УДК 658.7
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РЫНКА ЭКСПРЕСС-ДОСТАВКИ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА
Петрова Анастасия Александровна
бакалавр 4 курса,
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия
E-mail: nst.a.petrova@gmail.com
Научный руководитель – Майзнер Надежда Александровна
канд. экон. наук, доцент
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, Россия
E-mail: mna293@list.ru
MARKET RESEARCH ON EXPRESS DELIVERY’S PROSPECTS AND
DEVELOPMENT IN ASIA-PACIFIC COUNTRIES
Petrovа Anastasia Aleksandrovna
4th grade bachelor-student,
Far East Federal University, Vladivostok, Russia
Scientific adviser – Maizner Nadezhda Aleksandrovna
Candidate of economic sciences, assistant professor,
Far East Federal University, Vladivostok, Russia
Проводится анализ и оценка состояния рынка экспресс-доставки стран Азиатско-тихоокеанского региона (АТР). Исследуется состояние спроса и предложения на этом рынке, рассматриваются тенденции, проблемы и перспективы его развития. Разрабатываются рекомендации операторам рынка экспресс-доставки стран АТР по совершенствованию их деятельности.
Ключевые слова: экспресс-доставка, рынок экспресс-доставки стран АТР, проблемы развития рынка, перспективы развития рынка экспресс-доставки.
The article provides the analysis and assessment of the express delivery market of Asian-Pacific countries, discusses the supply and demand conditions of this region and examines trends, problems and prospects of its development. The recommendations for improving the competitiveness of services were given.
Key words: express delivery, Asia-Pacific express delivery market, problems of market development, express delivery market prospects.
Экспресс-доставка является важным направлением деятельности многих предприятий бизнеса стран АТР, так как она позволяет им отправлять товары и материалы быстрее и надежнее в любую точку мира. Большинство клиентов: физических и юридических лиц используют услуги экспресс-доставки, поскольку ценят пять ее основных характеристик: международный охват, соблюдение назначенных сроков, прозрачность, быстроту и надежность [2].
Исследование состояния рынка экспресс-доставки стран АТР является крайне важным, так как данный регион постепенно становится центром мировой экономической активности и имеет огромное стратегическое значение для всего мира в целом, поэтому тема данного исследования представляется актуальной.
Целью исследования является анализ состояния рынка экспресс-доставки стран Азиатско-Тихоокеанского региона и разработка рекомендаций операторам этого рынка на основе результатов исследования.
На сегодняшний день рынок экспресс-доставки является одной из наиболее перспективных отраслей АТР. По данным Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП), международный оборот товаров растет ежегодно примерно на 35%, что влияет на количество международных отправлений и объемы доставки товаров внутри стран, входящих в данный регион.
Доля регионов мира от общего объема международных экспресс-перевозок показана на рис. 1.
Как показывает рис.1, с учетом суммы исходящих и входящих трансграничных отправлении по каждому региону Европа представляет собой крупнейший рынок, составляя 47% от глобального рынка. Доля Азиатско-Тихоокеанского региона является второй по размеру (25%), на третьем месте – Северная Америка (21%).
Основные потребители экспресс-доставки – это компании с малым или средним бизнесом, либо крупные предприятия с большим объемом производства, которым периодически или на постоянной основе требуется срочная доставка сырьевых материалов или товаров. Однако спрос на услуги экспресс-доставки в странах АТР распределен по отраслям деятельности неравномерно (рис. 2).
Источник: [2]
Рис. 1. Структура общего объема международных экспресс-перевозок
по регионам мира в 2014 г., %
Источник: [2]
Рис. 2. Отрасли экономики, пользующиеся услугами экспресс-доставки в странах АТР в 2014 г.
Рисунок 2 показывает, что компании в инженерной и обрабатывающей промышленности являются крупнейшими потребителями услуг экспресс-доставки, их доля в 2014 году составила 30 % от объемов данного рынка. Эти компании, в основном, специализируются на производстве электротоваров и компьютерном оборудовании. На следующие три самых важных сектора (транспортные услуги, розничная торговля и потребительские товары) приходится еще примерно 30% от общего объема услуг.
Рынок экспресс-доставки АТР в последние годы стремительно развивается, появилось достаточно большое количество компаний-операторов этого рынка. Доли основных поставщиков экспресс-услуг на рынке экспресс-доставки представлены на рисунке 3.
Источник: [3]
Рис. 3. Доли компаний на рынке экспресс-доставки стран АТР в 2014 г., %
Из рисунка следует, что лидирующее положение на рынке экспресс-доставки стран АТР занимает компания DHL – 44%. На втором месте находятся небольшие региональные компании, предоставляющие услуги экспресс-доставки – 21%, а также компания FedEx – 20%. Минимальная доля на Азиатско-Тихоокеанском рынке экспресс-доставки у компании UPS – 4%.
Помимо вышеперечисленных компании, в секторе экспресс-доставки работают и другие операторы. Почтовые службы некоторых стран, наряду с обеспечением внутренних сетей отправки, осуществляют свою деятельность и на рынке международных отправлении. Например, компания Japan Post оказывает трансграничные услуги в Азии, благодаря своей международной сети срочной доставки отправлении под управлением компании GeoPost, которая ведет свою деятельность под различными брендами, включая DPD, SEUR, Chronopostand и Exapaq.
В России основными региональными экспресс-перевозчиками, конкурирующими с крупными международными поставщиками услуг срочной доставки являются компании: «DPD в России», СПСР, «Пони Экспресс», Major Express, EMS Почта России и др.
Рынок экспресс-услуг является быстрорастущим и высококонкурентным. Этому способствует развитие дистанционной торговли, Интернет-торговли, крупных торговых сетей. Конкуренция оживляет рынок экспресс-доставки, снижает сроки и затраты на доставку, расширяет сервисные функции, повышает стремление компании предоставлять весь спектр логистических услуг, а не только услуги по экспресс-доставке. Однако активное развитие рынка экспресс-доставки сопровождается рядом проблем, требующих неотложного решения.
Серьезной проблемой развития рынка экспресс-доставки стран АТР является отсутствие четкой законодательной базы, таможенного регулирования и стандартов организации этой деятельности. На сегодняшний день остаются несогласованными критерии классификации грузов, не определены габариты, позволяющие считать груз нестандартным, не проработаны весовые ограничения. Это приводит к тому, что каждая компания, организующая экспресс-доставку, пользуется собственными признаками классификации, что в определенной степени дезориентирует потребителей. Необходимы изменения в законах и в таможенных положениях, которые бы способствовали поддержке и совершенствованию процесса доставки экспресс-почты и грузов.
Еще одной из проблем является недостаточное развитие логистической и транспортной инфраструктуры, особенно в отдаленных регионах стран АТР. Из-за сложных географических условий и огромной территории, компаниям, оказывающим услуги экспресс-перевозки, приходится решать сложные проблемы, связанные с быстрой авиа доставкой грузов в отдаленные районы АТР. Основные проблемы, на которые жалуются экспресс-перевозчики при работе с авиакомпаниями, – это недостаток провозных мощностей и низкая частота рейсов по целому ряду направлений, что увеличивает временные издержки на экспресс-доставку [1]. Кроме того, экспресс-доставка основывается на слаженном функционировании и координации действий всех участников логистического процесса, что нелегко организовать при столь больших масштабах территории.
В качестве еще одной проблемы можно назвать низкий уровень квалификации работников компаний, осуществляющих экспресс-доставку. Служба доставки должна представлять собой четко организованную структуру, каждый элемент которой обязан строго выполнять свои функции, чтобы не тормозить работу всей системы. Это требует высокой квалификации сотрудников, постоянного повышения их профессионального уровня, умения работать в команде и знания корпоративной этики. При этом важна квалификация каждого участника процесса доставки, начиная от оператора (с какой скоростью он обработает заказ, сумеет ли дать необходимые пояснения клиенту и т.д.) и заканчивая работой курьера.
Перечисленные проблемы тормозят активное развитие деятельности операторов экспресс-доставки рынка стран АТР, не позволяя снизить стоимость доставки грузов и повысить качество предоставляемого сервиса.
Проведенный анализ состояния рынка экспресс-доставки стран АТР, а также выявленные в ходе анализа проблемы его функционирования, позволяют сформулировать следующие общие рекомендации его операторам:
- развитие сети филиалов, представительств компаний в отдаленных районах стран АТР;
- создание условий, максимально нацеленных на сервис и повышение лояльности клиентов;
- повышение уровня обслуживания клиентов;
- использование современных технологий, повышение уровня технической оснащенности компаний-операторов рынка;
- развитие сети постаматов для выдачи заказов клиентам;
- расширение спектра предоставляемых дополнительных услуг;
- повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих в компаниях, занимающихся экспресс-доставкой;
- обеспечение межфункциональной и межорганизационной координации действий участников логистического процесса.
Вышеперечисленные рекомендации позволят операторам рынка экспресс-доставки стран АТР обеспечить эффективность своей деятельности и повысить конкурентоспособность на рынке транспортно-логистических услуг этого региона.
Библиографический список:
1. Peter J. Rimmer Asian-Pacific Rim Logistics: Global Context and Local Policies – Edward Elgar Publishing, 2014 – 552 p.
2. Express Delivery and Trade Facilitation: Impacts on the Global Economy – Frontier Economics Ltd, London, 2014 – 99 p.
3. DHL Official website. [Электронный ресурс]: [http://www.dhl.com/en.html/] / Режим доступа: URL: http://www.dhl.com/en/about_us/logistics_insights.html 24.12.15