УДК 656.07
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ТЕРМИНАЛОВ ПРИ АЭРОПОРТАХ
Морозевич Екатерина Сергеевна
Студентка 4-го курса,
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева,
г. Красноярск, Россия
E-mail: katyamorozevich@mail.ru
Научный руководитель – Товстоношенко Валентина Николаевна
Доцент кафедры логистики,
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск, Россия,
E-mail: teachervalya@mail.ru.
FEATURES OF OPERATION OF CARGO TERMINALS AT AIRPORTS
Morozevich Ekaterina Sergeevna
4th year student,
Reshetnev Siberian State Aerospace University,
Krasnoyarsk, Russia
Scientific adviser – Tovstonoshenko Valentina Nikolaevna
Assistant Professor of logistics,
Reshetnev Siberian State Aerospace University, Krasnoyarsk, Russia
В статье рассмотрены основные отличительные особенности функционирования грузовых терминалов при аэропортах. Описаны характеристика хранимых грузов, используемое оборудование для транзитно-перевалочного склада при аэропортах, а также основные этапы технологического цикла обработки грузовых потоков на терминале.
Ключевые слова: логистика, авиация, транзитно-перевалочный склад при аэропортах, грузовой терминал
The article describes the main features of the functioning of cargo terminals at the airport. Describe the characteristics of the stored goods, equipment used for transit and transshipment warehouse at the airport, as well as the main stages of the technological cycle of processing of cargo flows on the terminal.
Key words: logistics, aircraft, transit and transshipment warehouse at airports, cargo terminal
Склады являются важнейшими элементами логистических систем. Современный складской комплекс представляет собой большой и сложный организм, требующий постоянного внимания и контроля. Движение через склад связано с затратами, что увеличивает стоимость конечного продукта. Проблемы, связанные с функционированием складов, имеют значительное влияние на движения материальных потоков в логистической цепи в целом. Необходимость в специально обустроенных местах для хранения и обработки грузопотоков существует на всех стадиях движения материального потока. Грузовые комплексы при аэропортах являются одним из звеньев цепи поставок грузов от производителя до конечного потребителя и осуществляют наземную обработку прибывающих и отправляемых грузов, а также оказывают определённые складские услуги.
На сегодняшний день авиаперевозки грузов носят характер весьма распространённой и востребованной услуги. Авиатранспорт способен преодолевать огромные расстояния и поставлять груз даже в труднодоступные места, и как следствие расширять территориальные границы бизнеса. В настоящее время доходность грузовых авиаперевозок несовместима с доходностью пассажирских и деловых, поэтому данному направлению уделяется значительно меньше внимания, а на развитие определённой инфраструктуры выделяется гораздо меньше средств. Кроме того, в России ещё нет автономных грузовых авиационных терминалов, которые бы использовались только для перевалки грузов. Все грузовые терминалы располагаются только при крупных пассажирских аэропортах, так как грузовое направление не является приоритетным для нашей авиации. Таким образом, происходит удорожание стоимости перевозки груза, и как вследствие, сокращение числа потребителей данной услуги. Затраты на обработку товаров в грузовых терминалах при аэропортах весьма высоки в силу специфики развития авиационного бизнеса в России. Одним из способов их снижения является рационализации движения грузовых потоков на территории транзитно-перевалочного склада, а также увеличение скорости обработки проходящих грузов (80% времени в пути от отправителя до получателя груз находится на земле), что в свою очередь непременно зависит от правильности расчётов параметров складского терминала и планировки его технических сооружений.
Грузовые терминалы при аэропортах выполняют следующие основные функции: перевалка груза, хранение и обработка груза, экспедирование груза [1]. Данные функции предусматривают выполнение следующего ряда задач: оформление контрактов с клиентами; приём и обработка заявок; оформление транспортных и других сопутствующих документов; таможенная очистка груза и другие. Чаще всего самолётами перевозятся следующие категории грузов: легковесные, тяжеловесные, ценные, скоропортящиеся, «мокрые» грузы, живность, опасные грузы и радиоактивные материалы. К особенностям обрабатываемого в грузовом терминале грузопотока можно отнести неравномерность грузового потока (авиаперевозки зачастую осуществляются по мере необходимости в силу особенностей перевозимого товара), отправку небольших транспортных партий (в силу влияния стоимости авиаперевозки). Для характеристики грузовой единицы при стеллажном размещении следует принимать условную грузовую единицу (пакет) размерами 800*1200*800 мм и объёмом 0,768 м3, а для мелких партий грузов – пакет размерами 400*1200*800 мм и объёмом 0,384 м3. Для характеристики грузовой единицы при контейнерном размещении за условные грузовые единицы следует принимать:
авиационный контейнер УАК-5 размерами 299*2438*1900 мм и объёмом 14,2 м3; жесткий поддон ПАВ-2,5 размерами 1456*2438*1900 мм и объёмом 4,75 м3;
багажный контейнер АК-1,5 размерами 2007*1562*1534 мм и объёмом 4,4 м3.
Весь технологический процесс функционирования грузового терминала можно разделить на три основные части: приёмка/отгрузка груза, грузопереработка на терминале и оформление документации, перевозка груза между терминалами отправления и назначения. Самым первым этапом в логистическом процессе работы грузового терминала является оформление документации. Грузовая накладная является перевозочным документом, который удостоверяет заключение определённого договора между грузоотправителем и грузоперевозчиком. Помимо неё также оформляется и вся сопутствующая документация, предоставляются все необходимые документы, обговариваются условия перевозки. Следует помнить, что при перевозке авиатранспортом груз должен переносить длительное воздействие следующих факторов: температуры окружающей среды от -60 до +60 градусов С; понижения атмосферного давления (до145 мм. рт. ст.); вибрации с определённой амплитудой от 5 мм на частоте 7 Гц.
После этого отправитель должен в определенный срок предоставить груз грузоперевозчику. Обычно до грузового терминала груз транспортируется самим отправителем, после он проходит процедуру приёмки уже на самом терминале, а именно: упаковывается, взвешивается, проходит процедуру досмотра и маркируется. Упаковка груза должна соответствовать следующим требованиям: должна быть сухой и чистой, без острых выступов и углов; должна обеспечивать сохранность груза на всё время воздушного полёта; тара для жидкостей должна выдерживать внутреннее избыточное давление при падении наружного атмосферного давления. Досмотр груза осуществляется с помощью досмотрового оборудования и ведётся как при отправке груза, так и при его приёмке. Далее весь груз маркируется. Маркировка должна производиться в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-77, а маркировка опасных грузов – в соответствии с требованиями ГОСТ 19433-81. Транспортная маркировка может содержать как основные, так и дополнительные и информационные надписи, манипуляционные знаки, ярлыки, предупредительные надписи.
Как только весь груз обработан и зарегистрирован на рейс, производится его погрузка в воздушное судно. Для этого используются, как правило, вилочные погрузчики, которые грузят товар на тележку и груз транспортируется до самолёта. Затем по конвейерной ленте поступает в отсек самолёта и распределяется по своим местам. Если же самолет только прилетел, то производится его разгрузка. Сначала выполняется выгрузка груза из самолёта посредством специальных трапов или конвейерной ленты, затем он на тележке транспортируется на склад. Обычно полная выгрузка из самолёта 100 тонн занимает около трёх часов. После доставки груза на склад, он проходит досмотр, процедуру таможенной очистки (если привезён из-за рубежа). С помощью автоматизированной системы он распределяется по ячейкам, иными словами по своим местам, затем специальным оборудованием помещается в них. При оприходовании груза на склад, отправитель и получатель информируются об этом, и уже после получатель забирает груз либо самостоятельно, либо обговариваются дополнительные условия его доставки в пункт назначения. Каждую операцию, совершаемую с грузом можно отследить с помощью информационных технологий, поэтому число потерь груза сводится к минимуму, хотя и бывают исключения.
Если рассматривать типовое устройство склада, то на транзитно-перевалочном складе при аэропорте должны присутствовать тёплый стеллажный склад (прибытия и отправки), склад хранения грузов с температурным режимом (наличие холодильных и морозильных камер), склад опасных грузов и радиоактивных веществ, открытые и крытые площадки для хранения негабаритных грузов и авиационных контейнеров [3]. Помимо этого, в грузовом терминале должны присутствовать офисные помещения для участников перевозочного процесса, а также клиентский зал, которые обеспечены всеми необходимыми системами, а именно: системами отопления, кондиционирования воздуха, вентиляции, пожарной сигнализации, телекоммуникации, доступом в Интернет, возможностью подключения к телефонной линии, электроснабжением 220В; комнатой досмотра для таможенного, ветеринарного и фитосанитарного контроля; а также помещениями инженерно-технического назначения.
Говоря о техническом оснащении грузового терминала, следует учитывать его особенности функционирования. Транзитно-перевалочный склад при аэропорте должен быть оснащен всем необходимым оборудованием и техникой (таблица 1).
Таблица 1 – Оборудование и спецтехника для грузового терминала [2]
Назначение оборудования |
Вид оборудования |
Оборудование для складского комплекса |
- весовое оборудование с различным диапазоном измерений от 5 грамм до 3 тонн; - конвейер ленточный взвешивающий; - система радиационного контроля; - досмотровая рентгеновская установка; - конвейер для подачи груза на рентгенотелевизионную установку; - рентгенотелевизионная система контроля и др. |
Погрузочно-разгрузочное оборудование |
- вилочные погрузчики (электропогрузчики, дизельные погрузчики); - краны-штабелёры; - электротележки; - гидравлические тележки и т. п. |
Транспортные средства |
- тягач для транспортировки контейнерных и паллетных тележек; - грузовые автомобили; - автомобиль с подъёмной платформой |
Все процессы досмотра груза, обработки, упаковки, отправки должны быть автоматизированы, это позволить значительно сократить время движения материального потока через грузовой терминал. К тому же, должен быть механизирован и процесс разгрузочно-погрузочных работ, который требует максимальной безопасности передвижения материального потока внутри транзитно-перевалочного склада.
Таким образом, перемещение грузопотоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определённых местах запасов ресурсов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение грузопотока через склад связано с затратами, что увеличивает стоимость конечного продукта. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складских комплексов, оказывают значительное влияние на передвижение материальных потоков в логистической цепи в целом. Транзитно-перевалочный склад при аэропорте должен иметь класс А или А+. Особенностью обрабатываемого грузового потока на таких терминалах являются специфические характеристики товарных групп, перевозимых воздушным сообщением.
Библиографический список:
1. Герами В.Д., Колик А.В. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики : учебник и практикум / В. Д. Герами, А. В. Колик. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 510 с.
2. Аэродромная и аэропортовая спецтехника и оборудование [Электронный ресурс]. – URL: http://www.aftproject.ru/catalogue/baggage_and_cargo_handling/ (дата обращения: 10.10.2015).
3. Характеристика грузового терминала ВВЛ [Электронный ресурс]. – URL: https://tolmachevo.ru/cargo/capabilities/ (дата обращения: 05.11.2015).