Регион: Выбрать регион
Сейчас: 23 ноября 7:12:56
Суббота
Время: Красноярск (GMT+7)
На главную Написать письмо Карта сайта

ТРАНСПОРТНАЯ ЗАДАЧА О ДВУХЭТАПНОЙ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ С УЧЕТОМ ВРЕМЕНИ

УДК 656.02

 

ТРАНСПОРТНАЯ   ЗАДАЧА  О   ДВУХЭТАПНОЙ  ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА   НЕСКОЛЬКИХ   ВИДОВ С УЧЕТОМ ВРЕМЕНИ

Маман Айдана

Студентка 3 курса специальности «Логистика»,

Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И.Сатпаева, г.Алматы, Казахстан

E-mail: muhanova_g@kazntu.kz

Научный руководитель – Муханова Гульмира Самудиновна

к.т.н., доцент, зав. кафедрой Управления проектами 

Казахский национальный исследовательский технический университет имени К.И.Сатпаева, г.Алматы, Казахстан

E-mail: gulmirasamudin@gmail.com

 

TRANSPORT TASK ON DOUBLE-STAGE CARGO TRANSPORTATION OF VARIOUS KINDS ACCORDING TO THE TIME

Maman Aydana

3d grade  student,

Satbayev Kazakh National  Research Technical University,

Almaty, Kazakhstan

Scientific adviser – Mukhanova Gulmira Samudinovna

Candidate of technical sciences, associated professor, head of Project Management department,

Satbayev Kazakh National  Research Technical University,

Almaty, Kazakhstan

 

В работе   разработана модель четыре индексной транспортной задачи перевозки неоднородной продукции (грузов различных видов) с учетом времени. В модели выполняется одно из требовании логистики - доставка груза в точно назначенное время. На основе анализа сформулированы достоинства модели, выработаны рекомендации по применению данной модели и предложения по совершенствованию разработанной  модели.

Ключевые слова: математическая модель транспортной задачи, неоднородная продукция, оптимизация в логистике

 

In this paper a model four index transport task of dissimilar goods transportation (goods of various kinds) with time of delivery was developed. There is one of the logistics requirements in the model - delivery of cargo at the appointed time. Based on the analysis stated advantages of the model, and designed recommendations on the application of this model and suggestions for improvement of the developed model.

Key words:  a model of transport task, dissimilar goods, optimization in logistics. 

 

Основными проблемами рынка логистики являются плохое техническое состояние транспортной инфраструктуры, отсутствие многих стыковок с торгово-складскими хозяйствами, ограниченные провозные возможности транспортной инфраструктуры и ее слабая интеграция и связность как внутри страны, так и за ее пределами, недостаток и износ средств транспортировки, неоптимальное с точки зрения социально-экономической эффективности предложение различных видов транспорта, недостаточное использование современных технологий и невысокий уровень компетентности кадрового состава. Организация цепи поставок на всех этапах перевозки, в частности на перевалочных пунктах, влияет на эффективность формирования перевозок. [1, с. 265]

Помимо общих проблем, эксперты выделяют и специфические для каждого сегмента. Так, в секторе грузовых перевозок можно отметить недостаточный уровень комплексного логистического сервиса и отсутствие системного управления маршрутами и коридорами, снижающих их привлекательность для грузоотправителей. Недостаточное количество грузоперевозок, использующих транзитные и логистические возможности Казахстана, вызвано высокими рисками и издержками, большим количеством документов и операций с ними, чрезмерные задержки в пунктах пересечения границ, слаборазвитый потенциал в области логистики и управления системами поставок.

В данной   работе выявлены один из путей решения проблем по грузовым перевозкам, когда необходимы эффективные решения по оптимизации грузоперевозок через перевалочные пункты. [2]

Опишем содержательную постановку транспортной   задачи  о   двухэтапной  перевозке груза   нескольких   видов с учетом времени.

 Груз,  включающий  q  видов   продукции,  требуется   доставить   из m  пунктов   отправления   в   n  пунктов   назначения в определенные моменты времени t.  При доставке  в  пункты  назначения  грузы сначала доставляются на р перевалочных (промежуточных)   пунктов, где возможно требуются процессы разгрузки-погрузки и хранение грузов.  Заданы  стоимости   перевозок   для   каждого   вида груза   из  каждого   пункта  отправления   в   каждый  перевалочный пункт в определенные моменты времени t, стоимости   перевозки   из  каждого   перевалочного  пункта в  каждый  пункт назначения в определенные моменты времени t, затраты на хранение, разгрузку и погрузку в перевалочном пункте,  а   также вместимость  каждого  перевалочного пункта в определенные моменты времени t. Необходимо определить оптимальный план транспортировки грузов по времени с учетом ограничении на объемы продукции каждого вида в пунктах отправления, объемов потребления в пунктах назначения и мощности (емкости складов) перевалочных пунктов.

Математическая модель  задачи.

Введем пояснения переменным и обозначениям:

 – запасы -го  вида груза  в   - м  пункте отправления в t-й момент времени, ;

 – потребность  в  -м  виде груза  в -м  пункте назначения в  t-й момент времени, ;

 – вместимость  -го перевалочного  пункта  в  t-й момент времени;

  – стоимость   перевозки   единицы  -го   вида  груза   из   - го 

пункта  отправления   в   -й  перевалочный   пункт  в t-й момент времени   ;

 - стоимость хранения и разгрузочно-погрузочных работ     единицы  -го   вида  груза, прибывшего   из   -го  пункта  отправления   в   -й  перевалочный   пункт  в t-й момент времени,  

  – стоимость   перевозки   единицы  - го   вида  груза   из  k- го 

перевалочного   пункта  в  - й  пункт  назначения в  t-й момент времени ;

 –  количество   - го   вида  груза ,  перевозимого  из  - го   пункта отправления  в  - й перевалочный  пункт в  t-й момент времени, ;

 – количество   - го   вида  груза ,  перевозимого  ,  перевозимого  из   -го   перевалочного  пункта в   - й пункт назначения в  t-й момент времени;

Математическая  модель  задачи  с   учетом  выше   приведенных обозначений   может   быть  представлена  в   виде  задачи  линейного  программирования:

                                   (1)

         при следующих ограничениях

                                         (2)

                                      (3)

                                                (4)

                                                                           (5)


               (6)

Целевая функция (1) определяет суммарные затраты на перевозку грузов из пунктов отправления в перевалочные пункты, из перевалочных пунктов в пункты назначения и затраты на разгрузку-погрузку и хранение грузов в перевалочных пунктах в определенные моменты времени.

Ограничения (2) показывают возможности пунктов отправления груза различных видов в определенные моменты времени. Ограничения (3) определяет объемы спроса пунктов назначения. Эти ограничения определены для каждого пункта потребления груза, для каждого вида груза в определенные моменты времени. Ограничения (4) показывает мощности перевалочных пунктов в определенные моменты времени. Ограничения (5) указывают, что в перевалочных пунктах грузы не потребляются, полностью вывозится груз, который ввезен в них. Ограничения (6) указывают на не отрицательность переменных.

Анализ полученных результатов исследования при различных вариантах   показывают, что возникают различные задачи для производителей, перевалочных пунктов и пунктов назначения грузов различных видов. В связи с этим перед производителями продукции появляются следующие пути решения задачи по сбыту грузов:

1.                совершенствование маркетинговой политики для расширения круга потребителей продукции;

2.                снижение объема производства из-за затрат по производству грузов и их хранению;

3.                 выработка предложении по увеличению объема спроса пунктов назначения;

4.                поиск дополнительных потребителей перевалочных пунктов для хранения грузов (в связи с достаточной емкостью складов).

Для перевалочного пункта одним из направления решения задачи - это поиск дополнительных потребителей в использовании перевалочного пункта и складов при пунктах.

Для пункта назначения или потребления грузов появляется возможность увеличения объема потребления, что требует совершенствование соответствующей маркетинговой политики.

В отношении математической модели также есть определенные возможности для ее модификации в соответствии с требованием транспортно-логистической цепи.

Предлагаются следующие пути совершенствования математической модели:

             введение ограничений на пропускную способность путей между отправителями и перевалочными пунктами, перевалочными пунктами и пунктами назначения;

             учет грузоподъемности автотранспорта;

             возможность уменьшения объемов груза в перевалочных пунктах из-за неправильного хранения, из-за всевозможных рисков при разгрузке-погрузке;

             маршрутизация перевозок с целью уменьшения порожнего пробега автотранспорта.

Модификация или совершенствование математической модели расширит круг решаемых задач для принятий решения при управлении грузовыми перевозками и дальнейшего исследования оптимизационных задач в логистике.

 

Библиографический список:

1.                Сейдахметов А.С, Тышканбаева М.Б., Муханова Г.С. Математическое моделирование цепей поставок в процессе организации бизнеса.// Материалы Х международной научно-практической конференции "Логистика - Евразийский мост", 2015, Россия, Красноярск, 2015, С. 263-267

2.                Самойленко Н.И. Транспортные системы большой размерности: монография/Н.И.Самойленко, А.А.Кобец, под. Ред. Н.И.Самойленко. –Х.:ХТМТ, 2010. – 212 с.


Количество просмотров: 2681
теги:
17.06.2016 05:19 | Loglem2016-2блог автора

Еще публикации: