Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:31:45
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 338

 

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Шамис Виталий Александрович

магистрант 2 курса,

Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия

E-mail:  vitaliy1999@mail.ru

Бокарева Юлия Николаевна

 магистрант 1 курса,

Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия

E-mail:  solovevaun@mail.ru

Научный руководитель – Мочалин Сергей Михайлович

д.т.н., профессор, зав. кафедрой «Логистика»

Сибирская автомобильно-дорожная академия, г. Омск, Россия

E-mail: mochalin_sm@mail.ru

 

SOME ASPECTS OF LOGISTIC ACTIVITY

Shamis Vitaly Aleksandrovich

2st grade master-student,

Siberian state automobile and road academy Omsk, Russia

Bokareva Yulia Nikolaevna

1st grade master-student,

Siberian state automobile and road academy Omsk, Russia

Scientific adviser – Mochalin Sergei Michailovich

doctor of technical Sciences, professor, head of Logistics department,

Siberian state automobile and road academy, Omsk, Russia

 

Данная статья посвящена рассмотрению показателей логистической деятельности. Представлен анализ показателей. Предлагаются направления повышения эффективности логистической деятельности посредством рассмотренных показателей.

Ключевые слова: логистическая деятельность, показатели, бенчмаркинг, логистическая цепь, логистическая система, эффективность

 

This article is devoted to consideration of indicators of logistic activity. The analysis of indicators is submitted. The directions of increase of efficiency of logistic activity by means of the considered indicators are offered.

Key words: logistic activity, indicators, benchmarking, logistic chain, logistic system, efficiency

 

Осуществление  логистической деятельности тесно  переплетается с другими видами деятельности предприятия. Зачастую логистическая функция «растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение  производственного  предприятия занимается закупками материалов, другое  – содержанием запасов, третье  – сбытом готовой продукции. При этом цели этих подразделений зачастую могут не  совпадать с целями рациональной организации совокупного материального потока, проходящего через предприятие. Логистический подход к функциональному планированию на  предприятии  предполагает выделение  специальной  службы, которая должна  управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставщиками  и  кончая доставкой покупателю готовой продукции. Для поддержания высокой конкурентоспособности  логистическая цепь (ЛЦ) должна  постоянно  развиваться и  совершенствоваться. Для этого  необходимо  иметь способ определения следующих моментов [1]:

-       насколько  хорошо  логистическая цепь работает в настоящее  время;

-       в каком направлении  следует усовершенствовать логистическую цепь;

-       насколько  успешно  проходит процесс преобразований  цепи  в выбранном направлении.

Ответы на  все  эти  вопросы можно  получить, анализируя показатели   деятельности, так как они  отражают в сжатой форме  состояние  функционирования логистики. Показатели  могут быть прямыми  или  косвенными, абсолютными  или  относительными. Косвенные  показатели  часто  связаны с финансами, например, рентабельность или  период окупаемости. С одной стороны финансовые  показатели  легко  определяются, выглядят убедительно, позволяют производить сопоставление  полученных результатов, дают общую картину текущего  состояния ЛС, пользуются популярностью.

Но  при  этом они  имеют ряд существенных недостатков [5]:

-       они  отражают прошлые  результаты;

-       медленно  реагируют на  изменения;

-       зависят от ряда  бухгалтерских приемов;

-       не  учитывают важных аспектов логистики;

-       не  показывают конкретные  проблемы и  способы их устранения.

Прямые  показатели  больше  подходят для анализа  причин сложившейся ситуации  и  поиска  управленческих решений. К ним относятся [5]:

-    вес доставленных грузов;

-          скорость оборачиваемости  запасов;

-          расстояние  перевозки  груза;

-          количество  невыполненных заявок;

-          количество  нарушений условий поставки  и  т.п.  [1].

Абсолютные  показатели  включают единичные  (например, объем сбыта  или  наличия) и  суммарные  (показатели  баланса, цифры доходов и  расходов) показатели. Относительные  показатели  делятся на  удельные  (отношения значений параметров к общему числу каких-либо  объектов), взаимосвязанные  (соотношения друг с другом разных величин), индексы (соотношения друг с другом однородных величин, в знаменателе  находится базовая величина). К наиболее  общим показателям деятельности  цепей поставки  относятся показатели, характеризующие  мощность ЛЦ и  производительность. Мощность  цепи  и  коэффициент использования мощности [3, 6].

Мощность ЛЦ не  является заданной неизменной величиной, как это  может показаться на  первый взгляд, а  действительно  показывает эффективность организации  использования ресурсов. Дело  в том, что  мощность, во-первых, зависит от способа  использования ресурсов, а  во-вторых, меняется со  временем. Помимо  абсолютного  значения мощности  для анализа  эффективности   деятельности  используется коэффициент использования мощности, показывающий долю проектной мощности, используемой фактически. Существует огромное  разнообразие  и  количество  показателей, которые  не  обязательно  использовать все  сразу. При  использовании  показателей для оценки  эффективности   деятельности  возникает проблема  несогласованности  разных показателей, которые  могут давать разнонаправленные  результаты. Например, если  грузовик едет быстрее, чем обычно, то  число  километров на  час поездки  увеличивается, но  число  километров на  литр горючего  снижается; увеличение  степени  автоматизации  склада  увеличивает производительность труда, но  уменьшает производительность капитала; увеличение  числа  сотрудников приводит к увеличению эффективной мощности, но  может снизить коэффициент использования мощности  и  т.п.

Для решения этой проблемы надо  помнить, что  измерения показателей деятельности  – это  не  окончательная задача. Измерения только  предоставляют важную для менеджера  информацию, на  основании  которой он должен сделать вывод о  том, насколько  цепь поставок хорошо  решает поставленные  перед ней задачи [7]. Таким образом, необходимо  выбирать показатели  на  основании  целей и  задач, которые  поставила  перед собой организация [8].

Если, например, поставили  задачу в сжатые  сроки  максимально  повысить скорость продвижения материального  потока  по  ЛЦ, то  менеджерам следует измерять скорость материального  потока  и  не  сильно  беспокоиться о  производительности; если  поставили  задачу – оптимизировать затраты, то  надо  использовать различные  показатели  затрат и  в меньшей степени  волноваться по  поводу загруженности. Иногда  менеджеры игнорируют этот подход, используя те  показатели, которые  легче  получить или  удобней использовать, которые  применялись раньше  или  те, которые  представляют работу менеджера  в выгодном свете.

Такой подход может привести: к торопливому, некачественному обслуживанию клиентов, если  работа  оценивается по  числу клиентов, а  не  по  качеству услуг или, наоборот, к большим очередям и  безразличию к клиентам, если  оценка  работы не  ставится в зависимость от общего  количество  обслуженных клиентов; к мчащемуся на  большой скорости  грузовому или  пассажирскому транспорту, если  работа  водителей соответственно  оценивается по  числу доставок в день или  поставлена  в жесткую зависимость от графика [5].

Для того  чтобы реально  отображать ситуацию в цепи  поставок, показатель должен [2]:

-      быть связанным с целями  цепи  поставок;

-      фокусироваться на  существенных факторах;

-      быть реально  измеряемым;

-      быть объективным;

-      быть связанным с текущими, а  не  прошлыми  результатами;

-      быть сравнимым с другими  организациями  и  другими  временными  срезами;

-      быть понятным всем заинтересованным лицам;

-      затруднять манипулирование  в целях получения искаженных данных.

Показатели процесса логистической деятельности процесса помогают менеджерам [1]:

-          понять, насколько  хорошо  достигаются установленные  цели;

-          сравнивать текущие  показатели  логистики  с прошлыми;

-          сравнивать логистику в разных организациях;

-          сравнивать показатели  работы различных частей ЛЦ;

-          принимать решения об инвестициях и  предлагаемых изменениях;

-          измерять влияние  изменений на  цепь поставок;

-          выявлять участки, требующие  усовершенствования.

Использование  показателей, как правило, имеет смысл только  в случае  их сравнения с аналогичными  показателями  других предприятий или  с этими  же  показателями, полученными  за  другой период времени.

Существуют следующие  способы сравнения [5]:

·                   сравнение  с абсолютными  стандартами, т.е. идеальными  результатами, которые  вообще  можно  достичь;

·                   сравнение  с целевыми  показателями  использует труднореализуемые, но  реальные  цели  по  достижению определенных значений показателей;

·                   сравнение  с прошлыми  достижениями  анализирует результаты, полученные  в прошлом;

·                   сравнение  с  стандартами  конкурентов (бенчмаркинг) основывается на  показателях лучших в отрасли  конкурентов. Бенчмаркинг может быть внешним (сравнение  показателей конкурентов) и  внутренним (сравнение  показателей отдельных подразделений одной организации).

Помимо  анализа  показателей  деятельности  существует неформальный способ выявления участков, где  необходимы улучшения: опрос сотрудников, наиболее  тесно  связанных с логистикой, взаимный обмен идеями. В этой ситуации  можно  получить ценные  идеи  и  конкретные  предложения [4].

      Таким образом, анализ показателей оценки  эффективности  логистики  и  бенчмаркинг практики   деятельности  необходим для поддержания высокой конкурентоспособности  предприятия.

 

Библиографический список:

1.                Алесинская Т.В,  Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учебное пособие.-  Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. 121 с.

2.                Аникин Б.А, Логистика / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с.

3.                Аникин Б.А, Основы логистики: учебник [по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / Б. А. Аникин и др.]. – Москва: Проспект, 2012. – 339 с.

4.                Мочалин С.М., Заруднев Д.И., О критериях эффективности функционирования логистических цепей поставок при выборе автотранспортных средств /        Автомобильная промышленность. 2009. № 3. С. 3-5.

5.                Логистика. Продвинутый курс: учебник для магистров: [для студентов экономических специальностей высших учебных заведений] / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – Москва: Юрайт, 2011. – 734 с.

6.                Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 494 с.

7.                Шамис В.А. Применение RFID-технологии в логистике В сборнике: Развитие дорожно-транспортного и строительного комплексов и освоение стратегически важных территорий Сибири и Арктики: вклад науки Материалы международной научно-практической конференции. Омск, 2014. С. 87-89.

8.                Шамис В.А., Мочалин С.М. Некоторые аспекты имитационного моделирования в логистике в  сборнике: Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее Материалы Международной научно-практической конференции. Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). Омск, 2015. С. 369-373.

 

 

 

 

 


Количество просмотров: 3303
теги:
17.06.2016 06:12 | Loglem2016-3блог автора

Еще публикации: