Регион: Выбрать регион
Сейчас: 29 марта 17:58:08
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

УДК 332.01

 

ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ КАЗАХСТАНА

Сатыбалдиева Динара Оразовна

докторант 1 курса

Казахский национальный исследовательский

технический университет им. К.И.Сатпаева

г.Алматы, Казахстан

e-mail: doc81@mail.ru

Научный руководитель – Касенов  Канатбек Рахметбаевич

д.э.н., профессор

Казахский национальный исследовательский

технический университет им. К.И.Сатпаева

г.Алматы, Казахстан

e-mail: kanatbek.kassenov@gmail.com

 

INNOVATIVE STRATEGIES ARE IN DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY OF KAZAKHSTAN

Satybaldieva Dinara Orazovna

1 st grade doctoral

Satbayev Kazakh National Research Technical University,

Almaty, Kazakhstan

Scientific adviser Kasenov Kanatbek Rahmetbaevich

doctor of economics, professor

Satbayev Kazakh National Research Technical University,

Almaty, Kazakhstan

 

В статье рассмотрены различные аспекты инновационных стратегий, перспективы их развития в Казахстане. Подчеркивается, что инновационные стратегии являются одним из ключевых факторов устойчивого социально-экономического роста. Они оказывают существенное влияние на конкурентоспособность как бизнеса, так и экономики в целом.

В качестве рационального инструмента управления предлагается использование методики сбалансированной системы показателей. Приведены ключевые показатели как обучения и развития, бизнес-процессы, клиенты, финансовая перспектива.

Ключевые слова: стратегия, инновации, миссия, видение, сбалансированная система показателей, бизнес-процессы.

 

This article examines various aspects of innovation strategies, prospects for their development in Kazakhstan. Stresses that innovation strategies are a key factor for sustainable socio-economic growth. They have a significant impact on competitiveness as a business and the economy as a whole. 

Key words: strategy, innovation, efficiency, mission, vision, balanced scorecard, business processes.

 

В настоящее время известны ряд инновационных стратегий, которые представляют особую актуальность: виолентная, патиентная, коммутантная, эксплерентная, стратегия диверсификации, имитации и т.д.

От правильно и четко сформулированной стратегии может зависеть очень многое в развитии компании. Важно понимать, что хорошо разработанную стратегию надо удачно реализовать.

Четкая стратегия, продуманная управленческая структура, отлаженность бизнес-процессов и эффективная система мотивации персонала – вот основные факторы, которые позволят компании удерживать лидирующие позиции на рынке и окажут положительное влияние на ее стоимость в будущем.

Одним из инструментов управления, позволяющим решать указанные задачи, является Сбалансированная Система Показателей (ССП). В основе построения ССП лежат «краеугольные камни» функционирования организации, такие как миссия, видение и стратегия. Методика ССП позволяет топ-менеджерам и собственникам перевести цели компании на уровень операционной деятельности; четко понять, как отдельные подразделения, проекты и даже сотрудники компании влияют на достижение поставленных перед компанией целей.

С этой целью Роберт Каплан и Дейвид Нортон определили четыре перспективы, являющиеся основными группами стратегических целей, достижение которых оценивается ключевыми показателями:

1) Перспектива обучения и развития. Обучение сотрудников содействует развитию корпоративной культуры. В любой компании образованные люди - это основной ресурс. Развитие и совершенствование знаний и квалификации особенно важно в условиях быстрых технологических изменений, когда нет возможности принимать на работу новых технически подготовленных сотрудников, также это препятствует «утечке мозгов» из компании.

2) Перспектива бизнес-процессов. Имеются в виду внутренние бизнес-процессы. Эти показатели позволяют определить клиентоориентированность компании. Такую работу нельзя поручать внешним специалистам, ведь здесь необходимо четкое представление всех бизнес-процессов организации.

3) Перспектива клиентов. Подразумевается ориентации на клиента и его удовлетворенность в любой сфере. Даже если текущая финансовая ситуация вполне благополучна, надо постоянно анализировать типы клиентов, процессы, продукты или услуги, их соответствие ожиданиям покупателей, чтобы обеспечить лояльность клиентов в перспективе.

4) Финансовая перспектива. Речь идет об обеспечении своевременных и четких данных о капитале, обработке и поддержке финансовых данных. Для более точного понимания финансовых показателей стоит также учитывать и дополнительные финансовые показатели, такие как оценка риска и сравнительные данные затрат и результатов.

Преимущества внедрения Сбалансированной Системы Показателей (ССП) по Р.Каплану и Д.Нортону следующие:

1) Полнота и доступность информации. Вся информация, связанная со стратегическими целями, доступна сотрудникам всех уровней. Обработанная и проанализированная информация, согласованная с тактическими и стратегическими аспектами деятельности, становится знанием. Наличие такого корпоративного знания  главная ценность предприятия, важнейший элемент принятия обоснованных эффективных решений.

2) Причинно-следственные связи. ССП помогает руководителям быстро получать ценную обобщенную информацию о деятельности предприятия для улучшения качества процесса принятия решений. Концепция ССП помогает представить стратегические цели предприятия на стратегической карте в виде декомпозиции целей. Стратегическая карта (strategy map) – это описание стратегии с помощью причинно-следственных связей на каждом уровне управления предприятия. Такую модель реализации Стратегии удобно использовать как для контроля достижения целей, так и для их модификации.

3) Активное участие сотрудников всех уровней в реализации Стратегии. ССП обеспечивает слаженное взаимодействие сотрудников предприятия. Участвуя в определении ключевых показателей и реализации Стратегии, сотрудники имеют возможность повысить собственную квалификацию и улучшить эффективность предприятия в целом. За счет вовлечения персонала в процесс реализации стратегических решений предприятие превращается в гибкую структуру, где каждый работник одинаково понимает поставленные цели. Такое предприятие способно быстро реагировать на опасные тенденции и принимать соответствующие управленческие решения.

4) Бизнес процессы. ССП помогает предприятию в оптимизации собственных бизнес-процессов и выравнивает эти бизнес-процессы со стратегией. Благодаря ССП, предприятие может более оптимально управлять своими бюджетными средствами исходя из стратегии, а не из личных предпочтений отдельно взятых руководителей, что обеспечивает связь между приоритетами и действиями.

 5) Ответственность. Каждому ключевому показателю эффективности, используемому для измерения степени достижения определенной стратегической цели, должен быть назначен человек, который несет персональную ответственность за достижение этим показателем установленных плановых значений. ССП позволяет предприятию определить ключевые области своего бизнеса и назначить ответственных людей за эти области [1, с. 57].

Сейчас сформулированы критерии потенциально эффективной стратегии конкретной компании:

I характеристика – ментальная правильность выбираемой стратегии. К ней относятся знания и понимание абсолютных полюсов эффективной стратегии.

II характеристика – ситуационность, или ситуационный подход. Как данная конкретная ситуация интегрирует в ключевые факторы будущего (стратегического) успеха.

III характеристика  - уникальность стратегии. Наличие в стратегии сильных содержательных моментов, которые делают форму значимо отличной от всех конкурентов.

IV характеристика – будущая неопределенность как стратегическая возможность. Внешняя среда меняется все быстрее, непредсказуема. Но это несет в себе не только угрозы, но и новые возможности для достижения бизнес-успеха.

V характеристика – гибкая адекватность [2, с.170].

Стратегию можно рассматривать как детальный всесторонний комплексный план, направленный на осуществление миссии (какие есть) и достижение целей организации с максимальной эффективностью (рис.1).

Рисунок 1. Определение стратегии организации

Этапы разработки инновационной стратегии предприятия включают: выработку миссии, формулировку целей, SWOT анализ, выбор инновационной стратегии из альтернативных, реализация инновационной стратегии, корректировка инновационной стратегии [3, с.49].

 Влияние стратегий и действий на успех организации представлено в таблице 1.

 

Таблица 1. Оценка действий приведенных стратегий

Действия

Стратегия

Определенная

Неопределенная

Эффективные

Успех в прошлом, обеспечен успех в будущем

Успех в прошлом, успех в будущем - проблематичен

Неэффективные

Некоторый успех в прошлом, в будущем серьезные проблемы

Неудачи в прошлом, такой же результат в будущем

* Источник: [3, с.53]

Определяющими элементами стратегий являются:

1) Размещение ресурсов – процесс распределения ограниченных ресурсов; выбор товаров и рынков, предлагающих наилучшие возможности для инвестирования;

2) Адаптация к внешней среде – борьба за выживание, неспособность руководства приспосабливаться к происходящим изменениям – конкурентная борьба;

3) Внутренняя координация – основа успеха в бизнесе – создание устойчивого конкурентного преимущества – способность фирмы предложить товар или оказать услугу, превосходящие по ценности товар или услугу конкурентов.

 Выгоды внедрения Сбалансированной Системы Показателей (ССП) на предприятии:

- Предоставляет руководству предприятия полную картину бизнеса.

- Позволяет упредить возникновение критических ситуаций.

- Методология ССП облегчает взаимодействие на всех организационных уровнях и дает понимание всеми участниками стратегии и стратегических целей.

- Обеспечивает стратегическую обратную связь и обучение.

- Помогает преобразовать огромный объём данных, получаемых из множества информационных систем предприятия в информацию, доступную для понимания [4, с.74].

 

Библиографический список:

1.                 Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004.

2.                Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. – Основы менеджмента. – М.: «Дело», 2002.

3.                Шифрин М.Б. Стратегический менеджмент. – С-Петербург, «Питер», 2008.

4.                Касен К.Р., Сатыбалдиева Д.О. Эффективность внедрения сбалансированной системы показателей на предприятии. Материалы международной научно-практической конференции в ЕНУ им.Л.Н.Гумилева. Астана, 7 апреля 2016г.

 

 



Количество просмотров: 1809
теги:
17.06.2016 06:14 | Loglem2016-3блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама