УДК 658.7
КАНАЛ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ В ЛОГИСТИКЕ: ПОНЯТИЕ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
Пальчех Татьяна Владимировна
студентка 4 курса,
Полоцкий государственный университет, г. Полоцк, Беларусь
E-mail: palchekh_t@mail.ru
Научный руководитель – Мещерякова Ольга Михайловна
м.т.н., старший преподаватель
Полоцкий государственный университет, г. Полоцк, Беларусь
E-mail: olga.kachan85@mail.ru
DISTRIBUTION CHANNEL IN LOGISTICS: THE CONCEPT, CHALLENGES AND SOLUTIONS
PalchekhTatsianaVladimirovna
4st grade student,
Polotsk State University, Polotsk, Belarus
Scientific adviser – Meshcheryakova Olga Mihailovna
m.t.s, senior teacher,
Polotsk State University, Polotsk, Belarus
В данной статье рассмотрено организационно-экономическое содержание канала распределения, проведен обзор отечественных и зарубежных литературных источников, раскрыты основные проблемы в развитии распределительной деятельности, предложены пути их решения.
Ключевые слова: распределение продукции, канал распределения
This article describes the organizational and economic content distribution channel, a review of domestic and foreign literature, revealed major problems in the development of distribution activities, ways to solve them.
Key words: product distribution, distribution channel
Актуальность исследования обусловлена существующими в экономической науке проблемами несоответствия понятийного аппарата данной темы, в несовершенстве нормативно-правового обеспечения, несоответствии общим мировым тенденциям, нехватке знаний в области логистики, повышении требований к качественным характеристикам процесса распределения, а также усложнении системы рыночных отношений.
Нами подробно изучено понятие «канала распределения». При анализе мнений отечественных и зарубежных авторов, было установлено, что одинаковое понимание данной категории отсутствует. Изучив существующие дефиниции, нами выявлены четыре подхода к определению данного понятия (таблица 1).
Таблица 1 – Взгляды авторов на понятие «канал распределения»
Автор (источник) |
Ключевые слова (канал распределения - это) |
|||
путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю |
линейно упорядоченное множество различных логистических посредников, проводящих потоки готовой продукции одного наименования или ассортимента от конкретного производителя к конечному или промежуточному потребителю |
совокупность форм и отдельных лиц, которые принимают на себя и помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю |
все организации, через которые должен пройти товар с момента его изготовления и до момента его потребления |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вдовина С.Б., Зайцев А.Н. [1, с. 37] |
+ |
+ |
|
|
Голубков Е.П[2, с. 371] |
+ |
|
|
|
Калмыкова Д. Ю. [3, с. 54] |
+ |
|
|
|
Ланкина В. Е. [4, с. 163] |
|
|
+ |
|
Видяпин В. И. [5, с. 170] |
+ |
|
|
|
Алесинская Т.В [6, с. 95] |
|
|
+ |
|
Аникин Б. А. [7, с. 192] |
|
|
+ |
|
Современный экономический словарь [8, с. 139] |
+ |
|
|
|
Нагапетьянц Н. А. [9, с. 97] |
+ |
|
+ |
|
http://k2x2.info/[10] |
+ |
|
+ |
|
http://www.grandars.ru/ [11] |
+ |
|
|
|
http://edu.dvgups.ru/[12] |
+ |
|
|
|
http://fmi.asf.ru/ [13] |
|
|
+ |
|
http://marketedst.ru/ [14] |
|
|
|
+ |
http://marketing-tut.ru/ [15] |
|
|
+ |
|
Итого, % |
53 |
7 |
40 |
7 |
Примечание: собственная разработка на основании изученной экономической литературы
Анализируя многообразие подходов, нами было выделено следующее определение, которое максимально раскрывает данное понятие, а также показывает практическую направленность логистики и взаимодействие всех субъектов канала распределения: канал распределения – это линейно упорядоченное множество различных логистических посредников, через которых проходит готовая продукция соответствующего ассортимента и качества от изготовителя до конечного потребителя.
Таким образом, можно сказать, что каждая организация должна знать определение канала распределения для того, чтобы быть конкурентоспособной, а также для увеличения сбыта ее продукции. Также формирование канала распределения существенно определяет возникновение и регулирование конфликтов органов сбыта, работающих в нем (например, производитель, агент, продавец).
В связи с тем, что развитие логистической системы Республике Беларусь имеет ряд экономических, финансовых, правовых, технических и иных барьеров, таких как:
- недостаточный уровень развития логистической инфраструктуры;
- отсутствие льгот на внешнем рынке;
- сложности таможенных процедур;
- нехватка финансовых средств для строительства новых магистралей, распределительных центров, а также улучшения придорожного сервиса;
- недостатки в послереализационном обслуживании, такие как нежелание принять товар, нарушение сроков хранения, ухудшение репутации и т.п.;
- недостаточный уровень развития страны в целом. Так по индексу эффективности логистики (LPI) в 2014 году Республика Беларусь занимает 99-е место. Ранжирование проводилось по ряду индикаторов в сфере торговли, включая эффективность таможенной администрации, качество инфраструктуры и своевременность отгрузки товаров, которые признаются важнейшими для развития стран.
Соответственно и в развитии распределительной деятельности существуют сдерживающие факторы, к которым можно отнести:
- отсутствие прочных связей между производителями, поставщиками и потребителями;
- проблемы с выбором схемы распределения материального потока;
- сложности с определением оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
- трудности в определении оптимального месторасположения этих распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
- слабое понимание сущности и необходимости управления каналом распределения, так не все организации понимают, что управление каналом распределения является одним из важных элементов, который делает ее конкурентоспособной и увеличивает объем производства продукции и тем самым улучшает финансовое состояние организации;
- потери от неэффективного перераспределения товаров между складами, торговыми точками, распределительными центрами, поставщиками, клиентами;
- проблемы в планировании, организации и управлении логистическим сервисом;
- низкий технический уровень организаций оптовой и розничной торговли, транспорта;
- слабое развитие информационных технологий;
- важным недостатком является отсутствие нормативно-правовых актов, которые регулируют распределительную деятельность в Республике Беларусь. Это обстоятельство усложняет работу организаций, а также создает проблемы в сотрудничестве с другими странами.
Для того чтобы повысить уровень логистической системы Республики Беларусь и решить данные проблемы, необходимо:
- снизить затраты в каналах распределения;
- уменьшить транспортные, складские и управленческие расходы;
- использовать современные технологии;
- применять систему мониторинга;
- улучшить качество логистических услуг;
- упростить таможенное оформление.
Таким образом, распределительная логистика выступает неотъемлемой частью общей логистической системы. Она обеспечивает наиболее эффективную организацию распределения произведенной продукции и охватывает всю цепь системы распределения: маркетинг, транспортировку, складирование и другие операции, совершаемые в процессе доведения продукции до потребителя.
Комплексное решение отмеченных проблем с учетом тенденций развития мирового рынка логистических услуг позволит организациям Республики Беларусь завоевать устойчивые позиции в международной логистике. Развитая логистическая инфраструктура страны стимулирует приток иностранных инвестиций, значительный рост объемов транзитных перевозок, формирование дополнительных конкурентных преимуществ белорусских участников рынка транспортно-логистических услуг и значительный рост экспортного потенциала страны.
Библиографический список:
1. Логистика: учеб.пособие / С.Б. Вдовина, А.Н. Зайцев; Нижегородский государственный технический университет им Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2009. – 164 с.
2. Голубков Е.П. ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА:Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 1999. – 656 с.
3. Калмыкова Д. Ю. Вестник Оренбургского государственного университета Выпуск № 8 / 2009.
4. Логистика распределения и сбыта: учеб.пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки менеджера / В.Е. Ланкина. - Таганрог: ТРТУ, 2006.
5. Б 19 «Бакалавр Экономики». Хрестоматия в 3 томах. Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Центр кадрового развития. Том 2./под общ.ред. В.И. Видяпина. - Информационно-издательская фирма "Триада", М., 1999 год. - 1056 с.
6. Основы логистики. Функциональные области логистического управления (ч. 3). / Т. В. Алесинская – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2010. – 116 с.
7. Логистика: учеб.пособие / под ред. Б.А. Аникина. – М.ИНФРА-М.,1999. - 327 с.
8. Современный экономический словарь. – 2-е изд. / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева, испр. М.: ИНФРА - М., 1999. - 479 с.
9. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности / Н.А. Нагапетьянц., 2007. – 272с.
10. Каналы распределения продукции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://k2x2.info/. – Дата доступа: 27.03.206.
11. Структура и типы каналов распределения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/. – Дата доступа: 27.03.2016.
12. Сущность и общая структура каналов распределения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/. – Дата доступа: 27.03.2016.
13. Каналы распределения товаров и услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fmi.asf.ru/. – Дата доступа: 27.03.2016.
14. Каналы распределения товаров: определение, функции, структура и уровни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marketedst.ru/. – Дата доступа: 27.03.206.
15. Каналы распределения товаров и услуг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://marketing-tut.ru/. – Дата доступа: 28.03.2016.