УДК 658.7
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ С ЦЕЛЬЮ РАЗРАБОТКИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК
НА ПРИМЕРЕ ОАО ВИТЕБСКИЙ «МЭЗ»
Печинский Константин Алексеевич
студент 3 курса,
Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Беларусь
E-mail: konstantin.pechinsky@yandex.ru
Научный руководитель – Самойлова Анна Геннадьевна
м.э.н., старший преподаватель
кафедры учёта и аудита, логистики и менеджмента
Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Беларусь
E-mail: samoilava-polozk@list.ru
IMPROVEMENT OF SUPPLY CHAINS MANAGEMENT ON THE EXAMPLE OF OJSC VITEBSK «OEF»
Piachynski Kanstantsin Alexeevich
3rd course student,
Polotsk state university, Novopolotsk, Belarus
Scientific adviser – Samoilava Anna Gennadievna
master of economics, senior teacher of account and audit,
logistics and management department
Polotsk state university, Novopolotsk, Belarus
В данной статье рассмотрена цепь поставок на примере ОАО «Витебский МЭЗ», разработаны мероприятия по совершенствованию управления цепью поставок данного предприятия: увеличение эффективного фонда времени, совершенствование бизнес процессов, регулирование рынка сбыта, регулирование транспортной деятельности
Ключевые слова: логистика, управление цепями поставок, распределение, закупка, производство, оптимизация
In this article the chain of deliveries on the example of OJSC Vitebsk «OEF» is considered, actions for improvement of management of a chain of deliveries of this enterprise are developed: increase in effective fund of time, improvement business of processes, regulation of a sales market, regulation of transport activity
Key words: logistics, SCM, distribution, purchase, production, optimization
В данной статье предложены мероприятия по совершенствованию ОАО «Витебский «МЭЗ». Для внесения изменения рассмотрим основные угрозы и возможности предприятия, что позволит предложить более совершенные меры по совершенствованию цепей поставок.
Таблица 1 - Анализ угроз ОАО «Витебский МЭЗ»
Вероятность реализации угроз |
Последствия угроз |
|
|
|
Разрушительные (Р) |
Тяжёлые (Т) |
Лёгкие (Л) |
Высокая (В) |
ВР Потеря государственной поддержки |
ВТ Новые конкуренты |
ВЛ Влияние поставщиков |
Высокая (В) |
Банкротство Отсутствие результата |
|
|
Средняя (С) |
СР |
СТ |
СЛ |
Низкая (Н) |
НР |
НТ |
НЛ |
Источник: собственная разработка
Из анализа угроз следует, что наиболее разрушительными могут оказаться банкротство, потеря государственной поддержки и отсутствие результата. Большинство белорусских предприятий не в состоянии конкурировать с российскими или европейскими аналогами. Главной проблемой при этом является отсутствие логистики на предприятии.
Таблица 2 - Анализ возможностей ОАО «Витебский МЭЗ»
Вероятность исполнения возможностей |
Влияние возможностей |
||
Сильное (С) |
Умеренное (У) |
Малое (М) |
|
Высокая (В) |
ВС Рост рынка Объединение отделов |
ВУ |
ВМ |
Средняя (С) |
СС Увеличение Объемов производства Обновление технической базы |
СУ
|
СМ
|
Низкая (Н) |
НС |
НУ Выход на европейский рынок |
НМ |
Источник: собственная разработка
Из таблицы 2 видно, что необходимо оптимизировать людей в отделе бухгалтерии, а также в отделе маркетинга. Ввести отдел логистики и объединить его с отделом маркетинга. В случае расширения производственной линии у предприятия появится возможность накопления денежных средств, которые можно вложить в обновление технической базы.
1. Внедрение системы 5S
Усовершенствование управления цепями поставок, а также любого предприятия в целом, во многих зарубежных странах, начинается именно с внедрения в производство системы 5S, которая позволяет оптимизировать рабочие места, внести особые стандарты в производство. Конкретно для нашего предприятия первоочередной задачей является внедрение воспитания привычки точного выполнения установленных правил, процедур и технологических операций. Устойчивость любой системы начинается с устремлённости её работников. Если будут выполняться все поручения, работа будет удовольствием, тогда появится готовность привносить новое в производственный процесс.
2. Увеличение эффективного фонда времени за счёт применения системы 5S.
На данный момент предприятие на большую часть автоматизировано, что даёт неплохие результаты по производству продукции. В 2015-2016 году ежедневная выработка равна примерно 330 тоннам. Без внедрения системы 5S эффективный фонд времени представлен в таблице 3 с соответствующими вычислениями.
Таблица 3 – Расчёт эффективного фонда времени без системы 5S
Показатели |
Основное рабочее место |
Календарный фонд времени, дней |
365 |
Нерабочие дни (КиП) |
45 |
Номинальный фонд времени (Др) |
320 |
Плановые ремонты |
22 |
Капитальный ремонт |
23 |
Эффективный фонд времени |
275 |
Номинальная продолжительность смены, часы |
8 |
Внутрисменные потери, часы |
0,15 |
Средняя продолжительность смены, часы (ТС) |
7,85 |
Количество смен |
3 |
Эффективный фонд времени (С) |
6451,2 |
Источник: собственная разработка
1. Режимный фонд времени
QUOTE ………………………………(1)
2. Эффективный фонд времени
QUOTE ……………………...(2)
Где: α – погрешность на капитальный и профилактический ремонты
QUOTE
QUOTE
Таблица 4 - Расчёт эффективного фонда времени с внедрением системы 5S
Показатели |
Основное рабочее место |
Календарный фонд времени, дней |
365 |
Нерабочие дни (КиП) |
35 |
Номинальный фонд времени ( QUOTE ) |
320 |
Плановые ремонты |
22 |
Капитальный ремонт |
23 |
Эффективный фонд времени |
275 |
Номинальная продолжительность смены, часы ( QUOTE ) |
8 |
Внутрисменные потери, часы |
~ 0 |
Средняя продолжительность смены, часы |
8 |
Количество смен ( QUOTE ) |
3 |
Эффективный фонд времени |
6943,5 |
Источник: собственная разработка
1. Режимный фонд времени
QUOTE ………………..…………………..(3)
QUOTE
2. Эффективный фонд времени
QUOTE ………………..…(4)
QUOTE
QUOTE
Если в производство внедрить систему 5S, сократить профилактические и капитальные ремонты с 45 дней в две смены, до 35 дней при ремонте в три смены, приблизить внутрисменные потери к нулю, то эффективный фонд времени увеличится на 492,3 часа, что даёт лишние 20,5 лишних дней и дополнительных 6769,125 тонн продукции, производство которой можно сосредоточить в придаточном цехе, при этом данная продукция может быть ориентирована на узкий круг европейских потребителей по тянущей системе.
3. Совершенствование бизнес-процессов.
Для более качественного процесса производства необходимо вовремя и в нужном количестве доставлять сырьё в производственный цех. На рисунке 1 изображен процесс «поставки продукции», который необходимо будет применять при внедрении системы 5-S, а также усечении прессового отделения и перевод его на автоматический режим.
Рис.1 - Процесс поставки продукции ОАО «Витебский МЭЗ»
Источник: собственная разработка
При правильном подходе к построению цепи поставок и внедрении логистических способов управления блок-схема может изменяться. Сектора, обозначенные штрих-пунктиром, курирует лаборатория. Данные сектора можно упразднить и ввести в эксплуатацию оборудование, которое в автоматическом режиме, а также в режиме онлайн следит за производственным процессом, проверяет качество продукции, а также соответствие ряду норм, которые загружены в программу. В таком случае уменьшается риск, связанный с человеческим фактором. В таком случае достаточно не 15 человек, которые работают в лаборатории, а 2-3 операторов-лаборантов, которые будут следить за результатами работы программы, вносить изменения и проверять соответствие стандартам.
4. Рекомендации по совершенствованию распределения продукции
Предприятию необходимо переходить от толкающей к тянущей системе, тогда предприятие сможет самостоятельно анализировать рынок сбыта и регулировать нужду в произведённом товаре. В идеале предприятие должно совместить тянущую и толкающую системы. Соответственно предприятие может немного расширить производство, основные мощности направить на основной цех, а побочный цех переориентировать на тянущую систему, который будет ориентироваться на эксклюзивных потребителей, которые нуждаются в продукции.
5. Рекомендации по совершенствованию транспортной деятельности.
В распоряжении ОАО «Витебский МЭЗ» находится два склада. Один свой, а второй арендованный. Если завод всё же найти распределительный центр для своей продукции на пересечении трасс M3 и М4, например, в достраивающийся центр в Орше, при таком условии выгодно будет отдать транспорт на аутсорсинг. После того, как продукция готова, необходимый товарный состав для масла или автомобильный транспорт для шрота забирает его и отвозит в распределительный центр, который уже самостоятельно будет заниматься распределением продукции по Республике Беларусь или же экспортом в другие страны.