УДК 658.7
ЛОГИСТИКА ВОЗВРАТНЫХ ПОТОКОВ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
Ноздрина Анна Дмитриевна
студентка,
Красноярский государственный аграрный университет,
г.Красноярск, Россия
E-mail: venera-14@mail.ru
Научный руководитель – Коновалова Анна Юрьевна
Ассистент кафедры Международного менеджмента,
Красноярский государственный аграрный университет,
г.Красноярск, Россия
E-mail: angelane4ka@mail.ru
LOGISTICS OF RETURN FLOWS AS A TOOL OF IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE FIRM’S ACTIVITY
Nozdrina Anna Dmitrievna
Student,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific adviser – Konovalova Anna Yurievna
Assistantof International management department,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
В статье обоснована актуальность и эффективность использования инструментов логистики в организации бизнеса. Рассматриваются вопросы развития логистики возвратных потоков на примере зарубежной фирмы ZARA. Дана классификация внешней и внутренней возвратной логистики фирмы.
Ключевые слова: Логистика возвратных потоков, послепродажное обслуживание, возврат
The actuality and effectiveness of using the tools of logistics in business activity is proved in the article. The questions of Logistics of return flows development is described on the example of foreign company ZARA. The classification of external and internal Logistics of return flows is given in this article.
Key words: Logistics of return flows, aftersales service, return
В современных условиях развития бизнеса возрастает конкуренция и возникает все большая необходимость применения уникальных методов и мер борьбы за сохранение не только доли на рынке, но и бизнеса в целом. В связи с этим, применение таких инструментов логистики как, например, возвратная логистика приобретает все большую актуальность, поскольку основными её целями являются следующие:
- Создание новых каналов в сети поставок распределения и обратного движения (в идеале, использование уже имеющихся).
- Оптимизация издержек в производстве многократно используемых товаров.
Внедрение логистики возвратных потоков, обосновано появлением недостатков в логистической цепи товародвижения от производителя к потребителю. При организации обратного движения материального потока, участники логистической цепи должны решать массу проблем,таких, например, как:
- расчет финансов,
- транспортировка,
- утилизация некачественной продукции, и т.д.
Многим компаниям часто приходиться сталкиваться с проблемами возвратов товаров от покупателей. Это происходит ввиду того, что все цепи поставок изначально формируются как «прямая логистика».
Затраты на возвратную логистику составляют 4-6% от общих логистических издержек, согласно статистическим данным, большую часть возврата продукции инициируют сами потребители. Выведем средний процент возврата потребителями своих покупок, который составляет 7% по результатам анализа различных мировых источников. Для некоторых же отраслей, процент возврата продукции может варьироваться, как представлено ниже:
- книжная продукция – 10-15%,
- компьютеры и комплектующие – 10-18%,
- одежда – 30-40%,
- продукция массового потребления – 5-15%,
- товары, купленные посредством Интернет – 20-80% [1].
Таким образом, возвратная логистика занимаетважноеместо в управлении цепями поставок.
В мировой практике возвратная логистика представлена тремя группами:
- возвратные потоки от производителей,
- возвратные потоки сети распределения,
- возвратные потоки от потребителей.
Возвратные потоки от производителей составляют все материалы, сырьё и компоненты, пригодные к вторичному использованию на стадии производства. Этому способствуют несколько факторов. Во-первых, сырьё и материалы могут представлять остатки, которые возможно использовать вновьв производственном процессе. Во-вторых, компоненты и готовая продукция могут быть забракованы контролем качества и отправлены на доработку [5, с.45].
К возвратам сети распределения относятся все возвратные потоки, возникающие на стадии распределения готовой продукции. Причина таких возвратов — отзыв продукции из распределительной сети, перераспределение запасов в распределительной сети и возврат товароносителей, имеющих функциональный характер (например, паллеты и контейнеры, которые можно использовать несколько раз).
К возвратам по причине отзыва продукции относятся товары, использование которых может быть небезопасно. Такая продукция должна быть изъята производителем из распределительной сети.
В качестве примера организации возвратной логистики была проанализирована деятельность зарубежной фирмы ZARA (далее ZARA) на территории Сибирь - Дальний Восток.
ZARA является одной из крупнейших мировых фирм в сфере производства модной одежды. Она входит в одну из крупнейших мировых дистрибьюторских групп Inditex.
Целью фирмы является достижение высоких продаж и захват новых рынков. Миссия: «Мода для всех».
Логистика в ZARA появилась в 1984 году, что ознаменовалось созданием первого распределительного логистического центра.
Основной функцией распределительного центра была организация таких мероприятий как:
- организация графика поставок точно в срок,
- планирование процесса реализации товара,
- организация возвратной логистики.
Частью возвратной логистики является и послепродажное обслуживание.
Инновационными подходами к послепродажному обслуживанию являются обратная связь с покупателями, наличие гарантийного срока товара в течение 30 дней с момента покупки, а также наличие таких услуг, как портная, химчистка, интернет заказы. Быстрая доставка составляет не менее 3-5 дней, покупатель может забрать свою покупку в течение двух недель, каждый покупатель оповещается о доставке товара в магазин посредством мобильной связи.[4]
Важная роль на фирме отводится возвратной логистике.
Возвратная логистика в ZARA представляет собой внешние и внутренние мероприятия.
Внешние мероприятия – те, что связаны с возвратами от потребителей, такие,например, как:
- Возврат брака. Если покупатель обнаруживает брак и возвращает товар, то бракованная вещь бронируется и отправляется на склад в специально помеченную коробку с надписью «Брак», затем, все бракованные вещи с периодичностью раз в месяц отправляются на склад в г.Москва для утилизации и переработки во вторсырьё.
- Интернет возврат. Вещи, заказанные посредством Интернет и те, которые не подошли по размеру, отправляются на сток магазина, что приносит дополнительную прибыль.
- «Разнопарки» (один ботинок). Разнопарная обувь, которая в конце сезона отправляется на склад в г.Москва на утилизацию и переработку во вторсырьё.
- Остатки распродажи. Вещи, которые не были куплены по тем или иным причинам, отправляются на склад в г.Москва для переработки во вторсырьё или для помощи беженцам.
Внутренние мероприятия – те, что связаны с организацией движения материального потока внутри компании,такие, например, как:
- Возврат вешалок, паллетов, оборудования. Вешалки, паллеты, оборудование возвращаются на складдля ихповторного использования.
- Диволюшн. Перемещение между магазином и складом в г.Екатеринбург, т.е временное хранения товара, который не пользуются спросом. Перед началом распродажи, все вещи возвращаются в тот магазин, из которого они были отправлены.
- Трансфер. Перемещение товаров по магазинам в разных городах, что позволяет увеличить прибыль от продажи товара, который пользуется спросом.
Помимо всего вышеперечисленного, в ситуациях, когда происходят ошибки при сортировке коробок, на данную коробку составляется накладная, магазину который не получил коробку, сообщается о ее местонахождение и затем она отправляется в тот магазин, в который должна была прибыть.[3]
Подобное внедрение возвратной логистики в процессе организации деятельности фирмы приводит к сокращению издержек. И если до внедрения подобных мероприятий товар просто списывался или заново выставлялся на продажу, то при использовании возвратной логистики в этом нет смысла. С появлением специально отведенного места для бракованных вещей, сократилась вероятность смешивания бракованного товара с качественным, поскольку всё документально регистрируется в базе данных. Более того, на фирме тщательно ведётся работа по обработке возвратов и, если продукцию массово возвращают, то, в рамках распределительной логистики, товар списывается с продажи целиком.
Все это естественным образом сказывается на повышении качества и уровня обслуживания, формировании доверительного отношения и, как следствие, сохранении клиентов и привлечении новых. А клиенты, как известно, являются не только средство распространения информации как положительной, так и отрицательной, но и выступают непосредственным источником доходов любой коммерческой фирмы.
Таким образом, возвратная логистика позволяет систематизировать данные и вести эффективную отчетность, что влияет на выявление причин возврата, виды возвращаемых товаров и их состояние. Владея такой информацией, ZARA не только сократила свои издержки, но и повысила уровень спроса на товар.
Библиографический список:
1.Электронный ресурс. Логистика возвратов. [Режим доступа]: https://mbschool.ru/articles/55005. Дата и время обращения: 30.03.2016, 18:00.
2.Уваров С. Управление возвратными потоками в цепях поставок как фактор организации бережливого производства // Логистика. – 2012. - №5. – С. 45-47.
3.Электронный ресурс. Корпоративный сайт для сотрудниковс ограниченным доступом. [Режим доступа]: https://inet.inditex.com. Дата и время обращения: 28.03.2016, 17:20.
4. Электронный ресурс. Indetex. [Режим доступа]: http://www.inditex.com/. Дата и время обращения: 28.03.2016, 19:45.
5.Электронный ресурс. Возвратная логистика: новый центр прибыли. [Режим доступа]: http://studme.org/18421120/logistika/logistika_vozvra. Дата и время обращения: 29.03.2016, 20:00.