УДК 658.7
МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ПОСТАВОК СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ
Урванцева Алина Вадимовна
магистрант 1 курса,
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: urvancevaAV@monolit-holding.ru
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
MODEL OF RISK MANAGEMENT IN LOGISTICS SUPPLY CHAIN OF BUILDING ENTERPRISES
Urvanceva Alina Vadimovna
1st grade master-student,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific adviser – Lukinikh Valery Fedorovich
Doctor of economics, professor, head of Logistics department,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
В данной статье рассматривается модель управления рисками в логистической цепи поставок строительных предприятий.
Ключевые слова: логистика, логистические риски, оценка рисков, минимизация рисков.
The article offers the model of risk-management in logistic supply chain of building enterprises
Key words: logistics, risks in logistics, risk evaluation, risk minimization
Создание системы управления логистическими рисками позволяет обеспечить эффективное управление ресурсами и достижение высоких результатов работы строительных компаний. Анализом возможностей управления рисками и администрированием логистики в строительстве занимались Плетнева Н. Г., Адамов Н.А., Дорохина Е.Ю., Жаворонков Е.П., Теренина И.В. и другие.
Риск присутствует всегда в экономической деятельности любого предприятия. Мерой риска является вероятность появления различных исходов событий. В строительной отрасли обычно присутствуют производственные, коммерческие и финансовые риски, в частности, риск нарушить сроки строительства и не выполнить взятые обязательства перед заказчиками. Последствиями таких рисков являются судебные издержки, долгострой и банкротство предприятий, а также социальные последствия для населения.
Строительные предприятия находятся в постоянно меняющейся среде деятельности и зависят от поставщиков, подрядчиков, инвесторов (физических и юридических лиц), а также от экономической ситуации в стране и мире.
Логистическая система строительного предприятия является системой с обратными связями. Обычно логистическая система состоит из нескольких подсистем. Каждая из этих подсистем взаимосвязана с другими подсистемами и функционирует под воздействием определенного набора факторов, которые влияют на ее работу. Главное качество логистической системы - это надежность. Снижение рисков возможно при обеспечении ритмичности производства. Для того, чтобы строительство объектов происходило согласно установленных сроков, необходимо обеспечить поставки строительных материалов и комплектующих точно в срок согласно установленных графиков.
«Логистические риски – это риски выполнения логистических операций транспортировки, складирования, грузопереработки и управления запасами и риски логистического менеджмента всех уровней, в том числе риски управленческого характера, возникающие при выполнении логистических функций и операций».
Логистические риски относятся к коммерческим рискам. Логистические риски включают в себя риски срыва поставок, риски нанесения ущерба при транспортировке и других логистических операциях, риски несбалансированного формирования запасов и т. д.
Наглядными примерами вышеуказанных рисков могут быть бой оконного стекла при транспортировке и складировании оконных блоков, нехватка нужного количество цемента при наличии достаточного количества песка для приготовления бетонной смеси и т.д. [1, с. 65]. Риски логистического менеджмента возникают на уровне логистической системы и на уровне функциональных областей и функций логистики (риски транспортировки, риски складирования, грузопереработки, риски управления запасами).
Для того, чтобы определить логистические риски, проводят анализ всех звеньев логистической цепи (рис.1). [2, стр. 54]
Для обеспечения
нормального функционирования строительного предприятия логистические риски
должны быть минимизированы. Методы управления
логистическими рисками в строительной отрасли делятся на методы предотвращения
или упреждения и на методы возмещения потерь.
Методы предотвращения основаны на анализе и планировании, а также прогнозировании. Примерами реализации методов предотвращения является анализ состояния строительной отрасли, анализ деятельности поставщиков, анализ финансового состояния партнеров, планирование потребностей в поставке, анализ ритмичности расхода стройматериалов, отказ от работы с ненадежными поставщиками, диверсификация видов деятельности. Метод диверсификации закупок строительных материалов представляет собой взаимодействие с широким кругом поставщиков материалов для снижения возможности срыва поставок.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Основные задачи анализа цепей поставок для определения логистических рисков
Методами возмещения потерь в логистической системе строительной отрасли являются создание системы страховых запасов строительных материалов, поиск альтернативных поставщиков на случай срыва основными поставщиками поставок, страхование в страховых компаниях рисков повреждения грузов при транспортировке, складировании и т.д. Управление рисками в логистике на основе страхования включает в себя страхование самих грузов, а также страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов.
В зависимости от типов рисков составляют конфигурацию цепи поставок. Поставщики могут работать в различных режимах: один поставщик удовлетворяет все потребности в строительных материалах; для каждого объекта берутся отдельные поставщики; несколько поставщиков удовлетворяют потребности в материалах нескольких объектов в долевом соотношении. Выбор осуществляется на основе цены закупаемых материалов, затрат на размещение заказа, затрат на транспортировку и хранение и ущерба при наступлении рисковых ситуаций: задержки или срыва поставок, поставки некачественных материалов и (или) в неполном объеме.
В зависимости от преобладания тех или иных видов рисков выбирают модель снабжения. Схема принятия решения о выборе конфигурации снабжения представлена на рисунке 2[2.стр.74].
Оценка параметров рисков осуществляется с учетом вероятности наступления рисковой ситуации, величины ущерба, эффективности управленческих мероприятий, направленных на устранение последствий.
В зависимости от управляющих воздействий происходит изменение показателей эффективности работы логистической цепи.
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2
Для диагностики логистической системы строительного предприятия удобна референтная модель операций в цепях поставок (SCOR - Supply Chain Operations Reference model).
Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Процедура анализа и совершенствования процессов в цепях поставок (ЦП)
Этапы реализации модели: определение потребностей и потребителей продукции; определение основных объектов производственной и логистической инфраструктуры; определение поставщиков; определение взаимосвязей объектов по материальным и информационным потокам; оценка рисков; определение управляющих воздействий; определение изменений экономических показателей.
Вывод: Для определения видов логистических рисков проводят анализ логистической цепи и выбирают ее конфигурацию. Показателями эффективности управленческих воздействий экономические показатели работы предприятия.
Таблица
SEQ Таблица \* ARABIC 1.
Показатели оценки риска в цепях поставок
Библиографический список:
1. Бродецкий Г.Л. Управление рисками в логистике: Учебное пособие для студ.вузов. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
2. Левина Т.В. Формирование системы управления логистическими рисками в цепях поставок строительных предприятий : Автореферат к диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.- М., 2014