УДК 658.7
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В ФИРМЕ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЕЁ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Раздобарова Юлия Дмитриевна
магистрант 1 курса,
Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: may9315@mail.ru
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
IMPROVING THE CONTROLLING
IN COMPANY TO INCREASE ITS COMPETITIVENESS
Razdobarova Yulia Dmitrievna
1st grade master-student,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific adviser – Lukinikh Valery Fedorovich
Doctor of economics, professor, head of Logistics department,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
В данной статье рассматривается проблема применения системы контроллинга в России. Для этого раскрывается понятие контроллинга, сущность, также выделяются его виды и влияние его на конкурентоспособность предприятий.
Ключевые слова: логистика, контроллинг, конкурентоспособность
This article deals with the problem of controlling the application of the system in Russia . For this opens the concept of controlling the essence , also highlighted his views and his influence on the competitiveness of enterprises.
Key words: logistics, controlling, competitiveness
Для России понятие «контроллинг» достаточно новое и во многом непонятное. Многие российские экономисты ставили знак равенства между контроллингом и контролем. Именно по этой причине часто можно было слышать заявления, о том, что «западный термин контроллинг» не привносит ничего нового для экономической мысли в России. Другая часть противников контроллинга, напротив, считает, что методы контроллинга не могут найти применения в России из-за различий в системах учета.
Актуальность темы статьи определяется значимостью контроллинга как управленческой инновации, необходимость использования которого в практике работы компаний в современных условиях динамичного развития экономики подтверждена опытом зарубежных стран.
Цель статьи – рассмотреть понятие контроллинга и его влияние на конкурентоспособность.
К настоящему времени существует значительный ряд проведенных научных исследований по проблематике контроллинга. В России большинство научных трудов, изданных и посвященных контроллингу, являются переводными. Контроллинг как самостоятельная концепция управления сформировался и развивался в Германии и США. При этом следует выделить три направления развития контроллинга: развитие теории контроллинга, методология контроллинга отдельных предприятий и методология контроллинга корпоративных структур.
На сегодняшний день не существует однозначного определения понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. Control – руководство, регулирование, управление контроль) далеко не исчерпывается контролем. В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем:
ѕ адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды;
ѕ согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
ѕ координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам;
ѕ создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
ѕ адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.
Иногда «контроллинг» ассоциируется со словом «контроль», но это отличное и даже противоположное по смыслу понятие.
Контроль направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и просчетов, а контроллинг – это управление будущими для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.
Контроллинг – это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.
Основная цель контроллинга – ориентация управленческого процесса на достижение целей, стоящих перед предприятием.
Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.
Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих функций:
1) сервисная (предоставление необходимой информации для управления);
2) функция принятия решений (управляющая функция);
3) внутренний контроль на предприятии.
Выделяют три основные задачи контроллинга: планирование, контроль, регулирование посредством планирования (определения курса на следующий финансовый год). Оперативность позволяет осуществлять более точный контроль в течение года и проводить анализ причин отклонений. Регулирование направлено на поддержание принятого решения [7].
Контроллинг представляет собой систему управления по достижению целей и является неотъемлемой частью управления предприятием. Согласно концепции современного менеджмента, предприятие принято делить на две части: оперативную (или краткосрочную) и стратегическую (долгосрочную). Поэтому и контроллинг как система управления также включает в себя два ключевых аспекта: стратегический и оперативный.
Стратегия может быть сравнительно несложно найдена и обстоятельно разработана, если она рассчитывается для ясно обозримой сферы предпринимательства. При этом, избранная сфера планирования и регулирования идеально совпадает с кругом ответственности.
Успешно действующую стратегическую хозяйственную единицу отличают следующие качества:
ѕ постоянно присущая адекватность рыночным задачам;
ѕ снятие проблем с конкурирующими фирмами;
ѕ реально достигнутые сильные позиции в конкуренции;
ѕ независимость в принятии решений при определении целей, стратегии программы действий.
Стратегический контроллинг объединяет функции перспективного планирования, контроля и системы долгосрочного информационного обеспечения.
Оперативный контроллинг, в отличие от стратегического, объединяет процессы краткосрочного планирования, контроля, учета и отчетности в организации при поддержке современной информационной системы, он ориентирован на краткосрочный результат.
Ключевое различие между стратегическим и оперативным контроллингом состоит в том, что первый ориентирован на будущее, а второй – на настоящее.
Система контроллинга выступает одним из ключевых факторов обеспечения конкурентоспособности организации, ввиду того, что позволяет решать в комплексе ряд вопросов, таких как: стабильность бизнеса и его финансов, выявление и приведение в действие имеющихся внутренних резервов, оперативное и эффективное внедрение инноваций, стратегии развития предприятия и многие другие.
Оценка конкурентоспособности представляет собой сравнение потенциала одного предприятия с другими – производится по сравнительной шкале с начальной точкой отсчета «так же хорошо, как и…» [1].
При переходе от оперативного мышления к стратегическому и наоборот меняется инструментарий контроллинга. В случае оперативного – в центре внимания оказывается калькулирование себестоимости продукции, в стратегической области необходимо создавать так называемый потенциальный профиль, или линию развития предприятия.
В случае, если предприятие способно обеспечить более эффективное, нежели у конкурентов, решение проблем потребителей (будь то уже имеющиеся, изменяющиеся или новые), то это говорит о способности предприятия создавать новые потенциалы успеха.
Далее подробнее рассмотрим стратегическое планирование и связанную с ним разработку стратегий. Разработка стратегии – центральный пункт стратегического планирования. Стратегия представляет собой возможное действие, направленное на достижение цели, стоящей перед предприятием. При определении стратегических целей опираются на анализ информации о внешних и внутренних условиях работы организации. Процедура стратегического планирования включает в себя следующие фазы:
ѕ определение стратегической цели;
ѕ оформление и оценка стратегии;
ѕ принятие стратегического решения.
Стратегическими целями называются такие цели, которые вытекают из общих целей деятельности предприятия и конкретизируются как новые или уже существующие потенциалы успеха.
На этапе «оформление и оценка стратегии» следует искать и конкретизировать возможные вариативные решения, которые позволят достигнуть поставленных целей деятельности организации.
Принятие стратегического решения является последней фазой процесса стратегического планирования и заключается в том, что осуществляется осознанное установление целенаправленных действий.
Исходя из этого, в практику управления отечественными организациями необходимо включать как оперативные инструменты контроллинга, так и стратегические, наперед обеспечивающие конкурентные преимущества и дающие возможность реализовать долгосрочную стратегию предприятия.
В настоящее время, в условиях нестабильности рынков система контроллинга способна из всей совокупности доступной информации выявить ту ее часть (релевантную), которая может обеспечить своевременность, адекватность и грамотность принятия управленческих решений. Для этого инструменты контроллинга должны быть простыми и гибкими.
В литературе находят отражение следующие факторы, тормозящие внедрение и развитие контроллинга на российских предприятиях:
ѕ отсутствие единой концепции и понимания самого термина «контроллинг» (руководители 35% малых предприятий вообще не знают, что под ним подразумевается);
ѕ дороговизна внедрения системы и недостаточность материальных ресурсов у среднего и малого бизнеса, наличие риска неокупаемости затрат;
ѕ внедрение службы контроллинга в организационную структуру предприятия влечет за собой изменение статуса подразделений, близких к последнему по функциям, что приводит к неприятию руководителями подразделений самой идеологии контроллинга;
ѕ необходимость подготовки компетентных работников, сведущих о данной управленческой технологии;
ѕ угроза повышения значимости службы контроллинга, а, следовательно, угроза в отношениях между подразделениями, их руководителями, угроза потери определенной доли самостоятельности руководителями отделов, предприятия.
Внедрение системы контроллинга на предприятии должно быть экономически выгодно, а не являться результатом слепого желания соответствовать западным тенденциям развития. Тем не менее, ученые согласны в том, что современный бизнес не может обойтись без данной системы, которая, «подобно современному навигационному оборудованию корабля, позволяет предприятиям лучше ориентироваться в бурном море рыночных отношений» [4]. В литературе неоднократно упоминается, что контроллинг сегодня является важным «фактором конкурентного преимущества» [5].
На сегодняшний день актуальным является вопрос реинжиниринга системы контроллинга, основным направлением которого являются процессы повышения децентрализации, самоорганизации, самоконтроля и самоуправления системы контроллинга.
Итак, ученые сходятся на той позиции, что контроллинг будущего должен уделять больше внимания основным источникам эффективности: новым разработкам и методам организации производства на предприятии, в области персонала – перед контроллингом стоит задача формирования «нового качества персонала» – «работников с мышлением собственника».
Библиографический список:
1. Квашина В.В. Анализ методов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия / В.В. Квашина // Вопросы экономики и права / Калужский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. – Калуга. – 2015 – № 9. – С. 94-97.
2. Корминский А.М. Контроллинг: учебник / А.М. Корминский, С.Г. Фалько, А.А. Жевага, Н.Ю. Иванова; под ред. А.М. Корминский, С.Г. Фалько, – М.: Финансы и статистика, 2009.
3. Павленков М. Контроллинг в системе менеджмента / Вопросы экономики. 2006. № 4. – С. 69-73.
4. Поникаров В.Учесть все факторы/Управление компанией, 2007, №6-С. 28.
5. Поршнев А.Г. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева З.П. Румянцевой Н.А. Саломатина. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М 2007. – 736 с.
6. Розанов Р. Контроллинг как контурентное преимущество / Современная конкуренция, 2007, №6 – С. 124-126.
7. Теплякова, Т. Ю. Контроллинг: учебное пособие / Т. Ю. Теплякова. – Ульяновск: УлГТУ, 2010. – 142 с.
8. Фалько С.Г. Носов В.М. «Контроллинг на предприятии». – М.: «Знание России» 2005 г. 80 с.