопасности цепей поставок пищевых продуктов, среди которых выделяются холодовые цепи (непрерывные холодильные цепи). Разрывы таких цепей создают угрозу утраты пищевыми продуктами товарного вида и качества, т.е. угрозу реализации выбранной ассортиментной политике. Подготовка специалистов в этой области должна предусматривать изучение следующих вопросов:
- современное состояние и тенденции в развитии управления цепями поставок в России и за рубежом;
- императивы стратегического управления цепями поставок и обеспечения гибкости их операционной логистической деятельности;
- регламенты управления цепями поставок на основе международных стандартов качества ISO и взаимосвязи между ними;
- российские регламенты управления холодовыми цепями (непрерывными холодильными цепями) поставок пищевых продуктов;
- проблемы и функциональные зоны управления холодовыми цепями поставок пищевых продуктов
- обеспечение безопасности холодовых цепей поставок на основе серии международных стандартов ISO «Система менеджмента безопасности цепи поставок», «Риск-менеджмент».
Самостоятельным направлением подготовки таких специалистов следует считать проектирование холодовых цепей поставок, в рамках которого особое внимание должно уделяться SADT-моделям планирования: 1) поставок в снабженческо-сбытовой деятельности производителя пищевых продуктов, транспортировка и хранение которых должна осуществляться при заданных температурных режимах; 2) мер по управлению логистическими рисками в холодовых цепях поставок пищевых продуктов; 3) безопасности и устойчивости таких цепей; 4) логистического контроллинга холодовых цепей поставок пищевых продуктов.