Регион: Выбрать регион
Сейчас: 26 апреля 2:17:04
Пятница
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ОТРАСЛИ

УДК 658.7

 

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ МОДЕЛИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА В ЗАКУПОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ПИЩЕВОЙ ОТРАСЛИ

Маркарян Сатеник Ашотовна

Магистрант 2 курса,

СФУ,  г. Красноярск, Россия,

E-mail: satenikmarkaryan@mail.ru

Научный руководитель – Лукиных Валерий Федорович

д.э.н., профессор, зав. кафедрой Логистики

Красноярский государственный аграрный университет,

г. Красноярск, Россия

E-mail: somcl@mail.ru

 

APPROACHES TO FORMATION OF MODEL OF LOGISTIC SERVICE IN PURCHASING ACTIVITY OF THE ENTERPRISE OF FOOD BRANCH

Markaryan Satenik Ashotovna

2nd grade master-student,

Siberian federal university, Krasnoyarsk, Russia,

                  Scientific adviser Lukinikh Valery Fedorovich

Doctor of economics, professor, head of Logistics department,

 Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russia

 

В статье рассмотрен процессный подход к формированию модели логистического сервиса в закупочной деятельности предприятия пищевой отрасли.  В качестве основного инструмента используется SCOR-модель — международный межотраслевой стандарт контроллинга и стратегического планирования цепей поставок. Сделан вывод о взаимосвязи процессов моделей и их значение для функционирования цепи поставок и повышения эффективности предприятия.

Ключевые слова: конкурентоспособность, закупочная логистика, логистическая цепь, SCOR-модель, контроль цепи поставок

 

The article considers the process approach to the formation of the logistics service procurement of the enterprises of the food industry. As the main tool used SCOR model is a cross — industry standard for controlling and strategic planning of supply chains. The conclusion about the relationship between process models and their importance for the functioning of the supply chain and improve the efficiency of the enterprise.

Keywords: competitiveness, procurement, supply chain, SCOR model, the control of the supply chain

 

Развитие рыночных отношений приводит к тому, что поставщикам необходимо брать на себя большее количество функций в области логистики (так как расходы на логистику составляют до 70% от общих затрат). Главная задача производителя в условиях возрастающей конкуренции сводится с одной стороны  к тому, чтобы обеспечить постоянное удовлетворение спроса на производимый продукт, а с другой стороны  максимизировать прибыль, посредством сокращения затрат. Этого можно добиться только посредством создания устойчивой цепи поставок.

Процесс моделирования и управления цепями поставок представляет собой инструмент, который повышает конкурентные преимущества участников цепи поставок. Исходя из этого, ставится вопрос поиска путей совершенствования функционирования цепи поставок, методов ее эффективного управления. На помощь разрешения данного вопроса приходят различные методы моделирования. Именно поэтому, немаловажным является выбор модели, которая наиболее полно и объективно описывает процессы функционирования цепи поставок. Важным аспектом при выборе модели является учет особенностей той отрасли, в которой она будет функционировать и род деятельности предприятия. 

В рамках данной статьи будет рассмотрен подход к формированию модели логистического сервиса в закупочной деятельности производственного предприятия пищевой отрасли.

Рассмотрим особенности пищевой отрасли:

Ш Необходимость разрабатывать новые продукты, более качественные и с меньшими издержками, выводить их на рынок в условиях конкуренции, поддерживать бренд и удерживать долю рынка.

Ш  Жесткий контроль качества продукции, так как скомпрометировать продукцию легко – достаточно одного негативного случая, а возвращение покупателя к ней потребует немалых материальных и временных затрат.

Ш Оперативное обнаружение любых отклонений от стандартных процессов функционирования (закупки, производства, отгрузки, доставки). Покупатель не прощает задержек, и производитель теряет либо маржу, либо, вдобавок к марже, и покупателя.

Включая во внимание названные особенности, можно сделать вывод, что   деятельность отдела закупок  производственного пищевого предприятия сводится к высшей степени полному обеспечению структурных подразделений предприятия всеми видами сырья и материальных ресурсов в требуемые сроки, с минимальными затратами, должного качества и в объемах, необходимых для нормального осуществления их производственно- хозяйственной деятельности.

Логистическая модель, позволяющая контролировать всё происходящее внутри цепи поставок – это SCOR модель – модель связывающая деятельность поставщика и заказчика. Границы модели определяются «от поставщиков  до клиентов потребителя», т.е. модель описывает так называемую «расширенную» цепь поставок.

Суть ее заключается в том, что производственное предприятие  не является независимым от внешней среды образованием,  а представляет собой часть системы, связывающей цепочку «источники сырья – производство – отгрузка конечному потребителю» [1].

Общая идеология SCOR-модели заключается в сочетании принципа неразрывности товарного и информационного потоков одновременно с функциональной интеграцией. На рисунке 1 [2] представлена схема SCOR-модели с точки зрения процессного понимания.

 2b44928ae11fb9384c4cf38708677c48.jpg

Рисунок 1 – Категории процессов SCOR-модели

 

В общем случае SCOR-модель предполагает, что контрагенты ЦП реализуют следующие укрупненные группы процессов - планирование (plan), снабжение (source), производство (make), доставка (deliver), организация возвратных потоков (return), для которых в рамках модели даны характеристики последовательности и взаимосвязи процессов (по информационным потокам), предложены KPI для наиболее эффективной реализации процедур планирования, контроллинга и бенчмаркинга, приведены лучшие практики в разрезе технологий реализации ключевых процессов, предложены требования к уровню навыков и компетенций персонала.

Использование SCOR-модели в моделировании логистического сервиса закупочной деятельности  предприятий в пищевой отрасли сводится к использованию таких категорийных процессов   SCOR- модели, как:

·        Планирование;

·        Снабжение;

·        Доставка;

·        Возврат;

Рассмотрим процессы закупочной деятельности на  производственном предприятии пищевой отрасли в каждом из выделенных категорий SCOR-модели (см. таблица 1).

Таблица 1 – Процессы закупочной деятельности пищевого предприятия в категориях SCOR- модели.

Категория

Процессы

Планирование

-Управление жизненным циклом товара;

-Определение источников поставок;

-Планирование ресурсов

-Планирование запасов;

-Определение требований к системе дистрибуции;

-Определение объемов поставок;

-Определение периода времени на цепь поставок;

Снабжение

-Выявление элементов управления снабжением;

-Оценка и выбор поставщиков;

-Проверка качества поставок;

-Определение периода времени на закупку, контроль качества, упаковку, хранение, внутрипроизводственную логистику;

Доставка

-Управление заказами (создание и регистрация заказов, формирование стоимости, выбор конфигурации товаров, поддержка базы данных по товарам и ценам);

-Определение периода времени на заказ;

-Управление складом ( подбор и комплектация товаров и упаковок,  создание специальной упаковки, отгрузка товара);

-Определение периода времени на складские операции;

-Управление транспортировкой и доставкой (правила управления каналами и заказами, регулирование товаропотоками для доставки, управление качеством доставки);

-Определение периода и времени на транспортировку и доставку;

Возврат

-Определение структурных элементов возвратов товара (дефектных, излишних, требующих ремонта);

-Определение состояния продукта;

-Запрос на авторизацию возврата;

-Составление графиков возвратов;

-Направление на уничтожение или переработку товара;

-Определение периода времени на возврат;

        

Предприятие, построив собственную модель процессов, может измерить ее эффективность и сравнить результаты с данными об эффективности «лучших в своем классе» компаний, а также сравнить свои методы управления с  общепризнанными лучшими методами. Это позволяет компании определить новые цели по повышению эффективности своей деятельности. Например, производственное предприятие обнаруживает, что ему требуется 65 дней для увеличения производства на 20%,  ВТО время как « лучший в своем классе» результат – 20 дней. В этом случае оно может сравнить свою модель с зарегистрированными лучшими методами, выявить слабые элементы и  принять меры по их оптимизации.

 

Библиографический список:

1.     Матушкин М. А. Управление цепочками поставок как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия в глобальной экономике // Россия и Европа: глобальные изменения и современное развитие: материалы международной научно-практической конференции (Саратов, 12–14 апреля 2010 г.). Саратов: Саратовский государственный социально-экономический университет, 2010 г.

2.     Режим доступа : http://elibrary.unecon.ru/st_materials_files/307649144.pdf

3.     Сергеев В.И. DCOR моделирование как развитие стандарта SCOR-модели// Логистика и управление цепями поставок - № 4, август 2008 г.


Количество просмотров: 2074
теги:
17.06.2016 05:21 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации:




Сергей Полунин: доверенное лицо Президента

Сергей_Полунин

Полунин Сергей молод. Ему всего лишь по состоянию на февраль 2024-го, 34 года. Вместе с тем, в декабре 2023 года он попал в список доверенных лиц Владимира Путина на президентских выборах 2024 года.

23.02.2024 09:53 // 2401


ПРЕМИЯ-ПРАКТИКУМ «Харизма года»

13 мая 2024 в Сколково пройдет самое харизматичное событие - премия-практикум «Харизма года». Премия-практикум призвана вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать свой потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни. 

Узнать подробнее - https://charisma-awards.ru/?utm_source=smi

Основная миссия премии – вдохновить и побудить женщин раскрыть свою уникальную харизму, осознать потенциал и достичь новых вершин в личной и профессиональной жизни.

23.04.2024 13:11 // Rusventure



Стать автором
Логин:
Пароль:
Для входа в свой аккаунт или Регистрациии, воспользуйтесь выплывающим меню
Реклама