Регион: Выбрать регион
Сейчас: 28 марта 22:15:57
Четверг
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫБОРА ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

УДК 658.7

 

         ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫБОРА ГРУЗОПЕРЕВОЗЧИКОВ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Панкратова Нелли Борисовна

студентка III курс,

Полоцкий государственный университет, г. Новополоцк, Беларусь

       E-mail:  nellypankratova@list.ru       

Научный руководитель – Банзекуливахо Мухизи Жан

к. т. н., доцент кафедры учёта и аудита, логистики и менеджмента,

Полоцкий государственный  университет, г. Новополоцк, Беларусь

 E-mail: bamuje@mail.ru

 

         WAYS OF THE IMPROVING EFFICIENCY OF THE CARGO CARRIERS SELECTION IN SUPPLY CHAINS OF PRODUCTS OF AN ENTERPRISE

Pankratova Nelly Borisovna

3th year student,

Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus

Scientific adviser – Banzekulivaho Muhizi John

Ph.D., associate professor of the department of accounting and auditing,

logistics and management

Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus

 

В данной статье выявлено место транспорта в обеспечении  эффективности управления цепями поставок продукции предприятия. Рассмотрены и описаны этапы выбора грузоперевозчика с учётом его покупательской способности и надежности осуществления перевозок. Предложены критерии оценки и выбора перевозчика и учтены соответствующие риски и неопределенности.

Ключевые слова: управление цепями поставок, транспорт, этапы выбора грузоперевозчика, риски выбора грузоперевозчика

 

This article identified the place of transport in the ensuring of the effectiveness of supply chain management of products of an enterprise. Examined and described the stages of cargo carrier selection, taking into account his purchasing power and reliability of the transport. taking into account its purchasing power and reliability of implementation of carriage. The criteria for evaluation and cargo carrier selection are offered and relevant risks and uncertainties are considered.

Key words: supply chain management, transport, stages of cargo carrier selection, risks of cargo carrier selection

 

Транспортировка является одной из ключевых логистических функций, связанная с перемещением груза транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок. Она включает в себя упаковку, грузопереработку, экспедирование, передачу прав и ответственности на груз, страхование рисков, таможенное оформление и т. п. Отсюда, немаловажным является выбор грузоперевозчика для доставки нужного товара надлежащего качества, в необходимом количестве, в нужное место и с наименьшими логистическими издержками. Существуют различные критерии, которые позволяют оценить грузоперевозчиков. Для ведения какого-либо бизнеса, довольно часто необходим особый транспорт, который способен сохранить весь перевозимый груз в оптимальном товарном состоянии. В зависимости от расстояния перевозки и наличия определенной инфраструктуры, транспортировка грузов может быть автомобильной, водной, воздушной или железнодорожной. При выборе конкретного вида транспорта, как правило, основываются на трех фактах: время, сохранность груза и стоимость. Конечно, время доставки и стоимость перевозки, рассчитать еще можно, но к такому параметру, как сохранность груза, нужно отнестись со всей серьезностью. Грузоперевозки в современном мире и в сегодняшних условиях рыночного хозяйствования, когда транспорт является связующим звеном между всеми участниками логистической цепи, трудно переоценить. Услуги по транспортировке востребованы все больше и больше с каждым годом.

При выборе грузоперевозчика рекомендуется придерживаться следующих этапов:

1.  Отобрать наиболее важные и значимые критерии. Такие критерии используются для того, чтобы сократить объем анализируемой информации, произвести отбор желательных транспортных компаний во всем их многообразии. Наиболее важными критериями выбора грузоперевозчика являются скорость доставки до конечного потребителя, надежность доставки (сохранность перевозимых грузов) и цена транспортировки  (тарифы);

2.  Собрать необходимую информацию о выявленных перевозчиках – проведение маркетинговых исследований, анализ мнений прошлых клиентов, коллег и др.

3.  Определить группу наиболее привлекательных перевозчиков. На данном этапе выбывают те транспортные компании, которые по тем или иным причинам не подошли для сотрудничества. К примеру, выбираем перевозчика по скорости, надежности и цене транспортировки. Устанавливаем предпочитаемый уровень – средний или высокий. Все компании, которые не удовлетворяют хотя бы одному из выбранных критериев, автоматически отсеиваются;

4.  Собрать дополнительную информацию об отобранных перевозчиках, качественно ее проанализировать;

5.  Произвести более тщательную оценку перевозчиков, как по основным критериям, так и по дополнительным (экспедирование отправок, квалификация персонала, наличие дополнительных услуг по доставке и др.) и проранжировать их по степени привлекательности;

6.  Вести переговоры с выбранными перевозчиками. На данном этапе может возникнуть непредвиденные ситуации (например, повышение тарифов на услуги), поэтому рекомендуется вести переговоры с несколькими транспортными компаниями, которые имеют наиболее высокий рейтинг при ранжировании;

7.  Окончательно выбрать грузоперевозчика [1].

Кроме того, при выборе оптимального перевозчика особое внимание необходимо уделять его покупательской способности и требованиям надежности осуществления перевозок. Параметру покупательской способности соответствуют тарифы и скидки с них со стороны перевозчика. Надежность перевозки характеризуют время (сроки) перевозки, обеспечение сохранности груза и его  потребительских свойств при перевозке.

Организации, занимающиеся грузоперевозками, предоставляют своим клиентам все более широкий спектр услуг, гарантируя при этом качество их оказания. Путь груза начинается с разработки концепции и оптимального маршрута его доставки, подготовки документации и расчета стоимости перевозки. При этом определяются необходимые транспортные и погрузочно-разгрузочные средства, оформляются необходимые разрешения, осуществляется мониторинг движения груза с момента начала отгрузки до момента доставки его конечному потребителю [2].

Для обеспечения эффективности работы по осуществлению грузоперевозок следует внедрить механизм оценки и выбора перевозчиков груза, предусматривающего использование специальной ранговой системы таких критериев, как надежность времени доставки (транзита), тарифы (затраты) транспортировки, готовность грузоперевозчика к переговорам об изменении тарифов, финансовая стабильность грузоперевозчика, наличие дополнительного оборудования по грузопереработке, частота сервиса, наличие дополнительных услуг по комплектации и доставке груза, сохранность груза, экспедирование отправок, квалификация персонала.

Задача сводится к определению суммарного рейтинга по критериям по каждому грузоперевозчику.

Кроме того, рекомендуется учитывать риски и неопределенности  при выборе грузоперевозчиков.

Риски и неопределенности могут проявить себя в таких случаях, как:

-     порча или частичная утрата груза;

-     опоздание транспортного средства и срыв загрузки;

-     недостаточно широкий спектр предоставляемых услуг;

-     ошибки в документах;

-     несвоевременное представление документов;

-     неготовность перевозчика возместить ущерб за порчу либо утрату груза;

-     отказ перевозчика выплачивать выставленные штрафные санкции;

-     факты мошенничества и др.

Данные случаи вызывают проблемы, которые подлежат решению для  повышения эффективности выбора грузоперевозчиков в цепи поставок продукции предприятия. Рассмотрим их более подробно.

Порча или частичная утрата груза. Часто встречается ситуация, когда в  документах, сопровождающих груз, не отмечена необходимость соблюдения температурного режима при перевозке груза. При повышенной или сниженной температуре перевозимый товар может полностью или частично портиться. Договор перевозки должен содержать чёткий механизм возмещения потерь в подобных ситуациях. Для минимизации потерь при перевозке грузов у логистических компаний-перевозчиков должна быть система мониторинга их состояния в пути.

Опоздание транспортного средства и срыв загрузки. Опоздание транспортных средств на загрузку или к месту разгрузки - наиболее часто возникающие ситуации в процессе перевозки грузов. Подобные проблемы могут возникать в результате действия объективных внешних факторов (например, из-за изменения погодных условий, забастовок сотрудников госорганов на границе и др.).   Однако чаще всего опоздания транспортных средств и срыв загрузки происходят по вине самих транспортных компаний-перевозчиков.

Недостаточно широкий спектр предоставляемых услуг. В настоящее время транспортно-логистический рынок насыщен огромным количеством игроков различного масштаба. Среди этого многообразия можно выделить как узкоспециализированные компании, так и те, которые оказывают максимально широкий спектр услуг. Поэтому очень важно оценивать ситуацию при выборе логистического партнера по перевозке грузов на долгосрочный период.

Ошибки в документах. Сфера международных грузоперевозок регламентирована большим количеством нормативных законодательных актов отдельных стран, а также требованиями к документообороту игроков транспортного рынка. Более того, учитывая постоянные изменения и дополнения в регламентирующих документах, довольно трудно владеть всей информацией в полном объеме. Для учета всех тонкостей требуется наличие квалифицированных и компетентных сотрудников юридической и финансовой служб, а также четко налаженная система управления для отслеживания и внесения корректировок во все документы. Кроме того, необходимо наличие в компании системы оперативного обучения персонала. При отсутствии этого, возможен допуск систематических ошибок в документах, которые могут доставить компании-перевозчику массу проблем при налоговой проверке, либо в иных сложных ситуациях. Для минимизации такого рода рисков необходимо проводить дополнительную проверку своих партнеров по перевозке грузов.

Несвоевременное представление документов. Это может привести к дополнительным затратам в связи с задержкой при прохождении таможенной границы, при выпуске груза из порта и т.п. Как правило, такие систематические ошибки связаны, в первую очередь, с недостаточной дисциплинированностью сотрудников, отсутствием автоматизированных систем для контроля и оперативного составления необходимых документов, а также с низким уровнем компетентности управленческой команды.

Неготовность  перевозчика возместить ущерб за порчу либо утрату груза. При выборе перевозчика многие заказчики не уделяют особого внимания его финансовой устойчивости, руководствуясь тем, что не перевозчик платит за заказ, а заказчик платит перевозчику. На первый взгляд может показаться, что финансовое состояние поставщика услуг значения не имеет. При возникновении вопросов актуальным становится такой аспект, как финансовая стабильность перевозчика. Поэтому перевозчик должен иметь возможность в случае порчи груза в процессе доставки возместить потери, даже если его ответственность как перевозчика застрахована или осуществлено страхование перевозимого груза.

Отказ перевозчика выплачивать выставленные штрафные санкции. Почти все договоры на доставку грузов содержат информацию о штрафных санкциях, которые будут выставлены перевозчику в случае невыполнения взятых на себя обязательств, например, за опоздание транспортного средства под загрузку, несоблюдение заявленного транзитного времени, несвоевременное представление документов. К сожалению, такие случаи нередки и причин их возникновения достаточно много, начиная с внутренних проблем у компании-перевозчика и заканчивая неблагоприятными погодными условиями или непредвиденными пробками на таможенной границе.

Факты мошенничества. Сфера грузоперевозок всегда находилась и будет находиться в центре внимания многочисленных преступных групп. К сожалению, несмотря на меры, предпринимаемые правоохранительными органами, количество случаев хищения перевозимых грузов из года в год не уменьшается. При этом, помимо грабежей и краж, совершаемых в перевозках, преступники под видом перевозчиков все чаще принимают грузы от отправителей, после чего исчезают в неизвестном направлении [3].

Минимизация Рисков и неопределенностей в вышеизложенных случаях  будет способствовать повышению качества и  эффективности управления рисками, т.е. минимизации их последствий, а также снижению уровня неопределенности при выборе грузоперевозчиков. В результате решения данных проблем предприятие сможет рассчитывать на эффективность выбора грузоперевозчиков с минимальным уровнем рисков и неопределенности, что приведет к повышению надежности использования посторонних услуг по перевозке грузов.

 

Библиографический список:

1.  Актуальность грузоперевозок в наше время [Электронный ресурс].                   – Режим доступа: http://zakazperevozka.ru. – Дата доступа: 31.03.2016

2.  Автомобильный транспорт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.b-info.by. – Дата доступа: 31.03.2016

3.   Ошибки при выборе партнера по логистике [Электронный ресурс].                       – Режим доступа: http://katera.ru. – Дата доступа: 26.03.2016.


Количество просмотров: 2617
теги:
17.06.2016 05:31 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401





Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама