УДК 658.7
ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТОМ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ЦЕПЯХ ПОСТАВОК
Петкевич Ангелина Владимировна
студентка IV курса,
Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Беларусь
E-mail: lina.petkevich.95@mail.ru
Научный руководитель – Банзекуливахо Мухизи Жан
к. т. н., доцент кафедры учёта и аудита, логистики и менеджмента,
Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Беларусь
E-mail: bamuje@mail.ru
WAYS OF PROBLEMS SOLUTION OF THE Transportation Management IN INTERNATIONAL SUPPLY CHAINS
Petkevich Angelina Vladimirovna
4th year student,
Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus
Scientific adviser – Banzekulivaho Muhizi John
Ph.D., associate professor of the department of accounting and auditing,
logistics and management
Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus
В условиях глобальной конкуренции решающими факторами успеха являются высокий уровень гибкости в отношении неоднородных потребностей клиентов, эффективность затрат, точность поставки, способность оказывать комплекс качественных услуг. В этой связи управление цепью поставок в последние годы приобретает все большее значение. Однако в исследовательской литературе до сих пор отсутствует чёткое понимание значения и статуса поставок на предприятии, их влияния на результаты деятельности предприятия. В данной статье раскрыты принципы построения цепей поставок промышленных предприятий, а также особенности управления транспортом в них.
Ключевые слова: цепь поставок, транспорт, промышленные предприятия, маршрут, варианты доставки
In conditions of the global competition, the critical success factors are the high level of flexibility with regard to non-uniform customer needs, the cost efficiency, the delivery precision, the ability to provide a set of high-quality services. In this context, the supply chain management has become increasingly important in recent years. However, in the research literature there is still no clear understanding of the value and supply status in the enterprise, their impact on business results. In this article disclosed the principles of construction of supply chain of industrial enterprises, and features of the transportation management in them.
Key words: supply chain, transportation, industrial enterprises, itinerary, options of delivery
В настоящее время мировой промышленный рынок является одним из наиболее динамично развивающихся: об этом свидетельствует практика отечественных и зарубежных компаний. Изменения, произошедшие в экономике Республике Беларусь за последние десятилетия, ставят перед предприятиями промышленной отрасли задачу оптимального использования ресурсов и повышения эффективности их деятельности. Поэтому одним из перспективных направлений в поддержании конкурентоспособности предприятий является применение логистических концепций, а именно: управление цепями поставок, поскольку одной из основных задач логистики и является удовлетворение потребности клиентов при оптимальных затратах.
В результате анализа системы управления транспортом в международных цепях поставок промышленных предприятий был выявлен ряд проблем, на которые следует обратить особое внимание, а именно:
- определение оптимального маршрута при доставке продукции;
- выбор видов транспорта, с помощью которых будет наиболее эффективным образом осуществляться транспортировка.
Для решения данных проблем и обеспечения эффективности управления транспортом в международных цепях поставок предлагаем реализацию следующих мероприятий:
1) определение и обоснование выбора маршрута и видов транспорта перевозки;
2) выбор варианта доставки продукции в зависимости от ее характеристики и суммы затрат при перевозке железнодорожным транспортом между вагонами-цистернами и танками-контейнерами.
Рассмотрим данные мероприятия более подробно.
Для большей наглядности в качестве примера будем рассматривать доставку ацетонциангидрина (АЦГ) из Новополоцка в Китай.
Для определения и обоснования выбора маршрута и видов транспорта предлагаем использование программных продуктов для расчета расстояний между пунктом отправления и назначения. Расчет может производиться с помощью онлайн сервиса, а также с помощью лицензионных программ. Для расчета расстояний автомобильным транспортом можно использовать приложение «логист» на сайте http://logist.poncy.ru. Приложение «логист» строит эффективный (быстрый, кратчайший) маршрут следования по заданным нескольким точкам. Маршрут можно прокладывать с учетом пробок на автомобиле или по абсолютным расстояниям между точками (условно автотранспортом) [1].
Построение маршрута морским транспортом можно осуществить с помощью онлайн сервиса https://www.searates.com - онлайн сервис для расчета расстояний между морскими портами [2].
Построение маршрута железнодорожным транспортом может осуществляться с помощью сайта для разработки и расчета маршрутов железнодорожных перевозок http://glogist.ru/site/calculateDist [3].
Далее рассматриваются необходимые транспортные средства для организации всей перевозки по разработанным маршрутам.
Для выбора конечного маршрута анализируется общее расстояние перевозки, затраты на перевозку и надежность.
В нашем случае был выбран вариант доставки, который сочетает перевозку железнодорожным и морским транспортом, так как, несмотря на то, что он длительнее, чем другие, однако намного надежнее и экономичнее остальных.
При выборе железнодорожного транспорта оценивается целесообразность доставки танками-контейнерами либо вагонами-цистернами. Основные преимущества и недостатки данных вариантов доставки представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Сравнительный анализ перевозки в танках-контейнерах и вагонах-цистернах
Вагон-цистерна |
Танк-контейнер |
||
Преимущества |
недостатки |
преимущества |
недостатки |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Высокая жесткость 2. Повышенная ударопрочность 3. Максимальная ремонто-пригодность 4. Высокая адаптивность к тяжелым условиям эксплуатации 5. Относительно низкая цена |
1. Быстрый износ шасси; 2. Дорогостоящее обслуживание; 3. Необходимость перетарки; 4. Отсутствие защитной рамы; 5. Нет возможности штабелирования; 6. Необходимость большого склада для хранения |
1. Транспортировка всеми видами транспорта; 2. Различный объём тары; 3. Удобство при погрузочно-разгрузочных работах; 4. Многоразовое использование; 5. Удобный и быстрый слив жидкостей; 6. Отсутствие необходимости перетарки; 7. Удобное сервисное обслуживание; 8. Совместимость для перевозки различных грузов 9. Максимально безопасная конструкция 10. Хранение возможно на любых площадках; 11. Штабелирование до 6 ярусов |
1. Низкую скорость доставки груза. Морские контейнерные перевозки целиком и полностью зависят от погодных условий. Альтернативой могут выступать железнодорожные перевозки, которые отличаются более высокой скоростью и приемлемыми ценами; 2. Основным недостатком контейнерных перевозок является оплаты аренды контейнера в оба конца. При условии, что по прибытии и выгрузке товара в пункте назначения, клиенту удалось заполнить контейнер и отправить его с грузом в обратный путь, окупаемость данного вида транспортировки увеличивается. |
Примечание: собственная разработка
Проанализировав все преимущества и недостатки вариантов доставки, необходимо рассчитать стоимость перевозки двумя вариантами.
Для определения стоимости доставки вагоно-цистернами необходимо:
1. с помощью программы Rail-Тариф рассчитать стоимость перевозки АЦГ в вагоно – цистернах от станции Новополоцк до станции Вайвара (Эстония);
2. определить ставку за погрузочно-разгрузочные работы в порту;
3. рассчитать ставку морского фрахта при перевозке всего объема груза;
4. найти общую стоимость перевозки путем сложения ставки за погрузочно-разгрузочные работы, морского фрахта и стоимость перевозки до станции Вайвара железнодорожным транспортом.
Для того чтобы определить стоимость доставки в танк-контейнерах необходимо:
1. найти стоимость перевозки АЦГ в танках-контейнерах железнодорожным транспортом;
2. определить ставку морского фрахта при перевозке в танках-контейнерах;
3. рассчитать стоимость аренды танк-контейнеров;
4. найти общую стоимость перевозки путем сложения стоимости перевозки в ТК железнодорожным транспортом, ставки морского фрахта и стоимости аренды.
На основании расчета общей стоимости перевозки и анализа преимуществ и недостатков сделать окончательный выбор. Выбор основывается по критерию - минимум затрат.
Далее, исходя из выбранного варианта доставки, необходимо определить и подготовить перевозочные документы на тот или иной вид транспорта. Так как в нашем примере был выбран вариант доставки, который сочетает перевозку железнодорожным и морским транспортом, то основными документами являются накладная и коносамент.
Транспортная железнодорожная накладная (накладная) состоит из четырех листов:
· Лист 1 – оригинал транспортной железнодорожной накладной (вместе с дорожной ведомостью следует с грузом до железнодорожной станции назначения, где выдается грузополучателю);
· Лист 2 – дорожная ведомость;
· Лист 3 – корешок дорожной ведомости (остается на железнодорожной станции отправления);
· Лист 4 – квитанция о приеме груза (выдается грузоотправителю).
Накладная имеет юридическое и расчетное значение, поэтому ее графы заполняются отправителем отчетливо на пишущей машинке без подчисток и помарок, а изменения сведений, внесенных в накладную железной дорогой, заверяются подписью работника дороги и штемпелем станции.
Коносамент выполняет одновременно несколько функций:
- расписка перевозчика в получении груза для перевозки, с одновременным описанием видимого состояния груза;
- товарно-транспортная накладная;
- подтверждение договора перевозки груза;
- товарораспорядительный документ.
Коносамент (транспортная накладная) составляется в двух и более экземплярах перевозчиком на основании предъявляемого грузоотправителем погрузочного ордера, или самим грузоотправителем. Один экземпляр следует совместно с грузом, а второй выдается грузоотправителю.
Также при перевозке груза необходимо наличие финансовых товаросопроводительных и разрешительных документов.
Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что основными проблемы промышленных предприятий при управлении транспортом в цепях поставок являются определение оптимального маршрута при доставке продукции и выбор видов транспорта, с помощью которых будет наиболее эффективным образом осуществляться транспортировка. Для их решения был предложен алгоритм, предусматривающий использование программных продуктов для расчета расстояний между пунктом отправления и назначения, оценку целесообразности выбора того или иного вида транспорта, расчёт стоимости доставки, определение и подготовку необходимых перевозочных и иных документов.
Библиографический список:
1. Приложения «логист» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://logist.poncy.ru/. – Дата доступа: 20.03.2016.
2. Онлайн сервис для расчета расстояний между морскими портами [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.searates.com/. – Дата доступа: 20.03.2016.
3. Расчет маршрутов железнодорожных перевозок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://glogist.ru/site/calculateDist/. – Дата доступа: 20.03.2016.