УДК 658.7
ХАРАКТЕРИСТИКА ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА В ТУРИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ
Паржин Кира Николаевна
магистрант 1 курса,
Сибирский Федеральный Университет, г. Красноярск, Россия
E-mail: Parzhinkira1992@gmail.com
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
CHARACTERISTICS OF LOGISTICS SERVICE TOURISM
Parzhin Kira Nikolaevna
1st grade master-student,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific adviser – Lukinikh Valery Fedorovich
Doctor of economics, professor, head of Logistics department,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
В данной статье рассмотрена характеристика логистической системы в туристической фирме, из каких элементов состоит, что является обязательным. Так же в чем заключается роль логистики в таком виде сервиса. В статье приведены: состав логистичекой системы и стратегия ее разработки, провайдеры, основные принципы логистической системы турфирмы, виды затрат и предложение по их сокращению с помощью оптимизации логистической системы в некоторых ее элементах.
Ключевые слова: логистика, логистическая система, стратегия, логистический сервис, оптимизация, затраты
This article describes the characteristics of the logistics system in the travel agency, what elements is what is required. Just what is the role of logistics in such a service. The article presents composition of the logistics system and its development strategy, providers, the basic principles of logistics the travel agency system, the types of costs and a proposal for their reduction by optimizing the logistics system in some of its elements.
Key words: logistics, logistic system, strategy, logistic service, optimizing costs
Актуальностью написания этой статьи послужило разнообразие проблем, которые присущи туристической сфере деятельности. В статье рассмотрена взаимосвязь логистики и туризма, выявлены некоторые проблемы и способы их решения. Очень часто именно из-за неправильных логистических потоков в туристических фирмах плохо строится работа всей компании. Ведь логистика в этой сфере задействована практически во всех подразделениях, финансовый поток, транспортировка и перевозка клиентов, заказы и доставка билетов. Правильная логистическая системы повысит качество обслуживания клиентов, что в современных условиях является актуальным в целях привлечения туристов. Последнее в свою очередь достаточно положительно влияет на уровень экономического и социального фактора региона.
«Роль логистика в туристической фирме заключается в планировании, контроле и управлении операциями, совершаемыми в процессе формирования тура, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также в процессе передачи, хранения и обработки соответствующей информации» [1].
В состав логистической системы туристической компании входят:
1. Снабжение – Обеспечение туров, обеспечение отдыха, реклама
2. Производство услуг- готовые туры, экскурсии
3. Складирование-
4. Транспортировка – доставка до аэропорта, перелет, доставка до гостиницы, перевозка туристов во время экскурсий, планирование маршрутов самих тур. перелетов
5. Информация- полная координация и отслеживание за перелетом и передвижением туриста.
6. Сбыт – продажа самих готовых туров.
«В формировании логистической системы туристической фирмы принимают участие такие элементы как: турфирма, гостиница, столовая, удаленность от пляжа, экскурсии. И такие сезонные колебания, как: сезонные колебания спроса, статистика поездок, изменение цен на билеты, изменение политической ситуации, экономическая ситуация в стране. Без учета этих элементов и факторов работа логистики не может быть организована в полную силу» [2]. Также важной частью логистики в турфирме являются провайдеры.
Провайдеры логистический услуг:
1. Банки
2. Гостиницы
3. Перевозчики
4. Поставщики составных элементов туристского продукта
5. Потребители (пожелание, спрос).
«Компании должны разрабатывать долгосрочные планы перевозок туристов за границу, бронирования блоков мест в гостиницах. В таких случаях необходимо заранее до начала сезона планировать примерное количество туристов, которое фирме придется обслужить» [1].
«Как известно, во многих компаниях ответственность за перевозку туристов и продаж туров может входить в раздельные функции перевозок и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области продаж без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих затрат на перевозку из-за возникающей необходимости выкупать в разгар сезона авиабилеты у других компаний. В логистической системе вышеупомянутые функции должны быть взаимосвязаны» [1]. Поэтому важна разработка стратегии логистического сервиса.
Концепции разработки стратегии (этапы стратегии) логистического сервиса:
1. Проведение анализа изменения рыночных потребностей
2. Выявление спроса
3. Разработка оптимальных вариантов доставки и расселения, передвижения и обслуживания (сдвиг в распределительных каналах должен отразиться на повышении требований к логистике как системе в плане сроков, надежности и комплексности обслуживания)
4. Покупка билетов и мест в гостинице
5. Отслеживание за передвижением клиентов от А до Я
6. Контроль работы поставщиков (повышение логистических показателей поставщиков) [3]
Как известно, основными логистическими видами предпринимательской деятельности называют следующие принципы:
1. Точно в срок «Just in time» – совершенствование организации движения сервисных и туристских потоков;
2. Быстрый отклик – обеспечение поступления необходимой информации;
3. Интеграция– поддержание тесной связи с другими фирмами в выработке стратегии;
4. Нужный турист в нужное место– определение оптимального уровня логистического обслуживания;
5. Точно в срок «Just in time» – оценка эффективности деятельности логистических подразделений.
Я считаю, что оптимизация логистики в сфере туризма, как и в любой компании, очень важна, ведьnвесь поток действий происходящих в этом сервисном виде деятельности построены основном именно на логистике.
Оптимизация должна охватывать следующие аспекты:
1. Транспортировка (доставка)
2. Расселение (складирование)
3. Экскурсии (организация маршрутов)
4. Документооборот (билеты, так как если будут задержки в получении билетов клиент может отказаться)
Таким образом, нужно разработать ключевые показатели и их использовать для оптимизации:
1. Применить технические средства для визуализации перемещения (GPS навигация, отслеживание через «Яндекс» передвижение автобусов)
2. Программный продукт SRM
· Сезонные колебания
· Клиенты
· Стоимость транспорта
· Воронка продаж
Любая оптимизация в логистической системе помогает уменьшить уровень издержек в каждой из элементов цепи. А таких затрат в логистической системе туристических компаний много.
Виды основных затрат в логистическом сервисе в туристической фирме:
1. Предоплаты за билеты, бронирование мест в отеле
2. Покупка билетов, оплата гостиничных номеров
3. Оплата автобусов, такси доставляющих туристов до самолета
4. Транспортировка туристов от самолета до отеля
5. Экскурсии (перевозка)
6. Доставка после отдыха от отеля до аэропорта
7. Перелет
8. Встреча в аэропорту и доставка до дома (автобус, такси)
Оптимизация каждой из элементов логистической системы в туристической фирме это дополнительное уменьшение издержек, это довольные клиенты турфирмы, хорошая репутация, и как следствие устойчивое положение компании на рынке туристических услуг.
Библиографический список:
1. Смирнов И.Г. Логистика туризма // Учебники онлайн. URL: http://uchebnikionline.com/logistika/logistika_turizmu_smirnov_ig/logistika_turfirmi.htm
2. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме // Туристическая библиотека. URL:
http://tourlib.net/books_tourism/kvartalnov7-4.htm
3. Студенческая библиотека онлайн. URL:
http://studbooks.net/41431/logistika/logistika_turfirmy