Регион: Выбрать регион
Сейчас: 19 апреля 7:10:08
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ

УДК 338.22

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ: СУЩНОСТЬ И ТЕНДЕНЦИИ

Пахирко Наталья Алексеевна

Преподаватель-стажер

Полоцкий государственный  университет, г. Новополоцк, Беларусь

E-mail: natalia.pahirko@rambler.ru

Научный руководитель – Банзекуливахо Мухизи Жан

к. т. н., доцент кафедры учёта и аудита, логистики и менеджмента,

Полоцкий государственный  университет, г. Новополоцк, Беларусь

 E-mail: bamuje@mail.ru

 

Государственные закупки и все другие процессы, связанные с ними, которые в совокупности можно называть государственной логистикой, есть достаточно сложная и весьма специфическая область современного рынка в силу их именно государственного характера. В  данной статье подчеркивается важность эффективности государственных закупок как одного из важнейших факторов стойкого экономического роста стран. Описаны основные характеристики государственных закупок и их отличительные особенности. Указаны существующие в сфере государственных закупок Беларуси проблемы, проводимые мероприятия по их решению, а также тенденции.

Ключевые слова: система государственных закупок, государственные закупки, коррупция.

 

PUBLIC PROCUREMENT IN THE REPUBLIC OF BELARUS: THE NATURE AND TRENDS

Pakhirka Natalia Alexeevna

Trainee-lecturer

Scientific adviser – Banzekulivaho Muhizi John

Ph.D., associate professor of the department of accounting and auditing,

logistics and management

Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus

 

Public procurement and all other processes associated with them, which together can be called a state of logistics - it is a complex and very specific area of the modern market is because of their public nature. This article emphasizes the importance of the efficiency of public procurement as one of the most important factors in stable economic growth of countries. Main characteristics of public procurement, and their features are described. The problems existing in the sphere of public procurement in Belarus and the ongoing efforts to address them, as well as trends indicated.

Key words: the system of public procurement, government procurement, and corruption.

 

На сегодняшний день вопросы осуществления  государственных закупок очень важны. Любое  мировое государство обладает значительными финансовыми ресурсами и по праву может считаться самым крупным субъектом рыночных отношений: заказчиком товаров, работ или услуг для нужд общества. Государственные закупки составляют значительную часть валового внутреннего продукта: от 10-20% в странах с рыночной экономикой и до 50% в странах с переходной.

До настоящего момента времени в мире не выработано общепризнанного определения понятия «государственные закупки» в связи с тем, что нет общего решения по таким вопросам как: закупка каких товаров, работ или услуг является государственной закупкой; что представляет собой закупочная организация и т.д.

Однако существуют отличительные особенности системы государственных закупок от закупок, осуществляемых коммерческими организациями и частными лицами:

основной источник финансирования –  бюджетные средства;

Анализ данных Министерства по налогам и сборам (МНС) Республики Беларусь за 2011 – 2015 года показал, что  около 80-85% дохода бюджета Беларуси составляют налоговые поступления.

– товары, работы или услуги, закупленные в результате процедур государственных закупок, не подлежат дальнейшей перепродаже;

сфера государственных закупок является одной из наиболее  коррупционных отраслей экономики любой страны, что препятствует эффективному расходованию государственных денежных средств.

По оценкам неправительственной международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International потери от взяточничества и коррупции в области государственных закупок в мире составляют 400 млрд. долл., что повышает государственные затраты на 20-30%.

В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, государственная закупка – это приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов [1].

К основным проблемам системы государственных закупок в Республике Беларусь можно отнести следующие:

– частые изменения в законодательной сфере;

– наличие правонарушений при организации госзакупок;

– отсутствие методических рекомендаций по проведению процедур государственных закупок;

– недостаток высококвалифицированных специалистов сферы организации государственных закупок [2].

В целях совершенствования системы государственных в Республике Беларусь проводятся следующие мероприятия:

– постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу государственных закупок;

– разработка и принятие мер по снижению коррупционных рисков (в т.ч. контроль закупок, требование использования интернет портала госзакупок);

– внедрение централизации государственных закупок;

– организация семинаров и курсов по вопросам организации государственных закупок и др.

Данные мероприятия способствуют достижению цели государственных закупок, а также решению задач социально-экономической политики.

На сегодняшний день в мире существует тенденция к унификации правил систем государственных закупок. Данный процесс актуален для Беларуси, по причине существующих планов вступления во Всемирную торговую организацию, а также в рамках торговли на территории Таможенного союза.  Основная цель унификации – создание возможностей для производителей и поставщиков участвовать в тендерах в различных странах. Примером может служить вступление в силу  и использование в государственных закупках нового общегосударственного классификатора по видам экономической деятельности. Также, в Беларуси с 2015 года активно ведется работа над созданием новой редакции Закона РБ «О государственных закупках товаров (работ, услуг). Данная необходимость возникла по причине необходимости изменения законодательства о закупках в связи с требованиями и нормами Договора о Евразийском экономическом союзе, вступившем в силу с 1 января 2015 года. Характерными чертами данного закона станут: электронный формат всех процедур государственных закупок, а также договоров по результатам проведения процедур.

Таким образом, следует отметить, что эффективная система государственных закупок является одним из важнейших факторов стойкого экономического роста, особенно в переходный период. В Беларуси проводится постоянная работа по совершенствованию системы государственных закупок, результаты которой способствуют повышению ее эффективности, решению основных задач госзакупок и социально-экономической политики государства при соблюдении основных важнейших принципов: гласность и прозрачность процесса государственных закупок; предотвращение коррупции в области государственных закупок; развитие добросовестной конкуренции; эффективное расходование денежных средств; обеспечение справедливого и беспристрастного отношения к потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям) и др [1].

 

Библиографический список:

1.     Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года №419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (с изменениями и дополнениями).

2.     Телещук Г.Я. Государственные закупки: пособие. – 2 изд., стер. / Г.Я. Телещук. – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 171.

 


Количество просмотров: 4687
теги:
17.06.2016 05:33 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама