УДК 658.7
ЭВОЛЮЦИЯ ВИРТУАЛЬНЫХ СЕРВИСОВ ГРУЗОПЕРЕВОЗОК В РОССИИ
Пантелеев Владимир Иванович
кандидат исторических наук, доцент
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
e-mail: vpanteleev@yandex.ru
Швалов Павел Григорьевич
к. э. н., старший преподаватель кафедры логистики;
Красноярский государственный аграрный университет;
г. Красноярск, Россия
e-mail: shvalov@yandex.ru
Дается анализ рынка онлайн сервисов в области грузоперевозок. В середине 2000 годов в России возникают первые крупные виртуальные транспортные торговые площадки. Их особенность – они обслуживают сегмент рынка B2B. В начале 2010 годов усиливается новый тренд – возникают и развиваются высокотехнологичные онлайн сервисы B2C для рынка грузоперевозок.
Ключевые слова: Грузоперевозка, онлайн сервис, виртуальный, B2B, B2C
EVOLUTION OF VIRTUAL SERVICES OF CARGO TRANSPORTATION IN RUSSIA
Panteleev Vladimir Ivanovich
candidate of historical sciences, associate professor
Krasnoyarsk state agrarian university, Krasnoyarsk, Russia
Shvalov Pavel Grigorievich
candidate of economic sciences, senior lecturer of logistics department,
Krasnoyarsk state agrarian university, Krasnoyarsk, Russia
It provides analysis of the market of online services in the field of transportation. In mid-2000 in Russia there are the first major virtual travel marketplaces. Their feature is that they serve the B2B market segment. In the early 2010's, a new trend is amplified - emerge and develop high-tech online B2C services for the transportation market.
Key words: Trucking, an online service, the virtual, B2B, B2C
Использование онлайн сервисов для ведения бизнеса является набирающим силу трендом современной экономики. Сказанное касается и сервисов, касающихся грузоперевозок.
Виртуальные транспортные торговые площадки стали возникать в России более 10 лет назад. Возникшие в середине 2000 годов АвтоТрансИнфо, Автодиспетчер, Della и др. к настоящему времени накопили серьезный опыт, их услугами пользуются десятки тысяч компаний.
Таблица 1.
Рейтинг онлайн сервисов грузоперевозок России в поисковых системах по состоянию на апрель 2016 г. [1]
Название, URL |
Возраст домена, лет |
Тематический индекс цитирования Яндекс (тИЦ) |
Страниц в Google |
Страниц в Яндексе |
Alexa Country (Россия) |
Автодиспетчер, avtodispetcher.ru |
11 |
2300 |
4900000 |
1000000 |
2572 |
Della, della.ru |
11 |
80 |
409000 |
94000 |
2665 |
АвтоТрансИнфо, ati.su |
10 |
3700 |
529000 |
6000000 |
520 |
Везёт всем, vezetvsem.ru |
6 |
300 |
284000 |
184000 |
27497 |
Доставкин, dostavkin.com |
1 |
30 |
6450 |
21000 |
45136 |
В таблице 1 даются показатели наиболее известных виртуальных сервисов грузоперевозок с точки зрения наиболее популярных в России интернет-поисковиков Яндекс и Google. Из транспортных виртуальных площадок «первой волны» наибольшим авторитетом у поисковых систем пользуется ресурс АвтоТрансИнфо. И дело не только в том, что колоссальное количество его страниц индексируется Яндексом и Google. Этот сайт имеет также очень солидный тематический Индекс Цитирования (тИЦ) у Яндекса (3700), а также является одним из лидеров Рунета с точки зрения системы Google. Он занимает среди российских сайтов 520 место «по уважаемости» этим всемирным поисковиком (см. графу Alexa Country). Для сравнения укажу, что сам Яндекс имеет тИЦ 470000, а показатель Alexa Country – 1.
Является значимыми для бизнеса грузоперевозок и другие представители старейшей тройки виртуальных транспортных сервисов России. Создание этих ресурсов в середине 2000 годов стало закономерным этапом. Именно в этот период практически у всех основных отраслей отечественной экономики появились специализированные электронные торговые площадки B2B, предназначенные для поиска партнеров по бизнесу и осуществления сделок.
«Транспортные компании, занимающиеся международными и внутренними перевозками товаров, - читаем в одной из научных публикаций, - активно создают собственные сайты, предлагают свои услуги в поисковых системах и размещают объявления на электронных досках. Тем не менее при поиске клиентов транспортные фирмы чаще всего обращаются не к корпоративным сайтам, а к единому виртуальному транспортному порталу. На просторах подобных интернет-бирж объединено множество конкурирующих компаний-грузоотправителей (экспедиторов, логистов, транспортников, диспетчеров грузоперевозок) и их клиентов. Такая расстановка позволяет перевозчикам продукции работать на честной и открытой основе, а их клиентам – выбирать наиболее подходящего для них партнера»[2].
Дальнейшее развитие IT-технологий, наработка нового опыта позволила перейти к новому уровню онлайн сервисов грузоперевозок. Онлайн сервисы стали важным элементом рынка грузоперевозок сегмента B2C. Одним из трендов времени стало внедрение новых сервисов в службу такси. Благодаря внедрению онлайн технологий в процесс управления заказами появились возможности диспетчерские функции возложить на компьютеры, которые стали определять местонахождение заказчика и направлять к нему ближайшее такси, а также сразу определять стоимость заказа. В 2011 году возникла служба Яндекс.Такси. Примерно в это же время такие же возможности и необходимое программное обеспечение появились у других игроков этого рынка. Поскольку наряду с легковым такси эти службы курируют и грузовые такси, то подобные сервисы стали проникать и на рынок грузоперевозок.
Одним из стартапов рынка стал онлайн сервис «Везёт всем» зародившийся в 2011 году в Ростове-на-Дону, и довольно быстро шагнувший не только на всероссийский, но и международный уровень.
«Идея ресурса проста. – рассказывает один из основателей сервиса Иван Пластун. - Скажем, человек задумал переезд из одного города в другой, у него много коробок с вещами. Он размещает запрос на сайте «Везёт всем» с описанием груза, указанием маршрута, дат, необходимостью услуг грузчиков, возможно, прикладывает фото тюков и коробок. Запрос приходит зарегистрированным перевозчикам, работающим на этом маршруте. Меньше чем за сутки клиенту приходит не менее 5-7 ценовых предложений. Начинается открытый аукцион: заказчик и перевозчик обсуждают все детали, и заказчик выбирает наиболее привлекательное предложение по цене и условиям» [3].
Научный анализ этого ресурса не так давно был проделан[4]. Поэтому отметим лишь несколько деталей. По состоянию на 8 апреля 2016 г. 224626 грузоотправителей и 158245 перевозчиков воспользовались этим сервисом. Главные преимущества сервиса: приемлемые цены, формируемые на аукционной основе, удобство и надежность. Для перевозчиков этот сервис очень серьезный источник получения новых заказов. Поэтому перевозчики, работающие с «Везёт Всем», как отмечается на этом ресурсе, никогда не поднимают цены и не меняют условия после подтверждения сделки [5].
Но есть и другое важное отличие. Что возить. Этот сервис зашел на сегмент рынка перевозок, ранее мало задействованный технологичными онлайн сервисами. По состоянию на 8 апреля 2016 года, на сервисе стояли в очереди 12839 заказов. Их структура в порядке убывания выглядела следующим образом: Транспортные средства (26,9%); Прочие грузы (20,8%); Мебель и бытовая техника (17,7%); Догруз (11,0%); Строительные грузы и оборудование (7,3%); Переезд (7,2%); Перевозка животных (5,1%); Продукты питания (2,6%); Пассажирские перевозки (1,3%); Вывоз мусора (0,1%).
Согласно информации владельцев сайта, средняя экономия для грузоотправителей при заключении контрактов перевозки с его помощью, составляет 41%, а среднее количество предложений на заказ - 6,2. Такой положительный для грузоотправителя эффект, как считается, достигается в значительной мере благодаря тому, что перевозчики, осуществляющие поездки «в обратном» направлении вынуждены резко снижать цены, чтобы не возвращаться в пункт первоначальной отправки порожняком. Комиссия системы зависит от суммы заказа и в среднем составляет около 10%. Плательщиками комиссии выступают грузоперевозчики, уплачивающие системе соответствующий аванс после генерации системой условий договора перевозки.
Нет сомнений, что этот онлайн сервис стал одним из первых в своем сегменте рынка и выступил образцом для подражания. Пожалуй, можно признать, что возникший в 2015 году портал dostavkin.com взял за основу подобную же модель организации перевозок, правда в этом случае комиссию системе, составляющую в зависимости от стоимости перевозки от 2% до 14%, уплачивает перевозчик. Впрочем, подобных сервисов в настоящее время имеется в России не менее десяти.
Подведем итоги. В середине 2000 годов в России возникают первые крупные виртуальные транспортные торговые площадки. Их особенность – они обслуживают сегмент рынка B2B. В начале 2010 годов усиливается новый тренд – возникают и развиваются высокотехнологичные онлайн сервисы B2C для рынка грузоперевозок. Однако сервисы типа «Везёт всем», работая с физическими лицами, осуществляют заказы и для крупных компаний. Поскольку многие бизнес-процессы этих сервисов стандартизированы и автоматизированы, их себестоимость сравнительно невысока. Это не может не привести к дальнейшему усилению конкуренции на рынке транспортных услуг и улучшению их уровня.
Библиографический список:
1. По данным сервиса prlog.ru.
2. Антонов Д.В., Лебедева О.А. Преимущества виртуальной транспортной биржи //BI-ТЕХНОЛОГИИ В ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ: Материалы Международной научно-практической очно-заочной конференции / Российско-Армянский (Славянский) университет, Уральский государственный экономический университет. - Екатеринбург, 2014. С. 74-76.
3. Морозова В. Иван Пластун: Как монетизировать онлайн-сервис грузоперевозоки // Деловой квартал. – 2013. 17 июня [Электронный ресурс] http://rostov.dk.ru/news/ivan-plastun-kak-monetizirovat-onlajnservis-gruzoperevozok-236735975
4. Михайлов Т. И. Онлайн-сервисы грузоперевозок // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 928-929. [Электронный ресурс] http://www.moluch.ru/archive/105/24866/
5. http://www.vezetvsem.ru/why_vv