УДК 658.7
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ КОМПАНИИ В СФЕРЕ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА
Тюкалова Татьяна Алексеевна
магистрант 1 курса
Сибирский федеральный университет г. Красноярск, Россия
E-mail: tatyana-tyukalova@yandex.ru
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
THE FORMATION OF LOGISTIC SYSTEM OF THE COMPANY IN THE FIELD OF DOMESTIC TOURISM
Tyukalova Tatyana Alekseevna
1st grademaster-student,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific adviser – Lukinikh Valery Fedorovich
Doctor of economics, professor, head of Logistics department,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
В статье рассматривается логистика в туристской деятельности, анализируется логистическая система внутреннего туризма и задачи для её эффективного функционирования.
Ключевые слова: логистика, логистическая система, туристская деятельность
In the article the logistic is examined in tourist activity, the logistic system of internal tourism and task is analysed for her effective functioning.
Key words: logistics, logistic system, tourist activity
Рынок туризма является одной из самых динамичных и развивающихся сфер на сегодняшний день. Однако, по сравнению с развитыми странами, доля туризма в экономике России пока невелика – около 1 %. Возможно, что ситуация сложилась таким образом из-за того, что все традиционные способы управления в данной сфере исчерпали себя. Поэтому становится необходимым использовать новые, более прогрессивные методы управления, которые нам предлагает логистика...
Наиболее существенные исследования логистики в туристской деятельности освещены в трудах И.Г. Смирнова, он считает, что логистика турфирмы – «это специфическая логистическая деятельность в туризме, сущность которой заключается в планировании, управлении и контроле операций, осуществляемых в процессе разработки тура, его формирования и доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями» [1].
Из этого определения следует, что логистика является системой, с функциональными областями, каждая из которых, в свою очередь, решает определенные проблемы. В состав туристической логистической системы входят: информация, перевозка туристов, карды для обслуживания туристов и обслуживающее производство.
Под информацией подразумевается прогнозирование и планирование спроса, обработка заказов, проектирование туров, т.е. сервис «до». Перевозка туристов включает в себя выбор транспорта и поставщиков транспортных услуг. Обслуживающее производство – это подразделения логистики, которые обслуживают процесс формирования тура и оказания услуг потребителю (т.е. сервис «после»). Кадры и обслуживающее производство являются важным элементом системы логистики, т.к. итоговое впечатление у туристов во многом зависит от уровня их подготовки. [2].
В настоящий момент, компании вынуждены разрабатывать долгосрочные планы перевозок туристов за границу, бронирования отелей и т.п. А значит, фирме придется заранее, еще до начала сезона, планировать примерное количество потенциальных клиентов. Это влечет за собой весьма ощутимые финансовые риски. К примеру, сняв на сезон целый самолет, при различных обстоятельствах (снижение покупательной способности населения, сложившаяся экономическая ситуация в нашей стране или плохая политическая обстановка в стране отдыха) турфирма в большинстве случаев понесет огромные убытки. Конечно, крупные компании все чаще обращаются к методам анализа риска и даже внедряют новые, специально разработанные компьютерные программы. Это позволяет произвести усовершенствования в планировании перевозок туристов, бронировании мест в отелях, что помогает сократить до минимума количество не используемых в данный момент времени мест. Но это не решает проблем, а лишь сокращает их последствия.
Для наглядности рассмотрим модель туристической компании, находящейся в г. Красноярске и имеющей филиал в г. Новосибирске, «Орион - созвездие путешествий», которая является компанией, формирующей и реализующей туристский продукт (Рисунок 1).
По мнению и опыту компании, вся система хорошо налажена, для эффективной организации деятельности. Но я с этим не соглашусь, т.к. на данный момент услуги компании являются очень дорогими и немногие могут позволить себе отдыхать с этой компанией. Наглядным примером этого служит статистика, за два года работы компании в г. Красноярске, было отправлено всего 113 семейных пар на отдых.
Рисунок 1 - Модель туристической компании «Орион - созвездие путешествий»
Для того чтобы повысить надежность функционирования логистической системы в туристической компании, нужно произвести анализ всей системы, добавить логистических посредников, произвести оптимизацию издержек, а так же, необходимо пересматривать и исправлять планы ежесезонно, а иногда и чаще, ориентируясь на сложившуюся, на рынке ситуацию.
Проекты логистики выгодны не только для больших компаний, но и для маленьких, которых на туристском рынке большинство, ведь это дает значительные возможности для увеличения своих прибылей и снижения издержек, так как менеджеры, неправильно понимая всеобъемлемость логистических операций, не считают нужным направлять усилия на проведение экономического анализа потоков и операций компании. Поэтому представляется правильным рассмотрение туризма как системы потоков.
На рисунке 2 приведена модель четырехуровневой логистической туристской системы (Рисунок 2). Эта система может быть представлена как множество логистических туристских систем (ЛТС). Первый уровень представляет собой совокупность 4-х подмножеств, которые названы по видам потоков: ЛТС1 – туристский поток; ЛТС2 – материальный поток; ЛТС3 – информационный и управленческий поток; ЛТС4 – денежный (финансовый поток).
Так как в рамках донной статьи не представляется возможным привести полный анализ всех элементов данной системы, охарактеризую некоторые, наиболее интересные.
Как правило, цепочка формирования туристских потоков начинается с рецептивного туроператора. Специфика туристской деятельности состоит в том, что туристские ресурсы и аттракции[3] не могут быть доставлены к потребителю, а потребитель доставляется в туристскую дестинацию [4]. Поэтому турист в данном случае одновременно является и потребителем конечного продукта туристской деятельности, и объектом доставки. Рецептивный туроператор и турист в данном случае представляют собой 2 микро-логистические системы, связь между которыми может осуществляться с помощью различных организаций, образующих в совокупности логистические каналы распределения, которые здесь выступают как подмножества ЛТС 1.1.3 или ЛТС 1.2.3. транспорт различных видов, а также элементы пассажирской транспортной инфраструктуры.
Для материального потока- грузовые транспортные средства, а также техническое обеспечение перевозки: упаковка, контейнеры, склады и др. В управленческом и информационных потоках, основными элементами выделены: каналы передачи информации, обучающие программы для персонала, базы данных о контрактах и потребителях, а так же нормативно-правовая база, регулирующая туризм. В финансовом потоке в качестве основных элементов выделены: коммерческие банки, страховые организации, а также результаты финансовых расчетов для осуществления инвестиционной и финансовой деятельности [5].
Основными элементами для туристского потока являются: пассажирский
Данная модель изменяет традиционное обособленное рассмотрение данных потоков в сторону комплексного, системного управления, направленного как на координацию согласования потоков между собой, так и на повышение эффективности процесса управления каждым потоком при помощи воздействия на такие характеристики, как скорость потока, объем, направление, и пр.
В целом, при использовании технологий логистики в туристической сфере становится возможным создать единую систему учета и контроля над формированием и движением туристического продукта; сокращать временные интервалы формирования, продвижения и реализации туристского продукта; сокращать время и повышать качество обслуживания в процессе предоставления туристической услуги.
Человеческие потоки очень стохастичны и неопределенны, поэтому задачей подсистемы является: оказание высокого уровня сервисного обслуживания клиентов на всех уровнях управления для снижения неопределенности входящих в эту систему потоков. Задача логистического менеджмента в данной сфере: повысить эффективность организации деятельности субъектов логистики и увеличить надежность функционирования логистических систем.
Таким образом, важнейшей составляющей туристической услуги в процессе оказания услуг в местах отдыха является размещение клиентов в отелях, их питание, оказание экскурсионных услуг. Итоговое впечатление у туристов зависит от многих факторов, частью которых является точность и своевременность выполнения отдельных логистических операций в процессе снабжения отелей или при организации экскурсий. Использование логистики предполагает повышение точности и своевременности доставки грузов и людей к месту назначения разными видами транспорта с помощью логистической концепции «точно-в-срок».
Библиографический список:
1. Смирнов І.Г. Логістика туризму: Навч. посібник. – К.: Знання, 2009.– 444 с.
2. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме – М.: Финансы и статистика, 1999. - 496 с.
3. Боголюбов В. С., Орловская В. П. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академия, 2005. — 192 с.
4. Бунич Г.А. Туризм: Теория и практика: Монография. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2003. – 236 с.
5. Чуваткин П.П., Косов С.А. Логистическая модель туристской системы // Российское предпринимательство. — 2008. — № 5 Вып. 2 (111). — c. 178-184.