Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:04:20
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ SCOR – МОДЕЛИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЦЕПИ ПОСТАВОК

УДК 658.7

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ SCOR – МОДЕЛИ КАК ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЦЕПИ ПОСТАВОК

Тырнова Евгения Алексеевна

студентка 4 курса,

Омский государственный университет путей сообщения,

г. Омск, Россия

E-mail: jenya_tyrnova@mail.ru

Панова Екатерина Александровна

студентка 4 курса,

Омский государственный университет путей сообщения,

г. Омск, Россия

E-mailpanova_e.a@mail.ru

Научный руководитель – Васильев Дмитрий Игоревич

преподаватель, кафедра «Экономика транспорта,

логистика и управление качеством», г. Омск, Россия

 

USAGE OF SCOR-MODEL AS A FACTOR OF SUPPLY CHAIN COMPETITIVENESS  

Tyrnova Evgeniya Alekseevna

4th year student,

Omsk State Transport University, Omsk, Russia

Panova Ekaterina Aleksandrovna

4th year student,

Omsk State Transport University, Omsk, Russia

Scientific adviser Vasilyev Dmitry Igorevich

Lecturer, Department of "Economics of Transport,

Logistics and Quality Management",

Omsk State Transport University, Omsk, Russia.

 

В статье рассматривается применение SCOR – модели с точки зрения неразрывности материального и информационного потока для повышения конкурентоспособности как отдельных бизнес-процессов, так и всей цепи поставок. Также рассмотрены основные элементы референтной модели, её система метрики, этапы построения и показатели эффективности для процедуры контроллинга.

Ключевые слова:  логистика, цепь поставок, бизнес-процесс, интеграция, SCOR – модель

 

The article discusses the use of SCOR - model in terms of the continuity of the material and information flow to improve the competitiveness of individual business processes and the supply chain. Also, the basic elements of the reference model, its system metrics stages of construction and performance indicators for the controlling procedure.

         Key words:  logistics, supply chain, buisness process, integration, SCOR – model

 

В современных условиях процесс управления цепями поставок представляет собой один из основных способов повышения конкурентоспособности бизнеса. При этом в настоящее время делается акцент на управление процессами, а не структурными подразделениями, для повышения эффективности и устойчивости работы цепи поставок в целом.

В таком аспекте актуальным вопросом становится поиск путей совершенствования функционирования цепи поставок, то есть нахождение инструмента для определения «узких мест», с целью повышения эффективности управления всеми участниками цепи поставок, и, как следствие, увеличения устойчивости и рентабельности бизнеса в целом.

На данный момент времени российская экономика переживает кризисный период, который непосредственно влияет на бизнес-среду не только всей цепи поставок, но и отдельных её участников. Поэтому предприятиям-участникам необходимо обеспечивать определённые условия для своей экономической безопасности, а именно получение регулярной прибыли (финансовое равновесие), установление регулярных поставок и загруженности производственного процесса (стабильность деятельности), а также способствовать выполнению глобальной цели цепи поставок и сохранять способность к постоянному развитию.

 Реализовать данные условия можно через концепцию интегрированной логистики, которая основана на информационном взаимодействии всех участников цепи поставок, а одной из актуальных моделей для создания интегрированной цепи поставок является SCOR – модель.

Данную модель стоит рассматривать через призму системного подхода, то есть любая цепь поставок - это, прежде всего, система, которая состоит из взаимосвязанных элементов. В данном случае присутствуют пять ключевых бизнес-процессов, а именно: планирование, снабжение, производство, доставка, возврат. При этом основные бизнес-процессы рассматриваются в диапазоне от начального поставщика до конечного потребителя при организации физического движения материального и сопутствующего потока.

Тем самым, SCOR – модель основана на принципе неразрывности материального и информационного потока параллельно с функциональной интеграцией.

Анализ изученной литературы показал, что SCOR – модель понимают как референтную модель, предполагающую собственный язык для описания взаимоотношений между участниками цепи поставок [1].

В модели, кроме ключевых бизнес-процессов, также описывают горизонтальные и вертикальные связи, что позволяет отследить процесс прохождения материального и информационного потока в цепи поставок комплексно. Важным преимуществом модели является возможность графического представления типологии цепи поставок, тем самым обеспечивается наглядное изображение сетевой структуры бизнеса компании.

На рисунке 1 представлена Рекомендуемая модель операций в цепи поставок.

1afa34a7f984eeabdbb0a7d494132ee5.jpg
Рисунок 1 - Рекомендуемая модель операций в цепи поставок [1]

 

Кроме того, в основе SCOR – модели лежит применение трёх современных управленческих технологий: реинжиниринг бизнес-процессов,  бенчмаркинг и использование наилучших практик управления цепями поставок, для достижения лучших результатов.

На текущий момент SCOR - модель включает описание более 200 элемен­тарных процессов, 550 лучших практик, 500 KPI и восемь ключевых бизнес- процессов [2]:

1) управление взаимоотношениями с потребителями;

2) управление обслуживанием потребителей;

3) управление спросом;

4) управление разработкой продукции и доведением ее до коммерческого использования;

5) управление выполнением заказов;

6) управление производственным потоком;

7) управление снабжением;

8) управление возвратными потоками.

Эффективность ключевых бизнес-процессов в модели оцениваются по разработанной системе метрик, которая состоит из четырех уровней [2].

Метрики первого уровня характеризуют рамки и содержание модели, также предназначены для оценки успешности достижения конкурентных преимуществ в выбранных направлениях.

Метрики второго и третьего уровня устанавливаются относительно конкретных процессных категорий и элементов.

Метрики четвёртого уровня определяются процедурами внедрения усовершенствований в цепи поставок.

Также можно выделить основные этапы проектирования SCOR – модели в цепи поставок.

Первый этап основывается на аналитическом базисе, то есть на разработке стратегии и определении конкурентоспособности цепи поставок. На данном этапе разрабатываются стратегические карты цепи поставок, показатели эффективности на стратегическом уровне, а также отражается анализ стратегических показателей по принципу «план-факт».

Второй этап заключается в проектировании конфигураций цепи поставок по материальному потоку, где происходит разработка географической карты и диаграммы потоков по принципу «до и после оптимизации».

Третий этап состоит из описания процессов в цепи поставок, где присутствуют информационные потоки и потоки работ, которые отражены как единая карта процессов. Данная карта проходит анализ, где происходит выявление «узких мест» или разрывов, а далее строится оптимальный вариант.

Четвертый этап – непосредственная реализация проекта, то есть развитие, контроль и аудит, где происходят организационные изменения в системе управления.

Оценить эффективность SCOR – модели можно по показателям функционирования, которые можно разделить на несколько категорий, а именно внутренние и внешние.

Внешние показатели – надёжность, длительность цикла выполнения заказа или скорость отклика и динамичность, то есть уровень адаптивности цепи поставок относительно снижения или увеличения интенсивности материального потока.

Внутренние показатели – затраты (издержки на управление цепями поставок и себестоимость предоставляемых услуг) и активы (оборачиваемость активов, рентабельность внеоборотных и оборотных активов).

Таким образом, применение SCOR – модели возможно не только на этапе разработки цепи поставок, но и в рамках процедуры контроллинга для определения конкурентоспособности не только отдельных бизнес-процессов, но и цепи поставок в целом. Причём модель позволяет производить оценку с учётом выбранной специфики цепи поставок с детальным предоставлением информации обо всех элементах системы. В рамках процесса контроллинга SCOR – модель позволяет описать не только процесс выявленных изменений, но и установить причинно-следственную связь возникших отклонений. Выбранная модель наиболее точно описывает работу не только внутренних процессов системы, но и взаимодействие с внешним окружением в динамике. Тем самым, модель позволяет повышать эффективность и конкурентоспособность всей цепи поставок.

 

Библиографический список:

1. Конищев А. С., Трубин А. Е. Интеграция процесса оперативного логистического планирования на предприятии // Логистические системы в глобальной экономике. – 2014. – № 4. – С. 142 – 146.

2. Вдовина С. Б. Проектирование и внедрение интегрированных цепей поставок как фактор экономической безопасности предприятия // Экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: материалы II междунар. конф. – Н.Новгород., 2014. – С. 365 – 371. 

 


Количество просмотров: 5439
теги:
17.06.2016 05:50 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации: