Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:09:46
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОМПАНИИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

УДК 658.7

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОМПАНИИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

Тюкалова Татьяна Алексеевна

магистрант 1 курса

Сибирский федеральный университет г. Красноярск, Россия

E-mail: tatyana-tyukalova@yandex.ru

Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович

д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: somcl@mail.ru

 

THE FORMATION OF LOGISTIC SYSTEM OF THE COMPANY IN THE FIELD OF DOMESTIC TOURISM

Tyukalova Tatyana Alekseevna

1st grademaster-student,

Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia

                  Scientific adviser Lukinikh Valery Fedorovich

Doctor of economics, professor, head of Logistics department,

 Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

 

В статье рассматривается логистика в туристской деятельности, анализируется логистическая система внутреннего туризма и задачи для её эффективного функционирования.

Ключевые слова: логистика, логистическая система, туристская деятельность

 

In the article the logistic is examined in tourist activity, the logistic system of internal tourism and task is analysed for her effective functioning.

Key words: logistics, logistic system, tourist activity

 

Рынок туризма является одной из самых динамичных и развивающихся сфер на сегодняшний день. Однако, по сравнению с развитыми странами, доля туризма в экономике России пока невелика – около 1 %. Возможно, что ситуация сложилась таким образом из-за того, что все традиционные способы управления в данной сфере исчерпали себя. Поэтому становится  необходимым использовать новые, более прогрессивные методы управления, которые нам предлагает логистика...

Наиболее существенные исследования логистики в туристской деятельности освещены в трудах И.Г. Смирнова, он считает, что логистика турфирмы – «это специфическая логистическая деятельность в туризме, сущность которой заключается в планировании, управлении и контроле операций, осуществляемых в процессе разработки тура, его формирования и доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями» [1].

Из этого определения следует, что логистика является системой, с функциональными областями, каждая из которых, в свою очередь, решает определенные проблемы. В состав туристической логистической системы входят: информация, перевозка туристов, карды для обслуживания туристов и обслуживающее производство.

Под информацией подразумевается прогнозирование и планирование спроса, обработка заказов, проектирование туров, т.е. сервис «до». Перевозка туристов включает в себя выбор транспорта и поставщиков транспортных услуг. Обслуживающее производство – это подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю (т.е. сервис «после»). Кадры и обслуживающее производство являются важным элементом системы логистики, т.к. итоговое впечатление у туристов во многом зависит от уровня их подготовки. [2].

В настоящий момент, компании вынуждены разрабатывать долгосрочные планы перевозок туристов за границу, бронирования отелей и т.п. А значит, фирме придется заранее, еще до начала сезона, планировать примерное количество потенциальных клиентов. Это влечет за собой весьма ощутимые финансовые риски. К примеру, сняв на сезон целый самолет, при различных обстоятельствах (снижение покупательной способности населения, сложившаяся экономическая ситуация в нашей стране или плохая политическая обстановка в стране отдыха) турфирма в большинстве случаев понесет огромные убытки. Конечно, крупные компании все чаще обращаются к методам анализа риска и даже внедряют новые, специально разработанные компьютерные программы. Это позволяет произвести усовершенствования в планировании перевозок туристов, бронировании мест в отелях, что помогает сократить до минимума количество не используемых в данный момент времени мест. Но это не решает проблем, а лишь сокращает их последствия. 

Для наглядности рассмотрим модель туристической компании, находящейся в г. Красноярске и имеющей филиал в г. Новосибирске, «Орион - созвездие путешествий», которая является компанией, формирующей и реализующей туристский продукт (Рисунок 1).

По мнению и опыту компании, вся система хорошо налажена, для эффективной организации деятельности. Но я с этим не соглашусь, т.к. на данный момент услуги компании являются очень дорогими и немногие могут позволить себе отдыхать с этой компанией. Наглядным примером этого служит статистика, за два года работы  компании в г. Красноярске, было отправлено всего 113 семейных пар на отдых.

 

65ded5353c5ee48d0b7d48c591b8f430.jpg

Рисунок 1 - Модель туристической компании «Орион - созвездие путешествий»

 

Для того чтобы  повысить надежность функционирования логистической системы  в туристической компании, нужно произвести анализ всей системы, добавить логистических посредников, произвести  оптимизацию издержек, а так же, необходимо пересматривать и исправлять планы ежесезонно, а иногда и чаще, ориентируясь на сложившуюся, на рынке ситуацию.

Проекты логистики выгодны не только для больших компаний, но и для маленьких, которых на туристском рынке большинство, ведь это дает значительные возможности для увеличения своих прибылей и снижения издержек, так как менеджеры, неправильно понимая всеобъемлемость логистических операций, не считают нужным направлять усилия на проведение экономического анализа потоков и операций компании. Поэтому представляется правильным рассмотрение туризма как системы потоков.

На рисунке 2 приведена модель четырехуровневой логистической туристской системы (Рисунок 2). Эта система может быть представлена как множество логистических туристских систем (ЛТС). Первый уровень представляет собой совокупность 4-х подмножеств, которые названы по видам потоков: ЛТС1 – туристский поток; ЛТС2 – материальный поток; ЛТС3 – информационный и управленческий поток; ЛТС4 – денежный (финансовый поток).

Так как в рамках донной статьи не представляется возможным привести полный анализ всех элементов данной системы, охарактеризую некоторые, наиболее интересные.

Как правило, цепочка формирования туристских потоков начинается с рецептивного туроператора. Специфика туристской деятельности состоит в том, что туристские ресурсы и аттракции[3] не могут быть доставлены к потребителю, а потребитель доставляется в туристскую дестинацию [4]. Поэтому турист в данном случае одновременно является и потребителем конечного продукта туристской деятельности, и объектом доставки. Рецептивный туроператор и турист в данном случае представляют собой 2 микро-логистические системы, связь между которыми может осуществляться с помощью различных организаций, образующих в совокупности логистические каналы распределения, которые здесь выступают как подмножества ЛТС 1.1.3 или ЛТС 1.2.3. транспорт различных видов, а также элементы пассажирской транспортной инфраструктуры.


9fc3d7152ba9336a670e36d0ed79bc43.jpg

 

Для материального потока- грузовые транспортные средства, а также техническое обеспечение перевозки: упаковка, контейнеры, склады и др. В управленческом и информационных потоках, основными элементами выделены: каналы передачи информации, обучающие программы для персонала, базы данных о контрактах и потребителях, а так же нормативно-правовая база, регулирующая туризм. В финансовом потоке в качестве основных элементов выделены: коммерческие банки, страховые организации, а также результаты финансовых расчетов для осуществления инвестиционной и финансовой деятельности [5].

Основными элементами для туристского потока являются: пассажирский

Данная модель изменяет традиционное обособленное рассмотрение данных потоков в сторону комплексного, системного управления, направленного как на координацию согласования потоков между собой, так и на повышение эффективности процесса управления каждым потоком при помощи воздействия на такие характеристики, как скорость потока, объем, направление, и пр.

В целом, при использовании технологий логистики в туристической сфере становится возможным создать единую систему учета и контроля над формированием и движением туристического продукта; сокращать временные интервалы формирования, продвижения и реализации туристского продукта; сокращать время и повышать качество обслуживания в процессе предоставления туристической услуги.

Человеческие потоки очень стохастичны и неопределенны, поэтому задачей подсистемы является: оказание высокого уровня сервисного обслуживания клиентов на всех уровнях управления для снижения неопределенности входящих в эту систему потоков. Задача логистического менеджмента в данной сфере: повысить эффективность организации деятельности субъектов логистики и увеличить надежность функционирования логистических систем.

Таким образом, важнейшей составляющей туристической услуги в процессе оказания услуг в местах отдыха является размещение клиентов в отелях, их питание, оказание экскурсионных услуг. Итоговое впечатление у туристов зависит от многих факторов, частью которых является точность и своевременность выполнения отдельных логистических операций в процессе снабжения отелей или при организации экскурсий. Использование логистики предполагает повышение точности и своевременности доставки грузов и людей к месту назначения разными видами транспорта с помощью логистической концепции «точно-в-срок».

 

Библиографический список:

1.                Смирнов І.Г. Логістика туризму: Навч. посібник. – К.: Знання, 2009.– 444 с.

2.                Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме – М.: Финансы и статистика, 1999. - 496 с.

3.                Боголюбов В. С., Орловская В. П. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2005. — 192 с.

4.                 Бунич Г.А. Туризм: Теория и практика: Монография. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – 236 с.

5.                Чуваткин П.П., Косов С.А. Логистическая модель туристской системы // Российское предпринимательство. — 2008. — № 5 Вып. 2 (111). — c. 178-184.

 


Количество просмотров: 3939
теги:
17.06.2016 05:56 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации: