УДК 658.7
ПОДХОД К СИНТЕЗУ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ И АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА СТРАН ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
Марченко Михаил Сергеевич
магистрант 1–го курса,
Сибирский Федеральный Университет,
г. Красноярск, Россия
E-mail: marchenkomikhail19@gmail.com
Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович
д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики
Красноярский государственный аграрный университет,
г. Красноярск, Россия
APPROACH TO THE SYNTHESIS OF LOGISTICS SYSTEMS OF AGRICULTURE KRASNOYARSK REGION AND AGRICULTURE EUROPEAN UNION
Marchenko Mikhail Sergeevich
1st year master degree student,
Siberian Federal University, Krasnoyarsk, Russia
Scientific adviser – Lukinikh Valery Fedorovich
Doctor of economics, professor, head of Logistics department,
Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia
В статье предложены методы и факторы стабилизации логистических систем агропродукции Красноярского края на примере достигнутых успешных результатов стран Европейского союза.
Ключевые слова: синтез, логистическая система, агропромышленный комплекс, сельхозпроизводитель, метод, регулирование, модель, поток, управление потоками, звено, программа, стандартизация, финансовая среда
The article suggests the methods and factors of stabilization of agricultural logistics system of Krasnoyarsk region on the example of successful results achieved by the European Union.
Key words: synthesis, logistic system, agriculture, farmer, technique, control, model, flow, flow control, link, software, standardization, financial environment.
Предмет логистики как науки заключается в управлении деятельностью товарных, инвестиционных, кадровых, сервисных и других потоков, путём использования издержек и их оптимизации с целью увеличения доли прибыли. Возможности логистики в повышении эффективности логистических систем обуславливается реализацией логистической стратегии во всех звеньях цепи (структурных и функциональных звеньях, поставщиков, потребителей, логистических посредников и т.д.), взаимосвязанных и объединённых единым управлением корпоративной стратегии, используются во всём мире и во всех областях человеческой деятельности, в том числе и в сельском хозяйстве.
Для межстрановых сравнений эффективности логистики можно рассматривать различные рейтинги и индексы, связанные с транспортными услугами. Одним из наиболее интересных является Logistics Performance Index (Индекс эффективности логистики), публикуемый Всемирным Банком. По этому индексу Россия в 2014 году заняла скромное 90-е место (из 160-ти) в ряду таких стран как Уругвай, Армения, Шри-Ланка. Недостатки в развитии логистики в целом сильно затрудняют рациональное функционирование логистических цепей, что сказывается на экономике страны. Следует отметить, что в развитых странах логистика даёт 10-15% валового внутреннего продукта (ВВП), в Российской федерации – только 1,5-2%.
Красноярский край по своей величине является вторым по площади субъектом Российской федерации, по праву считается крупнейшим сельскохозяйственным регионом Центральной и Восточной Сибири, полностью обеспечивающим потребности населения в основных продуктах питания. В сельском хозяйстве края преобладает производство зерна, картофеля и овощей; развиты животноводство мясомолочного направления, овцеводство, птицеводство, пчеловодство и звероводство. Урожайность зерновых восьмой год подряд является наивысшей среди регионов Сибирского федерального округа.
В агропромышленном комплексе края цепь поставок является далеко не безупречно организованной и связанной единицей. Грамотное регулирование транспортных и информационных потоков помогало бы предприятиям-звеньям экономить миллионы. Отрасли сельского хозяйства функционально включают самые разные направления деятельности, технологически имея мало общего между собой. Это усложняет взаимосвязи и цепочки поставок, объединяет нерешённость многих задач сельскохозяйственной логистики.
Отрасли сельского хозяйства богаты неграмотными решениями, приводящими к снижению конкурентоспособности как стоимости готового продукта, так и его качества.
Анализируя логистические системы, выстроенные в странах Европейского союза, можно выделить факторы стабилизации действующей ситуации в Красноярском крае:
1. Переработка и хранение сельскохозяйственной продукции являются наиболее проблематичными звеньями в логистике распределения без кардинального изменения, в развитии которых невозможно дальнейшее развитие агропромышленного комплекса края в целом;
2. Методы развития переработки и хранения следует решать в комплексе с проблемами развития логистической инфраструктуры села, в частности дорожного хозяйства. Улучшение условий труда сельских жителей, их жизни и быта, является важным фактором, а так же и результатом проводимых целевых программ государства;
3. Необходимость в увеличении числа логистических центров вблизи сельскохозяйственного производства;
4. Целевые программы государства, в первую очередь, должны быть направлены на развитие вертикальной интеграции в агропромышленном комплексе региона;
5. Необходимо повысить качество мониторинга проводимых целевых программ развития переработки и оптово-распределительных (логистических) центров;
6. При анализе существующих мер, направленных на развитие кооперации составляющих агропромышленного комплекса, необходимо исключить негативное влияние, увеличив положительное присутствие;
7. Государству необходимо увеличить объём денежных средств, направленных на техническое перевооружение перерабатывающей промышленности;
8. Исключение из цепей поставок лишних посредников, которые в свою очередь способствуют увеличению стоимости конечного продукта;
9. Сельскохозяйственное производство должно учитывать не только потребности рынка, но и рационально использовать существующий природно-ресурсный потенциал.
10. Планирование количественных показателей: заключение контрактов, финансовое и товарное кредитование производителей, лизинг техники;
11. Стандартизация в области качества продукции и процессов;
12. Необходимость в выстраивании чёткой и прозрачной системы установления закупочных цен с условиями сортности товара с дифференцированием по условиям производства и транспортировки.
Логистическая концепция развития агропромышленного комплекса требует комплексного решения обозначенных задач. Аграрная политика государства может и должна выступить катализатором образования таких логистических цепей.
На рисунке 1 отображена обобщённая схема логистической системы агропромышленного комплекса, формальных и неформальных правил природопользования и организации аграрной логистической системы.
Рисунок 1 – Логистическая система агропромышленного комплекса
Финансовая среда порождает финансовые потоки, которые в свою очередь играют роль стимуляторов как землепользования, так и функционирования всех остальных звеньев – составляющих агропромышленного комплекса. Институциональные и финансовые потоки генерируют материальные и трудовые потоки в агропромышленном комплексе.
Логистика требует сбалансированного развития всех подсистем агропромышленного комплекса. Перед агропромышленным комплексом края остро стоят вопросы модернизации технологического оборудования, производства и внедрения современной тары и упаковочных материалов, строительства необходимых складских помещении и распределительных центров, а также применения эффективных средств транспортировки продукции по всей логистической цепи.
Сельхозпроизводители не в состоянии решить задачу насыщения производства материально-техническими средствами без активного государственного вмешательства. Сейчас агропромышленный комплекс края принимает участие в реализации основных мероприятии Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы. Объемы государственной поддержки агропромышленного комплекса края из года в год растут.
Таким образом, при синтезе практик организации логистических систем за рубежом, а именно в странах Европейского союза, наблюдается ряд характерных отличий её организации. Применение научно обоснованных методов логистики позволяет снизить уровень издержек обращения на 20%, товарные запасы на 30-70%, сократить время обращения товара на 20-50%, всё вышесказанное положительно влияет на экономический эффект, потенциально снижая издержки в три раза.
В заключение можно сказать, что при синтезе логистических систем агропромышленного комплекса Красноярского края и странах Европейского союза можно помочь сельскому хозяйству повысить эффективность и приблизить его продукцию к потребителям. Для этого необходимы вмешательство государства, реализация научных методов к выработке наилучших решений и подготовка специалистов в области логистики сельского хозяйства.