Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:13:26
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

УДК 656.7

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ

Печатнова Анна Павловна

Cтудент 3 курса

Новосибирский государственный аграрный университет

г. Новосибирск, Россия

e-mail: a_pechatnova@mail.ru

Научный руководитель –Завальнюк Алексей Викторович

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и логистики

г. Новосибирск, Россия

 

THE USE OF RAIL AND ROAD TRANSPORT THE CARRIAGE OF GOODS

Pechatnova Anna Pavlovna

3st grade student

Novosibirsk state agrarian university

Novosibirsk, Russia

Scientific adviser Zavalnuk Aleksej Viktorovich

Candidate of Economic Sciences Associate Professor, Department of Economics and Logistics

Novosibirsk, Russia

 

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме вопроса выбора между автомобильным и железнодорожным транспортом при перевозки груза, и какие факторы на это влияют. А также рассматриваются изменения на рынке перевозок за последние годы и их влияние на выбор способа перевозки груза.

Ключевые слова: перевозки, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, выбор транспорта.

 

The article is devoted to the issue date, the issue of the choice between road and rail with the carriage of goods, and what factors affect it. And also discusses the changes in the transport market in recent years and their impact on the choice of the mode of transport of the cargo.

Key words: transportation, railway transport, road transport, the choice of transport.

 

Выбор между железнодорожным транспортом или автомобильным – актуальный вопрос для всех грузовладельцев, стремящихся оптимизировать свои транспортные расходы. Он стоит и перед органами государственной власти, распределяющими финансирование между видами транспорта и определяющими приоритеты транспортной политики страны [1].

Существует три крупных сегмента конкуренции «железнодорожников» с «автомобилистами» в зависимости от дальности перевозок. В сегменте до 1000 км основной объем грузов перевозится автотранспортом; сегмент от 1000 до 3000 км можно назвать зоной наиболее активной межвидовой конкуренции; в сегменте более 3000 км подавляющее большинство перевозок осуществляется железнодорожным транспортом [1].

При выборе способа перевозки груза основными критериями являются: стоимость перевозки груза, расстояние и особенности груза влияющие на его перевозку. На данный момент в России самыми популярными видами транспорта для перевозки грузов является железнодорожный и автомобильный. Для каждого из них характерны свои преимущества и недостатки.

Железнодорожный транспорт до 90-х годов занимал первое место по грузообороту который составлял до 40% от общего грузооборота. До настоящего времени он не уступил свои позиции лидера среди других видов транспорта. Его грузооборот по прежнему составляет почти половину от общего грузооборота. Хотя за последние годы автомобильный транспорт показал самый большой прирост грузооборота к аналогичным периодам.

Отличительными преимуществами автомобильного транспорта являются:

1. Возможность доставки груза «от двери до двери»;

2. Высокая маневренность;

3. Упрощённое оформление документация;

4. Гибкая тарифная политика;

5. Высокая скорость поставки;

6. Более широкая сфера применения.

 

\s

*- По данным федеральной службы государственной статистики.  http://www.gks.ru.

c8ffe9a587b126f152ed3d89a146b445.jpg
Рис. 1. Грузооборот по видам транспорта за период с 2010 по 2013 (миллиардов тонно-километров).

 

С учётом преимуществ очевидно, что автомобильный транспорт удобно применять при перевозки груза на небольшие расстояния. Так же стоимость перевозки автотранспортом на небольшие расстояния будет значительно меньше чем перевозка железнодорожным транспортом т.к. на короткие расстояния себестоимость перевозок возрастает в несколько раз (в расчёте на 1 тонно-км). Доставка груза из Москвы в Новосибирск на дальнее расстояние – 3226 км – по железной дороге будет более чем в 3,5 раза дешевле автомобильной, хотя займет она 12 суток, в то время как автомобильная – 3,6 суток. Грузоотправители в данном случае делают выбор в зависимости от приоритета стоимости или срока доставки груза [1,2].

В последние годы рынок автомобильных перевозок переживает некоторые изменения. За последние годы значительно увеличилась средняя дальность перевозок. Так же цены на горюче-смазочные материалы увеличились почти в 2 раза, что существенно повлияло на стоимость перевозок.

Существенные изменения внесло внедрение системы «Платон». Которая создана в целях обеспечения соблюдения установленного действующим законодательством порядка взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Перевозчики должны зарегистрироваться на сайте «Платона» и перед рейсом пополнить счет в личном кабинете, а затем либо оформить маршрутную карту, либо установить бортовые устройства, предназначенные для спутниковой фиксации проезда по федеральным трассам.

 3def184ad8f4755ff269862ea77393dd.jpg

\s

*- По данным www.yandex.ru

Рис. 2. Динамика цен на горюче-смазочные материалы за период с 2009 по 2015 год.

 

Эта система вызвала волну недовольств и забастовок среди дальнобойщиков. Тариф на перевозку груза после запуска составлял 1.53 рубля за 1 километр пути, и с первого марта планировалось убрать льготный проезд установив тариф в 3.06 руб., но в следствии продолжения протестов тариф остался прежним. Штраф за неоплаченный проезд составляет 450 тыс. руб. за первое нарушение и 1 млн руб. за повторное. Однако после акций протеста дальнобойщиков и жалоб перевозчиков на несоразмерно большой размер штрафов власти объявили, что штрафовать за неоплаченный проезд будут пока только в Московской области. В конце 2015 года ситуация изменилась и штрафы снизили до 5000 руб. за первое нарушение и до 10000 руб. за повторные. Так же с 15 февраля 2016 года начли штрафовать и на остальных федеральных трассах. Данная система существенно повлияла на стоимость перевозок, а соответственно на цену товаров и его ассортимент [3].

Железнодорожный транспорт обладает рядом преимуществ отличных от автомобильного транспорта благодаря которым он не теряет свои позиции при транспортных перевозках:

1. Стабильность перевозок независимо от погодных условий и времени года.

2. Цена перевозок, которая снижается с увеличением дальности пути из за высокой удельной грузоподъемности.

3. Возможность массовых перевозок грузов и высокая пропускная способность.

4. Универсальность данного вида транспорта. Возможность перевозки сверхтяжёлых грузов [2].

Помимо перечисленных преимуществ железнодорожный транспорт обладает и некоторыми существенными недостатками:

1. Трудности погрузки и разгрузки и доставка до железной дороги.

2. Низкая сохранность груза.

3. Низкая по сравнению с автомобилем скорость доставки грузов.

4. Значительный уровень невыполнение сроков доставки груза.

5. Низкая доступность к конечным точкам продаж.

С учётом всех недостатков и преимуществ при перевозки на большие расстояния железнодорожный транспорт опережает другие виды транспорта. Даже не смотря на низкое качество перевозок железнодорожный транспорт занимает лидирующие позиции, это связано с тем что основная часть перевозимых грузов являются массовыми, которые не достаточно эластичны для перевозки другими видами транспорта [2].

Переход грузопотоков с железнодорожного на автомобильный транспорт оказывает значительное воздействие на систему транспорта и состояние инфраструктуры. Основываясь на базовом сценарии транспортной стратегии РФ до 2030 года, мы можем констатировать переориентацию государственной поддержки на автотранспорт. Согласно документу, на развитие автотранспорта будет выделено в 5,3 раза больше государственных средств, чем на развитие железнодорожного. В последующие 20 лет новых федеральных автомобильных дорог планируется построить в 5,4 раза больше, чем железных. При том, что транспортная система страны нуждается в сбалансированном развитии, подобное распределение средств представляется неравномерным. В нынешнем виде автомобильная инфраструктура принципиально не готова принять большой объем грузов, переходящий с железнодорожного транспорта. Для иллюстрации – 1 млн. тонн грузов – это всего лишь один поезд в сутки, а 1 млн. тонн грузов на автомобильной дороге – это почти 150 автомобилей в одной точке в сутки. По оценкам Института проблем естественных монополий, увеличение грузового автомобильного трафика за счет ушедших с железнодорожного и водного транспорта грузов может составить около 110-130 млн тонн грузов, что равняется 6 млн. автомобилерейсов в год [1].

Принятие столь серьезного вызова действительно требует значительного увеличения финансирования. Отметим, что инфраструктура автомобильного транспорта, в отличие от железнодорожного, практически целиком развивается за счет государственных бюджетов. В структуре расходов на развитие автомобильной инфраструктуры значительную долю составляют средства федерального (55,5%) и регионального (40,9%) бюджетов, а внебюджетные средства – 3,6%. По железнодорожной инфраструктуре ситуация обратная – 79,5% средств на развитие инфраструктуры планируется формировать из внебюджетных источников [1].

 

Библиографический список:

1. Савчук В. Б. Аспекты конкуренции между железнодорожным и автомобильным транспортом // Транспорт. – 2013. – №12.

2. Лукьянова О.В. Хусаинов В.И. Проблемы конкуренции железнодорожного и автомобильного транспорта // Экономика железных дорог. – 2013. – № 2013. – С 64-78.

3. Сайт РБК. Дата обращения 3.04. 2016. http://www.rbc.ru


Количество просмотров: 2447
теги:
17.06.2016 05:37 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации: