Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:39:26
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УДК 658.7

 

АНАЛИЗ ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пальчевская Татьяна Сергеевна

Студентка 4 курса,

Полоцкий государственный  университет, г. Новополоцк, Беларусь

E-mailpalchevskaya.tanya@gmail.com

Научный руководитель – Мещерякова Ольга Михайловна

магистр технических наук, старший преподаватель

Полоцкий государственный  университет, г. Новополоцк, Беларусь

E-mail: olga.kachan85@mail.ru

 

ANALYSIS OF THE FINANCIAL PERFORMANCE OF THE TRANSPORT SECTOR IN THE REPUBLIC OF BELARUS AND RUSSIAN FEDERATION

Palchevskaya Tatyana Sergeevna

1st grade student,

Polotsk State University, Novopolotsk, Belarus

Scientific adviser –Mescheryakova Olga Mihailovna

Master of Technical Sciencies, Senior Lecturer

PolotskStateUniversity, Novopolotsk, Belarus

 

В статье рассмотрены показатели деятельности транспортной отрасли Республики Беларусь, удельный вес убыточных организаций в общем их количестве, рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг, удельный вес организаций с просроченной дебиторской и кредиторской задолженностью в общем количестве организаций транспортной отрасли с задолженностью по сравнению с аналогичными показателями Российской Федерации.

Ключевые слова: логистика, рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг, дебиторская задолженность, кредиторская задолженность, убыточные организации.

        

Indicators of transport sector activity of the Republic of Belarus have been researched in this article: the share of unprofitable enterprises in their total amount, profitability of sold products, goods, works and services, the proportion of organizations with overdue receivable and payable accounts in the total number of organizations with debt in the transport sector compared to the same Russian indices.

Key words:    logistics, profitability of sold products, goods, works and services, receivable accounts, payable acconts, loss-making companies.

 

Транспорт является одной из наиболее перспективных отраслей сферы услуг, развитию которой уделяется все больше внимания со стороны государства. Выгодное геополитическое положение и развитие отношений с Евросоюзом способствует развитию транспортной отрасли Беларуси.

Вместе с тем, количество убыточных транспортных организаций постоянно растет. На рисунке 1 представлен удельный вес убыточных организаций Республики Беларусь в общем количестве транспортных организаций в сравнении с Российской Федерацией.

\s

5ef059938ba799aaa845e1c2e8a762bd.jpg
Рисунок 1 – Удельный вес убыточных организаций в Республике Беларусь и Российской Федерации

Примечание: собственная разработка на основании источника [1, с.106] и [2]

Как видно из рисунка 1, для Беларуси и России прослеживается общая тенденция увеличения числа убыточных организаций к 2013 году. Как в России, так и в Беларуси наибольший удельный вес убыточных организаций связан с воздушными перевозками, а также водным транспортом. Это связано с высокой стоимостью активов для перевозки данными видами транспорта, а также их относительной непопулярностью. Следует отметить, что в Беларуси гораздо меньший удельный вес убыточных организаций, связанных с железнодорожными и автомобильными перевозками.

На рисунке 2 представлена рентабельность транспортных организаций Беларуси и России.

\s

07e1cd7dca89a1678042477183b7ac3f.jpg
Рисунок 2 – Рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг организаций транспорта Беларуси и России

Примечание: собственная разработка на основании источника [1, с.105]и [2]

Как видно из рисунка 2, рентабельность реализованных услуг транспорта в Республике Беларусь незначительно увеличилась по сравнению с 2009 годом, однако прослеживается тенденция ее уменьшения к 2013 году. В Российской же Федерации рентабельность реализованных услуг стабильно падала на протяжении пяти лет, и после 2011 года достигла уровня более низкого, чем в Республике Беларусь. Следует отметить, что в 2013 году произошел резкий скачок вниз данного показателя, связанный с резким ростом себестоимости транспортных услуг на фоне незначительно роста выручки как в Беларуси, так и в России.

На состояние транспортной отрасли оказывает влияние и большой процент просроченной дебиторской и кредиторской задолженности в общем количестве дебиторской и кредиторской задолженности. Данные по этим показателям представлены на рисунке 3.

\s

da4fb5c6e93e74d3df8527599fa62642.jpg
Рисунок 3 – Удельный вес просроченной дебиторской и кредиторской задолженности Беларуси и России

Примечание: собственная разработка на основании источника [1, с.110] и [2]

Согласно рисунку 3, до 2012 года просроченная дебиторская и кредиторская задолженность белорусских транспортных организаций значительно превышала таковую российских. В 2012 году произошел резкий спад данных показателей, однако к 2014 году они снова значительно возросли, превысив показатели России. И если до 2012 года превалировали показатели просроченной дебиторской задолженности, то к 2014 году увеличилось количество белорусских транспортных организаций, неспособных расплатиться по своим долгам перед кредиторами. В Российской же Федерации образовалась обратная ситуация, когда количество просроченной дебиторской задолженности к 2014 году превысило просроченную кредиторскую задолженность.

Таким образом, в Республике Беларусь с каждым годом растет число убыточных организаций. На увеличение числа как транспортных организаций в целом, так и убыточных транспортных организаций повлияло создание Программы развития логистической системы Республики Беларусь на 2011-2015 годы. В результате внедрения данной программы возросло количество организаций, осуществляющих логистическую деятельность, однако, в то же время, возросло и число убыточных организаций.

В то же время на рост удельного веса убыточных транспортных организаций в общем их количестве, а также снижение рентабельности и увеличение суммы дебиторской и кредиторской задолженности, в том числе и просроченной, повлияло обострение глобального экономического кризиса, рост инфляции и проблемы со сбытом продукции на внешних рынках.

Как бы то ни было, удельный вес убыточных организаций транспортной отрасли остается незначительным по сравнению с такими отраслями экономики Беларуси, как например, сельское хозяйство и рыболовство [3].

 

 

 

 Библиографический список:

1.                Транспорт и связь в Республике Беларусь: Статистический сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь; Отв. ред. В.И. Зиновский. – Минск. 2014. – 126 с: т.

2.                Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.gks.ru.–Дата доступа: 05.04.2016.

3.                Число убыточных организаций и размер их убытков растет, несмотря на улучшение количественных показателей в экономике Беларуси / Бизнес Новости [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://doingbusiness.by.– Дата доступа: 06.04.2016.

4.                Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. –Дата доступа: 05.04.2016.


Количество просмотров: 2182
теги:
17.06.2016 05:30 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации: